5.8.4. Особенности экономики Чехии

После развала социалистической системы в Центральной и Восточной Европе Чехия имела значительные преимущества в плане модернизации своей экономики и стремительном переходе ее к рынку. Основными преимуществами, которые характеризовали эту «исключительность» страны были: высокий уровень развития производства, относительно высокое качество товаров и услуг, выпускаемых ориентированность населения страны на быструю интеграцию с Западом и т.д.. 1 января 1993 произошло «бархатный развод» Чехии со Словакией, которая в пределах бывшей Чехословакии была значительно ниже уровень социально-экономического развития. Это позволило в короткие сроки достичь значительных успехов в плане трансформации национальной экономики, которая проходила в три этапа и имело все признаки градуализма. За 1993-1996 гг страна уверенно продемонстрировала всей Европе достаточно высокие темпы экономического роста, ее ежегодный ВВП в этот период увеличивался на 4-5% ежегодно. Против 1997 год оказался кризисным для экономики страны. Его основными причинами стали: задержка реструктуризации промышленных предприятий, слабость создаваемого в стране рынка капиталов, рост дефицита платежного баланса (в 1996 году он достиг 8% ВВП). К этому следует добавить необоснованность существования «валютного коридора», при котором Центральный банк вынужден был потратить более 3 млрд. дол. на искусственную поддержку чешской кроны, что не дало никаких результатов, обвал курса национальной валюты стал неизбежным. Значительной степени это было спровоцировано также непомерно высоким ростом заработной платы, которая отставала от темпов роста производительности праци.
В последующие три года наблюдалось отрицательное или близкое к нулевому роста ВВП и лишь в 2000-м году прирост ВВП составил 2,9% (в 2001-м уже 3,6%). Основными мероприятиями, которые осуществлял Правительство в течение кризисного периода были: реструктуризация предприятий, приватизация банков и коммунальных услуг, уменьшение государственного влияния на экономику, стимулирования привлечения ПИИ, снижение государственных расходов. Одновременно правительство Чешской республики активно работал над имплементацией основных документов ЕС в национальное законодательство, что позволило стране войти в состав этой организации 1 мая 2004 р.
Современная структура хозяйства страны характеризуется низким удельным весом сельского хозяйства в структуре ВВП страны, удельный вес которого в 2002 г. составила лишь 3,7% (в 1998 году - 4,2%). В структуре занятости этот процент равен лишь 4,9% (в соседней Польше - 19,6%, Словакии - 6,6%). Около 40% составляет доля промышленности и 56% приходится на сферу обслуживания, занятость в которой постоянно растет. Особенностью последней является высокий уровень развития туристического бизнеса. Например в 1999 году страну посетило 16 млн. иностранных туристов (в 1,6 раза больше чем населения страны), что способствовало привлечению в экономику страны более 3 млрд. дол. Удельный вес туристической индустрии в структуре ВВП уже сейчас превышает 8%.
Чехию начале ХХI в. характеризует достаточно высокий уровень частного сектора. Более 80% выпуска промышленной продукции создается именно в нем. Этому в значительной степени способствовали прямые иностранные инвестиции, приток которых после 2000-го года существенно увеличился, вместе с тем, их распределение в стране является неравномерным. Если по состоянию на нач. 2002-го года в среднем на одного жителя страны приходилось 2654 долл.. ПИИ, то на одного столичного жителя - 11522. Аналогичным был также уровень безработицы - 9,8% в целом по стране и 3,7% в Праге. А вот относительно средней зарплаты, то она выглядит менее контрастной (450 дол. По ЧР и 655 долл. В Праге).
В целом, характеризуя потенциал Чешской Республики в мировой экономике следует отметить следующие особенности:
1. Чехия довольно высокий уровень Индекса Человеческого Развития, за показателем которого страна занимает (2002) 32-е место в мире (0,861), пропуская перед собой всех стран ЦВЕ только Словению.
2. Страна имеет значительные технологические позиции в мире. Так, по Индексу технологических достижений (ИТД) Чехия занимала 21-е место в мире (1999), опережая некоторые страны ЕС (Греция, Португалия).
3. В отличие от многих государств ЦВЕ большая часть инвестиций поступала в области машиностроения (около 40%), что привело к увеличению экспорта. Например чешская «Шкода» благодаря немецким капиталовложениям существенно наращивает объемы продаж автомобилей на европейских и мировых рынках. Большое значение для привлечения новых ПИИ в экономику страны имело создание новой институциональной структуры «Чехинвеста», который открыл свои отделения не только в финансовых столицах мира, но и в крупнейших инновационных комплексах (например, в Силиконовой долине США) с целью заимствования технологий «ноу-хау ».
