5.9. Украина - ЕС

Позиции Украины относительно Евросоюза впервые на законодательном уровне были сформулированы в Основных направлениях внешней политики нашего государства и одобренные Верховной Радой 2 июля 1993 года. За 1993-1994 гг было проведено несколько раундов переговоров между Украиной и Европейской Комиссией о заключении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС (СПС). Названный документ было подписано 14 июня 1994 года в Люксембурге и ратифицировано Верховной Радой 10 ноября 1994 года. Однако вступило в силу СПС только 1 марта 1998 года после ратификации 15-ю государствами-членами ЕС.
В сентябре 1997 года в Киеве состоялся Первый Саммит Украина - ЕС, на котором были обсуждены основные проблемы правовых отношений и намечены пути экономического сотрудничества. По состоянию на конец мая 2004 года состоялось семь саммитов Украина - ЕС и шесть совместных заседаний комитета по вопросам спивробитництва.
Основными документами, регулирующими направления сближения Украины с ЕС:
Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз утверждена Указом Президента Украины (11 июня 1998);
Программа интеграции Украины в ЕС утверждена Указом Президента Украины 14 сентября 2000 г.;
Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004-2015 гг «Путем европейской интеграции».
Институциональное обеспечение реализации государственной политики интеграции в ЕС возложена на следующие учреждения:
Государственный совет по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины, созданная для координации мероприятий, направленных на реализацию стратегических целей государственной политики по обеспечению вхождения нашей страны в европейское политическое, экономическое, правовое, а также пространство безопасности;
Уполномоченного Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, который осуществляет координацию мероприятий, направленных на европейскую интеграцию.
Правительственный комитет экономического развития по вопросам европейской интеграции, основной задачей которого определено формирование и реализацию государственной политики в соответствующей сфере;
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам Европейской интеграции.
В соответствии с СПС созданы также ряд совместных органов «Украина - ЕС» в частности Совет и Комитет по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС, Комитет парламентского сотрудничества, а также четыре совместных подкомитеты (по вопросам торговли и инвестиций, по вопросам финансов, экономики, статистики , по вопросам энергетики, гражданского ядерного сектора и охраны окружающей среды, транспорта, телекоммуникаций, науки и технологий, образования и обучения, по вопросам таможни, трансграничного сотрудничества, борьбы с нелегальной миграцией, «отмыванием денег» и наркобизнесом. В 2005-м году в Украина образовано специальную должность вице-премьера по вопросам европейской интеграции.
Расширение Европейского Союза в мае 2004 года позволило Украине получить статус приграничной с ЕС государства. Уже сейчас совместный с ЕС границу составляет 621 км, а после вступления в 2007-м году Румынии он равен 1152 км, что делает нашу страну одной из крупнейших в ЕС государств, граничащей с этим интеграционным угрупованням.
Приближение границ ЕС к Украине достаточно рельефно проявило себя уже в 2003-м году, когда страны Евросоюза вышли на ведущие позиции по товарооборотом во внешней торговле нашей страны и на первое место (34,1% общего вывоза товаров) в экспорте украинских товаров (см. табл. 5.26).

Вместе с тем, Европейский союз выступает крупнейшим инвестором в экономику Украины, удельный вес ПИИ государств-участников и заявителей на вступление в 2003-м году превысила 55% и является в несколько раз больше инвестиции поступающих из СНГ. На страновом уровне главными партнерами Украины оказались Германия, Италия и Великобритания.
По 2003-й год внешнеторговый товарооборот со странами ЕС составил 10,4 млрд. дол., что на 36,9% (2,8 млрд. долл. ..) больше аналогичного периода 2002-го года. Объемы экспорта товаров из Украины в ЕС в 2003-м году по сравнению с предыдущим выросли на 29,2% (1,0 млрд. дол.) и составили 4,6 млрд. дол.
Вместе с тем, Украина пока не может претендовать на роль главного партнера Евросоюза, ведь ее доля составляет лишь 0 , 5% общего объема внешнеэкономических операций этого интеграционного угруповання.
Не выглядит високодиверсификованою и товарная структура украинского экспорта в ЕС-15, ведь 25,5% общего объема составляют поставки минеральных продуктов; 24,9% - неблагородные металлы и изделия из них; 11,3% - текстиль и текстильные изделия и только 8,6% - машины, оборудование и механизми.
