5.2. Государственная поддержка и налогообложения сельскохозяйственных предприятий


Учитывая проблемы сельскохозяйственных предприятий , государство оказывает им поддержку по следующим направлениям [2]:
1) Ценовая политика и поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей заключается в установлении залоговых цен , предоставлении государственных дотаций и субсидий , установлении предельных уровней цен (тарифов ) на электроэнергию , газ и нефтепродукты отечественного производства , которые используются сельскохозяйственными предприятиями.
2) Доля расходов государственного бюджета Украины на финансирование развития сельского хозяйства должна составлять не менее 5 % расходов бюджета.
3) Для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается режим специального кредитования , учитывающий особенности ведения сельскохозяйственного производства в условиях осуществления экономической и земельной реформ на селе. Кредитное обеспечение сельского хозяйства состоит в предоставлении кредитов за счет государственных ресурсов и компенсации за счет государственного бюджета ставки по кредитам в размере не менее 50% учетной ставки НБУ.
Сельскохозяйственные предприятия осуществляют обязательное страхование урожая , за счет государственного бюджета компенсируется не менее 50 % затрат на такое страхование.
Для сельскохозяйственных предприятий устанавливаются льготы по налогообложению :
1. До 2007 г. сельскохозяйственные предприятия уплачивают фиксированный сельскохозяйственный налог [3]; ставка его устанавливается в процентах к денежной оценки сельскохозяйственных земель.
Фиксированный налог включается в себестоимость . Он уплачивается в счет таких налогов и сборов:
- Налог на прибыль;
- Плата за землю;
- Налог с владельцев транспортных средств;
- Коммунальный налог;
- Сбор на обязательное социальное страхование;
- Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
- Плата за торговый патент;
- Сбор за геологоразведочные работы за счет госбюджета;
- Сбор за специальное использование природных ресурсов (относительно пользования водой).
Если в отчетном периоде валовой доход от реализации сельскохозяйственной продукции составит менее 75% всего объема реализации , в следующем отчетном периоде предприятие платит налоги на общих основаниях.
2. До 2004 г. НДС при реализации сельскохозяйственной продукции остается в распоряжении сельскохозяйственных предприятий , перечисляется на отдельный счет и используется для пополнения основных и оборотных средств.
В 2004 г. сумма НДС , которую должны платить перерабатывающие предприятия за реализованные ими молоко и молочную продукцию , мясо и мясопродукты , направляется исключительно для выплаты дотаций сельскохозяйственным производителям за проданные ими мясо и молоко [1 , Закон о НДС - пункты 11.21 - 11.29 ]
3. Датой возникновения налоговых обязательств при продаже сельскохозяйственной продукции является дата зачисления средств от покупателя на счет или в кассу сельскохозяйственного предприятия [2].
4. Налог на прибыль ( для неплательщиков фиксированного налога) рассчитывается не за квартал , а за весь отчетный год , при этом валовые доходы и валовые расходы подлежат индексации [ст. 14 Закона о прибыли ].
Сельскохозяйственные производители осуществляют расчет прироста ( убыли) балансовой стоимости материалов [п. 5.9 Закона о прибыли ] один раз в год.
5. Освобождается от налогообложения финансирования научных разработок для сельскохозяйственного производства [2].
6. Не взимается пошлина и другие налоги при ввозе на таможенную территорию Украины комплектующих изделий и запчастей к сельскохозяйственной технике , средств защиты растений и животных , которые не производятся в Украине , а также при сезонном ввозе дизельного топлива ( с 01.02 по 01.10) .
Класс профессионального риска производства для уплаты сбора на страхование от несчастных случаев - 22 из льготной ставке 0,2%.
5.1. Характеристика отрасли и особенности учета 5.3. учет запасов