6.3. Особенности экономики Турции

Начало существенных преобразований в турецкой экономике было положено основателем республики Мустафой Кемалем (Ататюрком) в 1923 году, однако значительные экономические реформы начались в стране в последней четверти ХХ в. и были связаны не столько с построением рыночной экономики, которая здесь существовала всегда (в отличие от стран ЦВЕ) сколько со значительными структурными реформами и ожидаемым вступлением в Европейский Союз. Именно членство в последнем было провозглашено главной задачей многих правительств, ведь страна является рекордсменом по пребыванию в ранге заявителей на вступление (заявка относительно членства в этой организации была официально представлена в ЕС еще 14 апреля 1987 г.).
В целом считается, что страна относится к группе государств с развивающейся экономикой, основанной на многоукладности хозяйства, охватывает современную промышленность, ремесла, экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство (удельный вес последнего является больше 15% ВВП страны, а численность занятых в нем вместе с лесным хозяйством и рыболовством приближается к 40 процентов), доступен для многих европейцев отдых и туризм, который давно уже поставлен здесь на интенсивную основу (в 1999 году страну посетило 6,9 млн. иностранных туристов, а уже через год - 10 млн., это обеспечивает постоянный доход в размере 4,7% ВВП). Турция имеет развитый частный сектор, но государство продолжает играть значительную роль в ведущих отраслях промышленности, транспорте, коммуникациях, а также в банковской сфере (так, в 1997 году в стране существовало 57 коммерческих банков, среди которых 7 были государственными, 29 - частными и 21 иностранный). Отдельно выделяются также 12 инвестиционных и банков развития. Крупнейшим среди всех из них есть государственный банк Ziraat Bankasi, которому принадлежит 18% всех банковских активов краини.
Экономическая ситуация в последние годы в Турции характеризовалась значительными изменениями в ее экономике вызванных как объективными, так и субъективными причинами. Если в нач. 90-х годов экономика страны отличалась одними из крупнейших в мире темпов экономического роста (10% и более), то после резкого падения прироста ВВП в 1994 году темпы роста замедлились до 6,5% (1995-1998 гг), хотя и продолжали оставаться достаточно высокими как для европейской экономики. 1999 оказался достаточно сложным для Турции, когда произошло наложение сразу двух негативных факторов, влияния на национальную экономику. С одной стороны, имели место два сильных землетрясения, которые нанесли большой ущерб хозяйству, с другой - экономический кризис в России и странах СНГ, в то время стали ведущими импортерами продукции легкой промышленности. Положение страны ухудшилось еще и в связи с финансовым кризисом, в основе которой лежал дефицит бюджета (15% ВВП), обусловлен выплатами по процентам государственного долга, в то время составляли 42% всех государственных видаткив.
Присоединяясь к таможенному союзу с ЕС в январе 1996 года Турция рассчитывала на существенное увеличение притока ПИИ, однако такого не произошло, годовое их поступления не превышало 1 млрд. дол., Прежде всего из-за неуверенной политической и экономической ситуации в стране, опасения терроризма, высокого уровня коррупции тощо.
Реформы правительства ЭДЖЕВИТА конца 90-х годов имели целью существенные изменения в структуре хозяйства, жесткую бюджетную политику, реформу социальной сферы, реорганизации кредитно-банковского сектора, усиление приватизационных процессов в стране. Кризис 2001 года привел к необходимости усиления и проведение социально-политической реформы, потому что предполагала уход от популизма и декларативности. Результаты реформирования начали ощущаться уже в 2002 году, однако наиболее рельефно они проявили себя в 2003 г. (рост ВВП почти на 6%), предварительные данные по росту ВВП в 2004 г. и прогноз на 2005 г. является почти тождественными - около 5% . Аналогичным является прогноз относительно уровня инфляции, наиболее жгучей проблемы страны за последние 15 лет. Предполагается, что она не превысит черту в 12% в 2004-м, а в 2005 уменьшится до 8%. Такая ситуация по-разному оценивается в Турции и ЕС, ведь пока не имеет доказательств и т.д., что страна вошла в стадию устойчивого экономического роста, хотя с другой стороны нет оснований не доверять эффективности экономических реформ, проходятся в стране. Дополнительным фактором стабилизации можно считать также предоставление кредитов со стороны МВФ и Всемирного банка, последний из которых в размере 16 млрд. дол. поступил в феврале 2002 года (он был рассчитан на три года).
В рамках международного разделения труда страна в первую очередь выделяется продукцией текстильной, кожгалантерейной и других отраслей легкой промышленности, которые обеспечивают почти 40% ее экспорта, на втором месте идут продовольственные товары (17%) и метизы (9%). Основными партнерами по экспорту выступают Германия, США, Великобритания, Италия, Россия, Франция.
Зато в структуре импорта (1998) преобладают машины и оборудование (29%), полуфабрикаты (16%), химическая продукция (14%), а также транспортное оборудование и топливо. Крупнейшими партнерами по импорту являются те же краини.
Начало переговоров Турции относительно ее вступления в Европейский Союз, во многом является проблематичным прежде всего потому, что целесообразность этого шага достаточно непростой для всех участников будущей коинтеграции.