Принципиально иной является структура импорта из стран ЕС в Украину, в которой на первой позиции находятся машины, оборудование и механизмы (28% общего экспорта), далее следует продукция химической и связанных с ней отраслей (14,6%), средств наземного, воздушного и водного транспорта (11,1%), текстиля и текстильных изделий (7,8%).
Вместе с тем, следует отметить, что накануне расширения ЕС десять стран-аппликантов проявляли значительный интерес к украинскому экспорту и наращивание объемов поставок своей продукции в Украину. Так, в 2003-м году внешнеторговый оборот Украины со странами этой группы составил 5,3 млрд. долл. ., что на 45,8% (1,7 млрд. долл.). больше чем в 2002 г. Вместе с тем, товарная структура экспорта мало чем отличалась от аналогичной с государствами пятнадцати. Основными странами куда Украина экспортировала свою продукцию (2003 ) были:
Венгрия (849,9 млн. дол.)
Польша (763,9)
Эстония (364,0)
Словакия (289,1)
Кипр (272,6 ).
Объем прямых иностранных инвестиций в Украину из стран ЕС-15 по состоянию на 1 января 2004 г. составил 2384,2 млн. дол. Главными инвесторами при этом оказались Великобритания (686,1 млн. дол.), Нидерланды (463, 9), Германия (441,4), Австрия (252,1). Среди новых государств ЕС инвестиционную активность (пока в ограниченных объемах) проявили Польша (153,3) и Венгрия (127,6).
Вместе с тем , возможности отечественного капитала не позволяют активно влиять на инвестиционный рынок в ЕС. Объем инвестиций из Украины в экономику стран-членов ЕС по состоянию на 1 января 2004г. составлял 17,3 млн. дол., что составляет лишь 10,6% объема инвестиций, поступают в другие страны мира с Украини.
Введение десятки новых членов в ЕС и обусловленная этим процессом денонсация соглашений о свободной торговле (прежде всего государств Балтии) по предварительным расчетам объемов минимальных общих потерь составляла от 240 до 349 млн. дол. (экспертные оценки Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины). Как показал опыт 2004-го года, украинские экспортеры вовремя переориентировали вывоз своей продукции на другие рынки и приспособились к новым требованиям Европейского Союзу.
Большое значение для Украины имеет новая инициатива Европейской Комиссии известна под названием «Расширенная Европа - соседство», в которой определены новую группу государств-соседей - WNIS - Western Newly Independent States, в которую вошли Украина, Молдова, Беларусь, перспективное членство которых в ЕС не исключается. Этот документ определил особенности формирования общего европейского экономического пространства, в состав которого должны войти также Россия, государства Закавказья и Северной Африки. Основными направлениями процесса создания последнего должны стать:
региональная и интрарегиональна кооперация;
развитие взаимной торговли;
создание условий для свободного перемещения граждан;
создания общей системы безопасности ;
интеграция транспортной, энергетической и телекоммуникационной сетей, а также формирование европейского исследовательского пространства;
создание новых инструментов для поддержки и защиты инвестиций;
поддержка интеграции в ГАТТ / ВТО;
развитие финансовой системы тощо.
Учитывая это, важными для Украины мерами сближения с ЕС являются следующие направления развития отношений:
1. Гармонизация технических стандартов с международными и европейскими. состоянию на 1 мая 2004 г. в Украине действуют 1628 национальных стандартов. Проведено актуализацию Перечня продукции, которая подлежит обязанности Обязательно сертификации в Украине. Реформировано согласно европейских стандартов бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В целом гармонизации подлежат более 8000 норм и стандартов, но завершена работа только с 1500.
2. Адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС. С этой целью создан Национальный совет по вопросам адаптации законодательства Украины, межведомственный координационный совет. В соответствии со статьей 51 СПС приоритетными отраслями при этом стали: таможенное право, законодательство о компаниях; банковское право; бухгалтерский учет компаний; налоги, финансовые услуги, правила конкуренции тощо.
3. сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел, предполагает прежде усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией, решения проблем правового обеспечения и усиления способности борьбы с отмыванием «грязных» денег тощо.
4. Охрана окружающей среды. Приоритетными мероприятиями этого направления является налаживание сотрудничества в сфере проблем, связанных с глобальными изменениями климата в т.ч. снижении выбросов вредных газов, приводящих к парниковому ефекту.
