3.4. Особенности внутрирегиональной экономики
США является классической страной, в которой ощущается существенная диспропорция между отдельными территориями, что является лишним подтверждением действия закона неравномерности социально-экономического развития. Абсолютным лидером среди штатов по воспроизведением валового регионального продукта - GSP (GDP of region) является штат Калифорния. В 1993 году этот показатель в ней составил 697,4 млрд. дол., Затем шел штат Нью-Йорк - 441,4 млрд. дол. и Техас - 340,1 млрд. дол. Далее на значительном отрыве шла Пенсильвания - 227,9 млрд. дол. Аутсайдерами, имевшие достаточно низкий показатель GSP (в пределах 11 млрд. дол.) Были Северная Дакота, Южная Дакота, Вермонт и Вайоминг. Таким образом получалось, что Калифорния производит почти в 63 раза больше ВРП чем Вайоминг. Естественно, что соотношение отражается и на доходах населения, а следовательно и на достаточно высоких темпах внутренней миграции. Если федеральный закон запрещает платить менее 5 долл. за час работы, то в Калифорнии этот минимум составляет - 10 дол., остальные штаты находят для себя наиболее приемлемую форму возмещений для наименее квалифицированных работников в пределах 5-10 дол.Понимая подобного рода разницы Правительство как федеральный, так и местный проводит региональную политику, имеющую целью осуществления нивелирования развития не за счет сдерживания экономически активных зон, а через стимулирование экономического роста в депрессивных зонах. Однако его целью не является создание конкурентных преимуществ для одних компаний за счет других. Примером содействия развитию депрессивных зон может служить Закон об организации государственной корпорации "Администрация долины Теннесси" (Tennesse Valley Authrity), который был принят в 1933 году. Основными направлениями его реализации стали: строительство и эксплуатация системы гидротехнических сооружений, производство и распределение электроэнергии, развитие сельского хозяйства на основе его химизации и электрификации, улучшение качества окружающей среды и использования рекреационных ресурсов, развитие городов и населенных пунктов региона. За время существования корпорации TVA ее энергосистема стала крупнейшей в США и сейчас занимает 10 место в свити.
Другим примером осуществления региональной политики выравнивания является "Программа развития Аппалачей", которая начала действовать после принятия соответствующего Закона в 1965 году. Она охватывала территорию 13 штатов, а главными ее целями стали: создание условий для здорового образа жизни, получения безработными и молодежью новых профессий и специальностей, увеличение занятости и рост доходов на основе развития господарств.
В соответствии с Законом об общественных работах и экономическое развитие (1965) Министерство торговли получило право создавать мижштатови регионы экономического развития. В этом же Законе определяются элементы депрессивности штата, среди которых были: 1) уровень безработицы, которой значительно превышает середньонациональний, 2) уровень доходов, существенно ниже середньонациональний; учитывалась также степень зависимости экономики региона от одной-двух депрессивных отраслей тощо.Module . В 90-е годы существенно возросли объемы федеральной помощи штату. Если в 1970 году общий объем различного вида помощи составил 24 млрд. дол., Из которых 27% приходилось на субсидирование образования, занятости и социального обеспечения, то уже в 1998 году данная сумма выросла до 251 млрд. дол., Из которой 105 млрд . долл. (42%) приходилось на здравоохранение. Среди крупнейших штатов-реципиентов федеральной помощи максимум, как отмечалось ранее приходился на Аляску. От 1450 До 1799 дол. перераспределялось в пользу Южной и Северной Дакоты. Наименьший объем возмещений получали штаты Техас, Флорида и некоторые другие ($ 450-700), что являются флагманами экономического развития краини.
В 80-90-е годы в США возникли разного рода инновационные формы быстрого экономического роста. К ним относятся зоны предпринимательства, образующиеся соответствии с Федеральным законом о предпринимательские зоны (1983) на срок от 5 до 20 лет. В 1995 году в стране насчитывалось около 1400 таких образований. Результаты такого интегрального подхода федерального и регионального правительств является впечатляющими: улучшилось использование земельных участков, выросла занятость населения и доходы, которые получают жители депрессивных зон, существенно улучшились инфраструктурные условия регионов, что создает более высокие конкурентные преимущества для привлечения инвестиций.
Весьма показательным является также опыт США по созданию технопарков. Наиболее известными во всем мире три из них:
Парк "Треугольник Северной Каролины". Его деятельность особенно активизировалась после размещения здесь предприятий компании IBM. В начале 80-х технопарк объединял 40 видов деятельности, а число занятых в них составило более 20000 человек. Большое значение имела близость университетов, льготное обслуживание тощо.
"Бостонский маршрут 128" было создано на базе Массачусетского технологического института. Он специализируется на разработке и выпуске космической техники и електроники.
"Силиконовая долина" («кремниевых долина») в Калифорнии специализируется на разработке и внедрении новейших технологий в различных отраслях ноу-хау. Это один из самых динамичных регионов свиту.
Кроме этого в США хорошо известны и другие модели быстрого экономического роста, а именно - кластеры. В отличие от технопарков они могут специализироваться не только (и даже не столько) на наукоемкие производства. Это могут быть деревообрабатывающие, винодельческие, рекреационные и другие комплексы, которые используют новейшие технологии, имеют на территории несколько фирм, конкурирующих друг с другом и университетов, которые обеспечивают производство и лаборатории высококвалифицированными кадрами и современными технологическими разработками. Подробно разработал теорию кластеров, как инновационных моделей экономического роста американский экономист Майкл Портер, опираясь на работы Маршалла, сабель и др.. Именно опыт США стал образцом для выполнения специализированных кластеров в другие регионы мира.
На отраслевом уровне внедрения в перспективе, допустим, биотехнологического кластера, могло бы определить характер регионального движения и синергетический эффект расширения, который достаточно четко можно проиллюстрировать на примере американской схемы развития вышеназванного формирования с применением венчурного капитала (см. рис. 3.1).
Трехлетние циклы (в данном случае это регионально-отраслевые) достаточно емко характеризуют те локальные изменения, которые произошли за девять лет стимулирования предпринимательства в биотехнологической отрасли. Если в начале 90-х годов предлагаемая структура достаточно четко отражала региональные связи по линии Нью-Йорк - Бостон, и Нью-Йорк - другие территории, а связь Бостон - Сан-Франциско имел условный характер, то уже в конце периода, рассматриваемого региональные связи не только углубились и расширились, но и диверсификувалися как на локальном, так и на отраслевом уровнях. Следует также обратить внимание на то, что в течение девяти лет создания и функционирования кластера произошло его стремительное продвижение от первой до третьей стадии цикла, а это явно указывает на тот факт, что в условиях инновационно-инвестиционного бума сроки регионально-отраслевой цикличности ограничен 12 -ю, максимум - 15-ю годами эффективной работы.
3.3. Отраслевая структура экономики | 3.5. Внешнеэкономическая экспансия США |