4. Быстро проходил процесс приватизации банков, их укрупнения и слияния, а также переход контрольного пакета акций в иностранных владельцев. Активы трех крупнейших в Чехии банков сейчас составляют 16,6 млрд. дол. (1999), при этом почти 95% этих активов приходится на зарубежных инвесторив.
5. Структурные сдвиги в экономике обусловили значительные изменения в составе и соотношении отдельных видов экспорта. Так, удельный вес машин и оборудования составляет 41%, химические продукты около 10%, другие промышленные товары - 40%, из чего следует, что стране удалось избежать сырьевой специализации. Вступление Чехии в ЕС увеличил его удельный вес в структуре внешней торговля, которая даже перед этим была наибольшей среди стран ЦВЕ (69% в экспорте и 62% в импорте, 2000).
6. Правительство страны постоянно работает над преодолением региональных диспропорций в стране, а чешская модель локального развития является во многих случаях показательным для всех постсоциалистических стран, а поэтому остановимся на ней более подробно, так же как и на тех объемах помощи со стороны структурных фондов ЕС, которую страна начала получать с мая 2004-го року.
Согласно закону "О государственной поддержке регионального развития" приоритетными для Чешской республики являются следующие территории:
1. Регионы с усиленной государственной помощью, характеризующихся низким уровнем развития в т.ч.
а) территории со значительными структурными изменениями, которые привели к рецессии в деятельности отдельных секторов их экономики и компаний, работающих в них, а затем и к значительному росту уровня безработицы
б) экономически слаборазвитые территории, то есть имеющие показатели развития ниже среднего по стране;
в) сельские территории, характеризующиеся низкой плотностью населения, депопуляцией и высоким процентом работников, занятых в сельском господарстви.
2. Другие регионы, к которым относят приграничные территории, бывшие военные зоны, которые пострадали в результате стихийного бедствия или загрязнения окружающей среды, территории с низким уровнем развития экономики из-за неблагоприятных условий, а также территории с преобладанием аграрного производства и высоким уровнем безробиття.
3. Регионы индивидуальной пидтримки.
Приведенная выше модель в целом соответствует европейской системе индикации регионального развития стран Европейского Союза, следует из "Повестки дня - 2000" (Agenda-2000), который определил приоритеты наднациональной поддержки в течение 2000-2006 гг Однако некоторое различие при этом имеют регионы с низкой плотностью населения. Дело в том, что когда в ЕС писался этот документ, то предполагалось, что системную помощь будут получать из структурных фондов те регионы Швеции (Северо-восток) и Финляндии (Север), где соответствующий показатель составляет менее 10 человек на км2. Средняя же плотность населения в Чешской Республике составляет 129 лицам на км2, однако даже колебания на уровне 50% названного индикатора, которые наблюдаются в чешских регионах вряд ли выведут их на подобен "скандинавского" уровень, а потому они могут поддерживаться опираясь только на национальные фонды , при условии, что это не будет противоречить европейскому конкурентной законодавству.
Достаточно много противоречий вызывает также в ЧР сама схема помощи как депрессивным территориям, так и активным. На сегодняшний день прямыми инструментами поддержки регионов в Чешской республике определены лишь три:
субсидии (включая субсидии на рабочую силу);
низкопроцентные ссуды или займа, направленных на развитие приоритетных территорий, или территорий, имеющих определенные привилегии;
возврат финансовой допомоги.
Подобный инструментарий несколько отличается от того, который существует в некоторых странах ЕС прежде всего своей конкретизацией, что позволяет избежать распыления государственного бюджета, невозможности формирования "потребительской" схемы со стороны депрессивных регионов, а также максимизации поддержки территорий, которые активно розвиваються.
Значительным преимуществом чешской модели развития является то, что в этой стране удалось избежать "диверсификации производства документов о регионах", явно отличает их от многих постсоветских государств, хотя в последнее время в Украине наметилась наблюдается тенденция к унификации законов, распоряжений и стратегий в соответствии с аналогичными документами в ЕС и странах-аппликантов. Важнейшими нормативно-регулятивными актами, которые направлены на дальнейшее региональное развитие в Чешский Республике являются:
Долгосрочная политика развития;
Стратегия регионального развития;
Национальная программа регионального развития (среднесрочного).
Названные документы, является гармонизированными к аналогичным в ЕС и предусматривают помимо наличия местных стратегий, еще и программы для развития отдельных территорий, которые уже в 2002 году было выделено около 2,4 млрд. чешских крон (средний курс 1 долл. США в том году равнялся 32,7 CZK), из которых 985 млн. крон пошло на поддержку проектов в Моравии-Силезии, 826 млн. в Северо-Западный регион, 300 млн. в Прешовский регион, где проходило строительство отделения ТНК "Филипс" и 252 млн. для поддержания экономически слаборазвитые регионов и бывших военных зон Ралско и Млада.
Современная Чехия упорно работает на внедрение в жизнь нового Национального Плана Развития, который четко установил приоритеты, цели, задачи, направления и уровни регионального развития, а также механизмы поддержки чешских административно-территориальных формирований. Он был разработан в декабре 2002 году и одобрен Европейской Комиссией в феврале 2003 года и рассчитан на период 2004-2006 гг Начало его реализации был намечен на июнь 2004 года, то есть через месяц после официального вступления Чешской Республики в ЕС. Естественно, что Чехия рассчитывает на существенную поддержку многих своих проектов через систему структурных фондов и Фонда сплочения, имевших место уже летом этого года. Достаточно красноречиво о наращивании масштабов этой поддержки свидетельствует распределение средств фондов ЕС, представленный в таблице 5.23, из которой вытекает следующее: мощную помощь получать чешские регионы все же из структурных фондов (Европейский социальный фонд, Европейский фонд по управлению и предоставление гарантий для сельскохозяйственного производства , Европейский фонд регионального производства, Финансовый механизм развития рыболовства), на которые приходиться 64% всех средств, которые будут поступать с ЕС.

При этом на цель 1 (содействие развитию и реструктуризации регионов с отставанием в темпах) приходиться 55,3% всех средств или 86,2% структурных фондов. Как отмечалось ранее, Прага будет исключена из списка реципиентов, из-за того, что превышает средний по ЕС индикатор ВРП на душу населения. Зато чешская столица может рассчитывать на финансирование определенных проектов за целью 2 (поддержка регионов со структурными проблемами в сфере социально-экономических преобразований и сельского хозяйства) и за целью 3 (модернизация политики в области образования, профессиональной подготовки и занятости и соответствующих систем). Европейская Комиссия приняла также решение о поддержке некоторых европейских инициатив по их реализации в Чешской республике. Наиболее значимыми из них является программа интеррегиональным сотрудничества (Интеррег) и равноправия на рынке труда (Еквал).
Исходя из того, что на протяжении всего периода (2000-2006 гг) действия программной деятельности структурных фондов и Фонда сплочения будет потрачено 215 млрд. евро (в ценах 1999 года), Чехия может рассчитывать лишь на 2,3 млрд. евро - 1, 1%, что является существенным дополнением к национальным программам поддержки развития регионов, хотя и не совсем соответствовать ее новому статусу и конкретным потребностям административно-территориальных утворень.
Хорошо понимая, что основным направлением поддержки чешских регионов выступает не получение субсидий со стороны государства и европейских структур, а развитие предпринимательства в них, правительством Чешской Республики был разработан и апробирован новый проект Министерства промышленности и торговли и агентства "Чехинвеста" по созданию промышленных зон. За 1998-2002 гг названные цели было потрачено из госбюджета 73,4 млн. евро. От общего количества в 62 зоны, которые получили поддержку по этому проекту, лишь 50 частично или полностью отвечают своему назначению. Именно в последних был реализован 131 инвестиционный проект, общей стоимостью 3,5 млрд. евро. До завершения 2004 инвесторы запланировали создать в них еще около 40000 новых рабочих мест. Для чешских депрессивных регионов именно этот показатель является наиболее значимым учитывая высокий уровень безработицы в сельской местности и маленьких городах. Наибольшие инвестиции в промышленные зоны были внесены фирмами из Германии и Японии, а отраслевыми лидерами оказались автомобильная (48% общего объема ПИИ) и электронная и электротехническая промышленности (21%). Эффективными из этих зон является Пльзенского (инвесторы - Daiho, Intersoft-Holding, Matsushita Television Central Europe и др.)., Юго-Моравская (Тусо Elektonice, DC, Vaillant, Walter), Оломоуцкий (LG, Philips Display Czech Republic). Все больше региональными инвесторами выступают чешские компании, которые умело пользуются теми преимуществами, предоставляемыми для них местными органами власти. Отдельно следует сказать о инновационный характер привлечения прямых иностранных инвестиций. Отделение "Чехинвеста" открыто в основных финансовых центрах мира (Лондон, Цюрих, Нью-Йорк и др.), однако в последнее время некоторые офисы были открыты также и на территории ведущих инновационных комплексив.
Как следует из приведенных выше фактов Чехия находится на стадии перехода к постиндустриальному обществу, а ее вступление в Европейский Союз хотя и вызвал значительную деформацию отраслевой структуры, которая существовала в начале. 90-х годов, тем не менее привел к усилению позиций чешских предприятий на европейских и мировых рынках.
5.8.3.3. Особенности внешнеэкономических отношений 5.8.5. Особенности экономики Словакии