5.8.3.3. Особенности внешнеэкономических отношений

В течение 90-х годов. Польша наращивала внешнеэкономические связи со странами Европейского Союза, которые имели в этот период различную интенсивность, хотя имеющейся стала тенденция на рост объемов как экспорта, так и импорта. Главной особенностью внешней торговли Польши в этот срок было преобладание экспорта над импортом, наглядно следует из табл. 5.21.

За период с 1996 по 2000-й год польский импорт в страны ЕС вырос в 1,4 раз, в то время как экспорт увеличился только в 1,3 раза. Сохранялось отрицательное сальдо внешней торговли, которое перекрывалось во многих случаях иностранными займами. Вместе с тем, в структуре импорта все больше доминировали инвестиционные товары, а также нефть и газ (преимущественно из Российской Федерации), их потребителем нередко выступали совместные предприятия, которых на нач. 1999 насчитывалось около 30 тыс. «Автомобильный инвестиционный бум», который имел место в середине 90-х годов и инвестиции в производство телевизоров и радиоприемников привели к существенному наращиванию экспорта этих товаров в течение первых девяти месяцев 2004-го года. Существенно вырос также экспорт средств производства. Этот год был рекордным также и относительно экспорта польского продовольствия на рынки Евросоюза. Традиционно высокое качество, хорошие вкусовые свойства, невысокие цены, упрощение таможенных процедур, отмена ветеринарного контроля, активное освоение инвестиций, поступивших на модернизацию фермерского хозяйства и пищевой промышленности привели к экспансии продовольственных товаров страны на рынках ЕС. В соответствии с прогнозами Министерства сельского хозяйства Польши экспорт продовольствия в страны Евросоюза составил в 2004 году 5 млрд. евро есть на 1 млрд. превысил импорт и был значительно выше, чем в 2003-м роци.
Следующей положительной чертой от расширения стало улучшение сальдо внешнеторгового баланса, однако он и сейчас остается пока отрицательным (за 7 месяцев 2003 года отрицательное сальдо составляло 3,3 млрд. евро, а за аналогичный период следующего 2004 года - 2,6 млрд.).
По свидетельству многих европейских экспертов существенно возросла конкурентоспособность польских товаров на рынках ЕС, в первую очередь связывают с увеличением производительности труда, ассортиментной диверсификации производства и другими перевагами.
Последнее время произошли также определенные изменения и в географии внешней торговли (см. табл. 5.22).

В 2003-м году Польша вышла на шестое место (после США, Китая, Японии, Швейцарии, России) среди стран-импортеров Евросоюза. На страновом уровне это были такие государства как Германия, Италия и Франция. Помимо сырьевых товаров, доля которых традиционно высокой, первые позиции занял экспорт автомобилей и запасных частей к ним, бытовых приборов, текстиля, мебели и строительных материалов. В последнее время стали пользоваться спросом на европейском рынке также средства программирования, произведенные в Польщи.
В структуре импорта, как уже упоминалось, преобладают технологические товары и энергоносители, а основными партнерами выступают Германия, Россия, Италия. Снижение трансакционных издержек обусловлено вступлением страны в ЕС и здесь привело к существенным изменениям. По состоянию на середину 2004 года поставки товаров только сельскохозяйственной группы в Германии увеличилось на 36%, в Нидерланды на 50%, во Францию на 47%, в Италию - на 45%, Великобритании - на 38% и это при том, что экспорт «товаров продовольственной группы »является высоко регламентированным в ЕС.
5.8.3.2. Отраслевая структура хозяйства 5.8.4. Особенности экономики Чехии