Во-первых, население многих европейских государств не весьма одобрительно относится к будущему членству Турции в ЕС, прежде всего апеллируя к европейским документов, где четко определено, что только европейская страна может стать членом Евросоюза (формально это лишь 1/9 территории Турции). Module . Во-вторых, расчеты европейских экспертов наглядно доказали, что расходы ЕС при полной интеграции достигнут 21 млрд. евро в 2014 году, а уже в 2025-м они достигнут 28 млрд., что, естественно вызовет потери для благополучия новых и старых членов ЕС, зато эффект экономического роста от увеличения территории Евросоюза будет выглядеть значительно меншим.
В-третьих, существует большое недоверие европейских стран относительно границ страны с Ираном, Сирией, Ираком и некоторыми другими государствами через реальную угрозу массированного въезда в ЕС нелегалов, контрабанды различных товаров в т.ч. наркотикив.
Впрочем, в Евросоюзе не отказываются от углубления кооперации с Турцией и потенциальной ее коинтеграции, ведь после 2010 года территориальный эффект расширения, будет использован, а затем в ЕС выдвигают достаточно конкретные и четкие требования сближения, которые можно было бы сформулировать следующим образом:
Полное соответствие политическим критериям (так называемые «Копенгагенские» (1993) критерии на вступление), которые предусматривают политическую свободу, низкий уровень коррупции, реформу законодательства, имплементации демократических принципов и правил. Кроме этого предполагается, что в стране будут созданы предпосылки для такой рыночной экономики, которая могла бы достичь европейского уровня конкурентоспроможності.
Острой проблемой страны остается региональная дифференциация. Если северо-западная часть Турции ничем не отличается от Греции или Португалии, то юго-восточная является типичным примером страны развивающейся. Именно эта проблема может привести к возникновению так называемых тактических действий как Европейского Союза, так и Турции (требования специального переходного периода, оттягивание сроков вступления, разработка специальных правил интеграции и т.д.).
Довольно долгий срок выполнения экономических критериев, по расчетам аналитиков, будет продолжаться не менее 10 лет, а затем Турции надо будет не менее сорока лет для т.п. чтобы достичь 75-процентного уровня доходов ЕС. Вместе с тем, Турция может существенно выиграть от применения европейской системы трансфертных платежей, которая составит 3-4% ВВП краин.
Присоединения Турции к Общей сельскохозяйственной политики (ОСП) ЕС может коренным образом изменить ситуацию на рынке продовольствия Евросоюза в течение первых лет адаптации. То есть, предполагается, что объемы финансовой помощи в предвступительный период могут оказаться достаточно большими для Евросоюза, а затем ЕС будет настаивать на скорейшем реформировании сельского хозяйства и значительно меньших объемах субсидирования аграрного сектору.
Дальнейшее сближение Турции с ЕС является весьма важным и для Украины, ведь среди всех 12-ти стран-заявителей на вступление в 2001-м году в эту страну поставлялось товаров на сумму 1 млрд. дол. (Почти 30% общего объема) и 138,2 млн. дол. импорта (10%). Обе страны заинтересованы в развитии добрососедских отношений внутри организации черноморского спивробитництва.
Литература (основная)
Европейськая интеграция. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2003.
Экономика зарубежных стран / Под ред. д.э.н. А.С.Филипенка. - М.: Просвещение, 1998.
Европейская интеграция и Украина / Под ред. В.Е.Новицького, Т.М.Пахомовои, В.И.Чужикова. Учебно-методическое пособие. - М.: Мин-во экономики и по вопросам европейской интеграции Украины МИД ФРГ, тов-во К.Дуйсберга (ФРГ). - К. - Кельн, 2002.
Западно-европейские страны: особенности социально-экономических моделей / Под ред. В.П.Гутника. - М.: Наука, 2002.
Литература (дополнительная)
Экспортная стратегия Турции / / Деловой вестник. - 2004. - № 4. - С. 9.
Зенин Д. Болгария: Шансы присоединения к ЕС / / МЭ и МО. - 1999. - № 3. - С. 97-99.
О проблемах присоединения Турции и ЕС / / БИКИ. - 2004. - № 144. - С. 1, 4-5, 16.
Парадоксы турецкой экономики / / Рынок ценных бумаг. - 2001. - № 13. - С. 47-51.
Румыния - влияние перспектив вступлении в ЕС на развитие экономики страны / / БИКИ. - 2003. - № 110-11. - С. 4-5.
Турция - экономический подъем в результате проведения структурных реформ / / БИКИ. - 2004. - № 45. - С. 1, 4-5.
Grabbe H. The constellations of Europe. How enlargement will transform the EU. - London: Centre of European Reform, 2003. - 83 p.
Jeffric I. Eastern Europe at the Turn of the Twenty First Century. - London - NY; Routledge, 2002. - Pp. 155, 346-347.
Jones R. The Politics and Economics of the European Union. - Cheltenham: Edward Elgar Publ., 2001. - 523 p.
6.2. Особенности экономики Румынии Глава 7. ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