3.5. Внешнеэкономическая экспансия США
В 1988 году в США был принят "Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности", который предложил новые направления поддержки отечественного экспорта и защиты национальных товаропроизводителей от внешней конкуренции. Это дало возможность американским компаниям увеличить свою активность, улучшить торговые и кооперационные связи с иностранными фирмами, организовать совместный бизнес с зарубежными партнерами у себя в стране и за кордоном.На протяжении 90-х годов. США существенно активизировали применение антидемпинговых мер и компенсационных пошлин, что стало настоящим бедствием для большинства торговых партнеров этой страны. По данным Института США и Канады Российской Академии Наук (2002) по состоянию на середину 1999 г. на США приходилось более трети антидемпинговых мер, действующих во всех странах ВТО (326 из 1011) и почти две трети компенсационных мер (60 из 100). Конце ХХ в. - Нач. XXI в. основные протекционистские меры правительства США были направлены на контроль за поставками стального проката. Так, в 2000-м году из 251 антидемпингового расследования, инициировалось 21 членом ВТО 46 случаев приходилось на США, из которых 80% касались черных металив.
Вместе с тем, уровень защиты внутреннего рынка, а значит и отечественного производителя в США не заканчивается только выше приведенными мерами, он направлен прежде всего на ограничение «чувственного импорта» из стран, которые развиваются. Средний уровень ввозной пошлины составляет сейчас около 4%, против 10% тарифных ставок на импортируемую продукцию обрабатывающей промышленности и 19% - на аграрную продукцию. Расписание "пиковых" тарифных ставок по отдельным промышленными товарами удостоверяет существование приоритетных и неприоритетных отраслей: по одежде их удельный вес составляет - 44%, обуви - 42%, текстиля - 21%, кожаные изделия - 12%, посуда - 10%. К этому следует добавить, что все эти товары исключены из общей программы преференций, относящихся к странам, розвиваються.
Вторым важным направлением функционирования американской внешнеторговой модели является поддержка экспорта капитала на национальном уровне. Главным инструментом прямой поддержки компаний США является корпорация зарубежных частных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation - OPIC). К ее основным функциям относятся: финансирование зарубежной деятельности американских компаний путем выдачи ссуд и гарантий займов, страхование иностранных инвестиций американских компаний от различного рода политических рисков, организационная и информационная поддержка национальных интересов. Эта организация является высокодоходной как по американским, так и по мировым масштабам. Так, в 2000-м году ОРИС от своей деятельности заработали 185 млн. дол., А за весь период деятельности - более 3,5 млрд. дол., Имея в штате лишь около 200 сотрудников. Вместе с тем, удельный вес США в вывозе ПИИ за последние двадцать лет сокращалась. Наглядно показано на рис. 3.2.
В начале XXI века. эти тенденции усилились, и сейчас США выступают крупнейшим в мире экспортером капитала, а правительство страны предоставляет своим компаниям необходимую поддержку. Исходя из этого можно спрогнозировать, что в условиях глобализации рынков хозяйство США должно развиваться в первый четверти XXI в. в трех направлениях:
максимальное продвижение товаров и услуг на мировые рынки;
защиту инвестиций американских компаний за рубежом;
диверсификация внешнеэкономических связей в пределах интеграционной группировки НАФТА.
Сейчас, на современные США приходится около 13% мирового экспорта и 18% мирового импорта, что выдвигает эту страну в стоимостном и процентном отношении на первое место в мире по экспорту товаров и услуг, ежегодно создает около 11-12% ВВП этой держави.Module . Существенной проблемой для США является значительное превышение импорта над экспортом, что стало следствием стремительного наращивания ввоза в эту страну товаров и услуг из Японии, государств Евросоюза и некоторых НИС. В отдельные годы темпы роста импорта вдвое превышали темпы увеличения экспорта. Поэтому в 1998 году в стране наблюдался достаточно высокий (120 млрд. долл.). Дефицит внешнеторгового баланса. Вследствие этого, администрация президента Б. Клинтона развернула широкомасштабную компанию по устранению барьеров для американских товаров на рынках Китая, Японии и некоторых новых индустриальных стран. В 2001-2003 гг односторонние действия администрации Буша-младшего вызвали значительные проблемы в отношениях США и Евросоюза, а также целого ряда стран Центральной и Восточной Европы через наращивание протекционистских мер защиты внутреннего ринку.