5. Сотрудничество промышленных комплексов Украины и ЕС. Наиболее весомыми достижениями в этой сфере являются: совместные проекты в сельскохозяйственном машиностроении с фирмами «Дойч», «Форгарит», «Хеге» (тракторы, комбайны) авиакосмической промышленности с фирмами Германии, Франции, Великобритании; автомобилестроении; реконструкции тепловых электростанций (фирма «Сименс», ФРГ). Вместе с массовым открытием представительств западных фирм , в Украине имеет место и обратный процесс. Например Никопольский завод ферросплавов открывает свои представительства в ФРГ, Турции, Великобритании.
6. Энергетика. Утверждены новые программы развития топливно-энергетического сектора экономики «Украинский уголь», «Нефть и газ Украины» в 2010 года с учетом директив Европарламента и Совета Европы. Осуществлены первые шаги по созданию предпосылок для возобновления параллельной работы между энергосистемами Украины и новых членов ЕС. Первым шагом стало подключение «энерго острова Бурштынской ТЭС» к энергосистеме Европы. Также продолжается реализация 5 соглашений и совместных проектов со стороны ЕС по поддержке рыночных реформ в энергетическом сектори.
Украины выполнила в полном объеме свои обязательства по Меморандуму о взаимопонимании 1995 по закрытию Чернобыльской АЭС. Последний действующий блок был остановлен в декабре 2000 г. В рамках международной технической помощи, связанной с выводом из эксплуатации было построен завод по переработке жидких и твердых радиоактивных отходов, хранилище отработанного ядерного топлива тощо.
7. Сотрудничество в транспортной сфере. заключено 15 межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении, 15 - о воздушном сообщении, 13 - о торговом судоходстве и целый ряд двусторонних соглашений. Завершены работы по строительству судоходного пути Дунай-Черное море, что позволит активизировать транспортную деятельность на юге. Одобренная Европейской Комиссией (1996) модель Панъевропейского транспортной сети сейчас охватывает десять панъевропейского транспортного регионов, из которых три коридора проходят через территорию Украины:
Коридор III: Дрезден (Германия) - Вроцлав (Польша) - Киев (Украина) - Киев (Украина) - автомобильные дороги и зализниця.
Коридор V: Венеция (Италия) - Любляна (Словения) - Будапешт (Венгрия) - Ужгород (Украина) - Киев (Украина) - Братислава (Словакия) - Загреб (Хорватия) - Сараево (Босния и Герцеговина) - автомобильные дороги и зализниця.
Коридор IX: Хельсинки (Финляндия) - Санкт-Петербург (Россия) - Москва (Россия) - Киев (Украина) - Одесса (Украина) - Кишинев (Молдова) - Бухарест (Румыния) - Вильнюс (Литва) - Клайпеда (Литва) - Минск (Беларусь) - Александруполис ( Греция) - Орменио (Болгария) - автомобильные дороги, зализниця.
Начата работа над проектом «BISRO» по оценке развития транспортной инфраструктуры Украини.
8. Научно-технологическое сотрудничество. 7 октября 2003 во время саммита Украина - ЕС было подписано Соглашение о научном и технологическом сотрудничестве между Украиной и ЕС. В ноябре 2003 г. состоялась презентация украинского научно-технологического центра в Брюсселе (Бельгия). Развивается сотрудничество между украинскими и европейскими учеными в рамках программ «Инко-COPERNICUS» и «ЕУРЕКА».
9. Сотрудничество в сфере образования. Развивается в рамках Программы трансъевропейского сотрудничества в области высшего образования - Темпа (программа Тасис). Важной задачей в ближайшее время должна стать реализация Болонской модели высшего образования, которая предусматривает тождество отечественного и европейского образовательного пространства и унификацию образовательных стандартив.
10. Региональное и трансрегиональных сотрудничество. Наибольшее развитие в Украине в последнее время приобрело трансграничное сотрудничество. С этой целью создана и успешно функционируют шесть еврорегионов из них два «Буг» и «Карпатский» стали с 2004 г. пограничными с ЕС.
Еврорегион «Буг» ориентируется на развитие совместных проектов между Волынской областью Украины и двумя польскими воеводствами. В рамках программы «Тасис» осуществлялись мероприятия по реализации природоохранных проектов, основан Украина-польское агентство регионального развития, налажено деятельность нескольких международных пропускных пунктив.
