5.8.6.3. Особенности членства в ЕС

Вступление Венгрии в Европейский Союз (2004) стало возможным лишь при условии выполнения системных требований этой организации к стране-заявителе. Европейская Комиссия еще в октябре 1999 года дала положительную оценку зрелости Венгрии с точки зрения готовности к коинтеграции с ЕС. Тогда же было определено, что нет необходимости в дальнейшем реформировании финансов и снижение темпов инфляции. Вместе с тем, на протяжении 2000-2004 гг наиболее жгучей стала проблема внесения государственных средств в консолидированный бюджет Европейского Союза. Решение последнего о недопустимости больших взносов новых участников чем общей суммы средств, поступающие из структурных фондов ЕС и других фондов и программ уменьшило напряжение в обществе, хотя и не решило проблему полностью, ведь соответствующее перераспределение средств, ограничивал финансовую мобильность страны в их перераспределении .
Среди многих проблемных ситуаций, которые имели место по перечисленным ранее тридцати одному пакету переговоров с ЕС наиболее важными для Венгрии были два: повышение эффективности управления муниципальных органов в ходе радикальной реорганизации их управления и развитие рыночной инфраструктуры в сельском хозяйстве. Это оказалось довольно сложной задачей, с которым Венгрия полной мере не справилась и сейчас. Если раньше неравномерность развития в Венгрии регулировалась плановыми методами, то в последние пятнадцать лет такие возможности были ограничены. Так, сейчас почти 60% ПИИ сконцентрировано в Будапеште (2002), а региональные диспропорции по показателю ВРП достаточно сильно дистанцируют Центральный регион (Kцzйp-Magyarorszбg - 72,4% среднего по ЕС-15) и Восточный (Йszak-Alfцld) - 32, 5% (данные по состоянию на 1999 г., который определяется в ЕС как базовый).
Достаточно большой остается проблема присоединения Венгрии к Европейскому Монетарного Союза и соблюдения маастрихтских критериев: дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП; государственная задолженность не более 60% ВВП, уровень инфляции, который не может быть больше на 1,5% чем в трех наиболее стабильных государствах еврозоны, процентных ставок по банковским кредитам, не могут отличаться более чем на 2% от показателей трех найстабильних государств ЕВС. Валютная конвергенция (сближение) государств-участников довольно проблемной для Венгрии, особенно обострилось после вступления страны в ЕС. Специальное исследование, которое было проведено Европейским Центральным Банком и охватывало период с сентября 2003 г. по октябрь 2004 г. показал, что сальдо государственного бюджета является отрицательным и составляет 6,2% ВВП, государственная задолженность составляет 59,1% ВВП, уровень инфляции достиг 6,5% (на Кипре - 2,1%, в Польше - 2,5%), ставка по кредитам - 8,1% (Кипр - 5,2%, Польша - 6,9%).
Несколько снизился в Венгрии в последнее время и уровень конкурентоспособности национальной экономики. Так, за ИКЗ Венгрия переместилась в 2004 году с 33-го места, которое занимала в 2003 - на 39-е. Соблюдения соответствующих критериев членства ставит страну перед необходимостью сокращения ассигнований на социальные нужды, что говорит о постепенном уменьшении «благополучие» и переход к прагматичным механизмов регулирования економики.
Тем не менее по прогнозам экспертов Европейской Комиссии страна имеет все имеющиеся шансы войти в еврозону, по самым оптимистическим прогнозам в 2006-2007 гг, за найпесимистичнимы в 2008-2010 гг
5.8.6.2. Современная структура экономики 5.9. Украина - ЕС