В структуре экспорта США в последнее время опережающими темпами наращиваются поставки на мировой рынок полупроводников, телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и самолетов), энергетического оборудования, двигателей, измерительных и научных приборов, космической и лазерной техники (т.е. наукоемких товаров). С 1980 по 1996 годы значительно вырос экспорт сельхозпродукции из 42 млрд. дол. до 61 млрд. дол., хотя удельный вес его в общей структуре экспорта сократилась с 15% до 7%.
Вывоз услуг по США развивается вдвое быстрее, чем торговля товарами. Если в 1980 году экспорт последних оценивался в 28 млрд. дол. и составлял 18% всего объема экспорта. То уже в 1996 году этот показатель достиг 237 млрд. дол. (26,8%). В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтингови.
Значительный стимул наращиванию американского экспорта дало вхождение Мексики в состав НАФТА в 1994 году. Это позволило значительно увеличить экспорт инвестиционных и потребительских товаров в эту страну. Американскими ТНК была создана мощная производственная база в приграничных с США районами этой страны (maguailadora industry), что создало определенный экономический феномен трансграничного сотрудничества, в отличие от европейской модели не имел доминирующего институционального влияния, а базировался преимущественно на пидприемництви.
Основными партнерами США в экспорте в начале XXI века. были: Канада (23%), Япония (10,3%), Мексика (10,1%), Великобритания (5,2%), Германия (3,7%), Южная Корея (3,4%), Тайвань (3,2%).
В структуре экспорта преобладают средства производства, автомобили, промышленное оборудование и сырье, потребительские товары, аграрная продукция. Основными странами-экспортерами товаров на американский рынок выступают Канада (19%), Япония (17,4%), Мексика (7,3%), Китай (5,6%), Германия (4,6%), Тайвань (3 , 9%), Великобритания (3,6%).
В структуре импорта в США преобладают наукоемкие товары и услуги, товары потребительского назначения. Среди них оборудование для обработки информации, станки, промышленные роботы, телевизоры, видеотехника, автомобили, кино-и фотоаппаратура, текстиль и обувь. Последнее время уменьшилась зависимость США от внешних источников, хотя в страну продолжают ввозить нефть, цветные и редкоземельные металлы, сталь.
Одним из факторов, сдерживающим расширение деловой активности в США является достигнутый уровень цен на энергоносители. Учитывая то, что страна является импортером нефти, стабилизация цен на этот ресурс на уровне 20-25 долларов за баррель в последние годы и максимальный рост цен до 50 долл. и более в 2004 году оказывает в целом негативное влияние на экономическое развитие США, способствуя росту сверхнормативных ряда секторов американской экономики прежде транспортного и енергетичного.
Особенностью американской экономики и структуры внешнеэкономических связей является то, что страна выступает крупнейшим в мире внешним должником (на середине 1995 года общий объем составлял 862 млрд. дол.) И одновременно крупнейшим донором экономической помощи, которая называется в США - официальной поддержкой развития ( 6,9 млрд. дол. в 1997 г.).
Средства, которые выделяет правительство США через Агентство по международному развитию (см. табл. 3.5) на помощь другим странам, предусматриваются бюджетными ассигнованиями и должно быть соответствующим образом распределена между государствами-реципиентами. Стратегические приоритеты обозначаются достаточно четко. Это, в первую очередь, страны Ближнего Востока - Израиль, Египет, Иордания, а также Западный сектор газа, на которые приходится 65,2% объема помощи десяти странам мира. Далее идут постсоциалистические страны, где рыночная трансформация и характер соответствующих преобразований являются весьма важными для США. Всего на Россию, Украину, Боснию и Грузию в 2000 году приходилось 772,5 млн. дол., Что составляет 26,6% общего объема иностранного допомоги.
Симптоматично тот факт, что среди всех постсоциалистических стран выделены Россия и Украина, которые имеют наибольшую численность населения среди мегарегиону Центральной и Восточной Европы, а также мощный военный, промышленный и интеллектуальный потенциал.
Важное значение для мирохозяйственных позиций США имеет международная роль американского доллара, на который приходится около 65% мировых валютных резервов. Современные конкурентные позиции этой валюты и евро оцениваются как равные, а затем поддержание покупательной способности своей денежной единицы на мировых торгах является важным фактором американской экономической безопасности.
3.4. Особенности внутрирегиональной экономики | 3.5.1. Особенности экономических связей между Украиной и США |