В Карпатском еврорегионе реконструировано несколько международных пропускных пунктов, внедрен ряд проектов по трансграничному сотрудничеству. течение девяти лет реализовываться проект «Карпаты 2003-2011», при котором вводиться стратегический подход к развитию трансграничного «сотрудничества в Карпатском регионе» и «Инициатива развития трансграничного сотрудничества в Карпатском регионе »с общим бюджетом в 400 тыс. евро.
11. Сотрудничество в области космических исследований. В связи с принятием Советом Министров ЕС проекта« Галилео », который ставит целью внедрения до 2008 года собственной европейской спутниковой системы представителями КБ «Южное» начаты переговоры о привлечении к этой инициативе Евросоюза. В июне 2003 года в Брюсселе проведена презентация украинской космической науки и промисловости.
Следует отметить также, что Украина сотрудничает с ЕС и в других отраслях, в частности в сфере статистики, защиты прав потребителей, туризма, культури.
Литература (основная)
Европейськая интеграция. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2003. - 400 с.
Экономика зарубежных стран / Под ред. д.э.н. А. С.Филипенка. - М.: Просвещение, 1998.
Европейская интеграция и Украина / Под ред. В.Е.Новицького, Т.М.Пахомовои, В.И.Чужикова. Учебно-методическое пособие. - М.: Мин -во экономики и по вопросам европейской интеграции Украины МИД ФРГ, тов-во К.Дуйсберга (ФРГ). - К. - Кельн, 2002.
Западно-европейские страны: особенности социально-экономических моделей / Под ред. В.П. Гутника. - М.: Наука, 2002. - 271 с.
Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. проф. В.П.Колесова. - М.: Флинта, 2000.
Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции: Учеб. пособие. - М.: РОССПЭН, 2002. - 414 с.
Шемятенков В.Г. Европейская интеграция: Учебное пособие. - М.: МО, 2003.
Литература (дополнительная)
Авилова А. Структурные преобразования в Италии / / МЭ и МО. - 1998. - № 8. - с. 101-105.
Антюшева Н. Шведская модель Европейского Союза: концепции и практика / / МЭ и МО. - 2000 . - № 6. - с. 33.
Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. - М.: ТЕИС, 2002. - 356 с.
Брюмер К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии / / Пробл. теории и практ. упр. - 2002. - № 2. - с. 58-63.
Губанов С. Процесс трансформации: германская модель / / Экономист. - 1999. - № 5. - с. 75-87.
Губени Ю. Развитие и адаптация аграрной политики Чешской Республики в интеграционных требований Европейского Союза / / Экономика Украины. - 2002. - № 7. - с. 78-82.
Гутник В. Неравномерность развития экономики Германии / / МЭ и МО . - 1998. - № 8. - с. 86-91.
Европейский Союз в цифрах: население и ВВП стран-членов ЕС / / Журн. европ. экон. - 2003. - Т. 2. - № 4. - с. 549-556.
Иорданская Э.. Расширение ЕС на восток: позиции Германии / / МЭ и МО. - 2002. - № 2. - с. 67-74.
Кузнецов А. Германский капитал за рубежом / / МЭ и МО. - 2003. - № 10. - с. 32-41.
Кумахов Р., Кузнецов В. Франция: Рывок вперед / / МЭ и МО. - 1999. - № 8. - с. 93-95.
Макроструктурные изменения в Польше во время рыночной трансформации / / Нац. безопасность и оборона. - 2003. - № 4. - с. 42-64.
Онищенко А. Новые формы хозяйствования и их результативность в сельскохозяйственном производстве Словакии / / Экономика Украина. - 2002. - № 1. - с. 60-65.
Оппенлендер Карл-Хайнц. Процесс трансформации в новых змлях ФРГ / / МЭ и МО. - 1998. - № 7. - с. 135-139.Module . Островская Е. Экономика малых стран Западной Европы: роль эволюции производителя / / МЭ и МО. - 2003. - № 10. - с. 21-31.
Паньков В. Общеевропейское экономическое пространство возможности и перспективы / / МЭ и МО.
5.8.6.3. Особенности членства в ЕС ГЛАВА 6. ЭКОНОМИКА СТРАН- Заявители НА ВСТУПЛЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА