6.2. Особенности экономики Румынии

Развитие румынской экономики в 90-е годы был достаточно похожим на болгарский, хотя имела место и своя специфика, связанная с внедрением как элементов градуализма, так и «шоковой терапии».
После Повалий коммунистического режима (1989 г.) и казни его лидера М.Чаушеску надежды на быстрое развитие и стремительное продвижение к числу развитых европейских государств оказались во многом напрасными прежде всего потому, что стартовые условия реформирования страны были во многом хуже чем, например, в соседней Венгрии. Самыми при этом считалась отстала промышленная база, ограниченность ресурсов и экстенсивный характер их использования. Имело место также сокращение добычи нефти, которая в былые времена позволяла практически полностью обеспечивать потребности своей страны. Частичные и во многом непоследовательны реформы 1990-1996 гг не принесли ожидаемого устойчивого роста экономики, а потому о системное реформирование заговорили лишь в феврале 1997 года, когда была принята программа всесторонней макроэкономической стабилизации и начались структурные реформы в румынской экономике. Трансформационные изменения коснулись всех секторов национального хозяйства, однако важнейшими направлениями стали:
ликвидация крупных энергопотребителей, имевших высокий уровень технологической отсталости и сверхнормативную енергомистськисть готовой продукции
реформирования крупных сельскохозяйственных предприятий и установление нового типа аграрных отношений;
модернизация кредитно-финансового сектору.
Вместе с тем, на начальном этапе реформирования национальной экономики не удалось достичь значительного эффекта: ВВП страны продолжал сокращаться, правда более медленными темпами (1997 - 6,6%, 1998 - 4,5%, 1999 - 2%). В соответствии с соглашением с МВФ (август 1999) Румыния получила кредит от этой организации в пределах 547 млн. дол., Но уже через два месяца было заблокировано поступление второго транша из-за различия взглядов правительства на МВФ на бюджетное финансирование и кредитование частного сектора. Именно в этот период страна была очень близка к объявлению дефолта, хотя его удалось предотвратить через ряд малопопулярных мероприятий: ускоренной приватизации, проведение жесткой налоговой политики, реструктуризации убыточных предприятий и т.д.. Одной из мер макроэкономической стабилизации было использование валютных резервов Национального Банка Румынии, в кризисный период сократились на 1,5 млрд. дол.
В ХХ веке страна входила со сложными макроэкономическими проблемами, которые условно можно было свести к следующему:
1) Низкий уровень рыночной капитализации, которая в 1999 году составляла 0,36 млрд. дол., Что составляло лишь 0,6% ВВП (в Венгрии, соответственно, 13 млрд. дол. И 25,7%; в Польше - 23 млрд . и 14,6%).
2) Низкая инвестиционная активность зарубежных компаний. Общий объем (кумулятивный) ПИИ достиг в 2000-м году 7 млрд. дол. (333 дол. На душу населения) (В Венгрии соответственно 22,5 млрд. и 2200 долл. На душу населения, в Польше - 36 млрд. дол. И 947 дол. На душу населения).
3) значительное превышение импорта над экспортом (в 2000-м году в 1,3) и как следствие 5-ти процентным дефицитом платежного баланса по отношению к ВВП). Дефицит бюджета в 2000-м году несколько уменьшился но все равно превышал 3% ВВП.
4) Невысокая предпринимательская активность прослеживалась и на микроуровне. Лидерами здесь стали три румынские компании - «Alro Slatina» (рыночная капитализация 58 млн. дол., 1999) - лидер в производстве металлов, «Dасиа» (41 млн.) - автомобилестроение, «Terapia» (24 млн.) - фармацевтика. Для сравнения: уровень капитализации трех ведущих польских и венгерских компаний находился в пределах 1-7 млрд. дол., Ярко говорит о слабой развитость рынка ценных паперив.
Тем не менее, последствия реформирования экономики страны в первые годы нового века были более обнадеживающими, что отражалось и на результатах национального производства. Если в 2000-м году констатировалось 1,8-процентный рост, то уже в 2001 году темпы прироста ВВП были на уровне 5,3%, а его общий объем достиг 39,7 млрд. дол. Имела место либерализация в банковской деятельности, а общая численность банков выросла с 5 в 1990-м году до 45 в 2000-м, среди которых 37 были румынскими и 8 представляли отделения ведущих иностранных финансовых учреждений. Крупнейший из них Banca Comerciala Romana, активы которого составили - 2,4 млрд. дол. (2002).
Основными отраслями современного производства Румынии является угледобычи, целюлозопаперова и деревообрабатывающая промышленность, металлургия (как черная, так и цветная), нефтехимия, машиностроение, пищевая промышленность. Аграрный сектор представлен выращиванием пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы, семян подсолнечника, винограда, а также разведением крупного рогатого скота и птахивництвом.
В рамках международного разделения труда Румыния представлена экспортом обуви и текстиля (более 33% общего объема, 1998), металлов (19%), машин и оборудования. В структуре импорта преобладают машины и оборудование (23%), топливо и минеральное сырье (14,2%), химические товары (8,7%).
Перспективным направлением поступления валюты в страну является иностранный туризм. За 1999 Румынию посетило 3,2 млн. иностранных туристов, что принесло 254 млн. дол. прибыли, однако в структуре ВВП это составляет лишь 0,5%, что значительно ниже, чем в соседних Венгрии и Болгарии.
Вступление в 2007 году Румынии в Европейский Союз требует дальнейших значительных сдвигов в ее экономике и провести ряд адаптационных мероприятий:
Углубление структурной реформы производства прежде всего в аграрном секторе, доля которого в ВВП составляет 13%, а процент занятых трудовых ресурсов в нем вообще выглядит рекордным для всей Европы - 37,7% (2002).
Дальнейшее приближение страны к маастрихтских критериев в первую очередь предполагает обуздание инфляции (в 2000-м году она составляла 45,8%, в Болгарии - 2,6%, в Венгрии - 10%, в Польше - 7,2%).
Усиление темпов внедрения «общего наследия» в румынское законодательство и завершение переговоров по 31-м пакета является необходимой процедурой для вступу.
Борьба с бедностью. В 2002 году на социальную безопасность было потрачено 10,4% ВВП, однако даже сейчас почти 40% населения страны находится за чертой бедности, что отнюдь не соответствует требованиям ЕС получить «эффект расширения».
Преодоление региональных диспропорций путем создания зон приоритетного развития, оказания помощи депрессивным регионам (в 2002-м году почти 50% ПИИ приходилось на столицу - Бухарест; существенно отличаются также и уровне доходов населения, растут региональные споры).
Украинский-румынские отношения как политические, так и экономические довольно непростыми, что связано прежде всего с проблемой делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон, усилением конкуренции в зоне судоходства Нижнего Дуная. Подписание в 1997 году Договора об отношениях добрососедства и сотрудничества, а в 2003-м году Договора о режиме украинском-румынской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам позволили в определенной степени нормализовать отношения, однако не устранить все их противоречия. Страны хорошо понимают, что после вступления Румынии в ЕС последняя должна иметь границу (это 531 км) добрососедства с Украиной. В связи с этим разработан новый совместный с Румынией проект Еврорегиона «Нижний Дунай», деятельность которого не ограничиваться только экономическими мерами, а унификации природоохранных и социальных отношений в пограничной части двух краин.
Также имеет место усиление товарооборота между двумя странами, который в январе-августе 2003-го года достиг 365 млн. евро, что на 36% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
6.1. Особенности экономики Болгарии 6.3. Особенности экономики Турции