5.8.6.2. Современная структура экономики

По структуре ВВП Венгрия может считаться типичной постиндустриальной страной, в которой удельный вес сервисных отраслей превышает 60% (2001). Доля частного сектора в структуре этого показателя достигла 85% и, учитывая европейские тенденции, скорее всего не будет повышаться в будущем. Конец ХХ в. - Нач. XXI в. был довольно удачным для венгерской экономики: темпы прироста ВВП составили 4,2% в 1999 году, 5,2% в 2000-м и 3,8% в 2001, а общий показатель этого индикатора развития экономики достиг 52,4 млрд. дол. в 2001 году. И это при том, что продолжал снижаться уровень инфляции с 28% в 1995 году до 4,8% по состоянию на нач. декабря 2002 г., хотя, как отмечалось выше, далось это стране достаточно непросто. Так, согласно национальной статистики на 31 декабря 2000 расходная часть бюджета превышала доходную на 25%, при этом резервы Национального банка составили почти 10 млрд. дол., Что не было катастрофическим для экономики страны, однако ярко свидетельствовало, что при вступлении в ЕС от нее требовать более решительных мер по бюджетной политики.
Следующей особенностью Венгрии является то, что она имеет довольно высокую концентрацию капитала, а затем и деловой активности в своей столице. Более 40 коммерческих банков и 20 страховых компаний базируются в Будапеште в т.ч. крупнейшая финансовая организация - OTP Bank (National Savings and Commercial Bank of Hungary), активы которого достигают 5,8 млрд. дол. (2002).
Основными отраслями венгерской экономики выступают: добывающая, металлургическая (прежде всего алюминиевая) промышленность, производство строительных материалов, пищевая, химическая индустрия (преимущественно фармацевтика), производство транспортных средств. Аграрный сектор представлен выращиванием пшеницы, кукурузы, семян подсолнечника, сахарной свеклы, разведением крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы тощо.
Внешнеэкономическая деятельность Венгрии показательна для многих стран Центральной и Восточной Европы, а потому требует более детального анализа. В 2003 году объемы венгерского экспорта составляли 37,7 млрд. евро, а импорта - соответственно 42,1 млрд. То есть отрицательное сальдо достигло 4,4 млрд., что было на 1 млрд. евро больше чем в 2002 году. Эта угрожающая тенденция также стимулировала рост внешнего долга страны, который достиг и даже превысил установленный Евросоюзом критический уровень в 60% (маастрихтские требования) ВВП.
Промышленно развитые страны являются основными внешнеторговыми партнерами Венгрии, на которые в 2003 году приходилось 80,3% венгерского экспорта и 65,4% импорта (на страны ЕС в соответствии 73,6 и 55,1%%). Вместе с тем, имеющейся стала тенденция замедленного роста торговли со странами Европейского Союза и высоких темпов наращивания торговли с Россией, Китаем, странами ЦВЕ (в то время Заявитель на вступление в ЕС). На страновом уровне выделялась в первую очередь четверка европейских государств, прежде всего Германия, на которую приходилось около 29% внешнеторгового оборота, Австрия - 7%, Италия - 6,5%, Франция - более 5%, Россия - 4%. Неожиданно 9-го на 6-е место по объемам экспортно-импортных операций переместился Китай, что было связано с форсированием к нему венгерского импорта. Именно с этой азиатской страной были подписаны многочисленные соглашения о возможности использования китайских рабочих на строительстве автострад (эти проекты частично финансируются Европейским Союзом прежде всего в плане создания трансъевропейских коридоров), мостов и будапештского метро. Поиск новых рынков инвестирования привел к углублению в развитии вверх-китайских отношений. Так, венгерский холдинг «Raba» планирует создать в Китае совместное производство автобусов и грузовых автомобилей. Вместе с тем, довольно тревожным признаком является отрицательное сальдо внешней торговли страны с КНР, достигшего 3,1 млрд. дол. и составляет более 60% пассивов страны. Современные тенденции развития внешнеэкономических связей отражает приведенная ниже таблиця.

В современной товарной структуре венгерского экспорта около 60% приходится на машины, оборудование, транспортные средства, 30% - на продукцию перерабатывающей промышленности, 7% составляют продовольственные товары и около 4% - топливно-сырьевые товары. Подобной этого является структура импорта с той лишь разницей, что удельный вес машин и продукции перерабатывающей промышленности является ниже экспортный процент, а топливно-энергетических товаров значительно выше. Меньше экспортную квоту выглядит также венгерский импорт продовольства.
Отличной от многих стран ЦВЕ является активная внешнеэкономическая деятельность ведущих венгерских фирм, которые быстро закрепляются на рынках этого мегарегиону. Лидирующие позиции при этом занимают, как правило, дочерние компании известных ТНК. Ярким примером в подтверждение этих слов может служить компания «Audi Hungaria», специализирующаяся на производстве автомобилей и двигателей. Стоимость ее экспорта в 2003-м году составляла 3,5 млрд. евро, что составляет 10% всего венгерского экспорта (по данным «БИКИ» 2004, № 129).
Далее по объемам продаж идут «Flextronics», производящая бытовую электронику, средства связи, телекоммуникации, а экспорт ее продукции составляет 2,9 млрд. евро (2003) и дочернее предприятие производителей сотовых телефонов «Nokia» (2,4 млрд. евро, 2003). Эти три вместе взятые компании обеспечивают 25% всего венгерского експорту.
К признакам экспансионистской (на региональном уровне) видов деятельности можно отнести региональную стратегию венгерского акционерного общества «MOL», которое только в 2003-м году приобрело 25% 1 акцию хорватской компании «INA», контрольный пакет акций нефтяной компании «Словнафт» (Словакия) , 23 автозаправочной станции в Румынии у фирмы «Шел-Романия», подало заявку на участие в тендере на приватизацию польского нефтеперерабатывающего предприятия в г. Гданьск. Большой интерес проявляет компания «MOL» к приватизации нефтеперерабатывающих предприятий в Чехии и Сербии. Другим примером усиления позиций на рынках ЦВЕ является венгерское АО «Глобус» (пищевая промышленность, в частности продовочеконсервна отрасль), которое приобрело контрольный пакет акций болгарского консервного завода «Оторко». В этой же стране венгерский «Видеотон» приобрел крупный пакет акций электронной компании «ДОУ». Как следует из приведенных выше примеров, венгерские корпорации наиболее активно ведут себя на национальных рынках новых членов ЕС и заявителей на вступление в этот интеграционного объединения.
5.8.6.1. Специфика перехода к рынку 5.8.6.3. Особенности членства в ЕС