2.2. Международный экономический регионализм
На уровне национальных экономик интеграция развивается, в первую очередь, на основе формирования экономических объединений стран с той или иной степенью согласования их национальных политик (международных региональных интеграционных группировок).Как теоретически обоснованные и практически апробированы рассматривают такие основные формы международной экономической интеграции: зона преференциальной торговли; зона (ассоциация) свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический и политический союзи.
Зона (ассоциация, соглашение) преференциальной торговли - зона с льготным торговым режимом, когда две или несколько стран уменьшают взаимные тарифы по импорту товаров, сохраняя уровень тарифов в торговле с другими странами. На этой стадии еще не отработан единого механизма налогообложения при пересечении товаром границы, действуют различные таможенные правила и т.д.. Квоты для импорта товаров из стран-партнеров могут быть расширены, но не ликвидируются цилком.
Наиболее показательным историческим примером такой формы интеграции является преференциальная система Британского сообщества (1932р.), объединявшей 48 государств. На этой стадии начальной интеграции сегодня находится подавляющее большинство региональных интеграционных группировок мира, в том числе СНД.
В зонах (ассоциациях, соглашениях) свободной торговли действует особый льготный торговый режим для стран-участниц путем устранения внутренних тарифов при их сохранении в торговле с другими странами. Типичными примерами являются Европейская ассоциация свободной торговли (1960г.), зона свободной торговли «США - Канада» (1988г.), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).
Таможенный союз - это соглашение двух или нескольких государства, что предусматривает устранение внутренних тарифов и установления общего внешнего тарифа. Такие соглашения действовали в Бенилюксе (с 1948г.), В Европейском союзе (с 1968г.). На сегодня практически на всех континентах существует региональная интеграция в форме таможенных союзов: ЕАСТ, «МЕРКОСУР», Андский пакт, Таможенный союз Центральной Африки, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии.
В рамках Общего рынка обеспечивается свободное движение не только товаров, но и услуг, капиталов и граждан (рабочей силы). Международная мобильность позволяет более эффективно использовать труд, капитал и технологии, что обуславливает начало интеграции непосредственно в сфере производства, а также сотрудничество в денежной, налоговой (фискальной) политике и в политике занятости. Но, помимо очевидных выгод функционирования общего рынка, он имеет и отрицательные стороны, что связано с неоднородностью экономического развития стран-участниц и неэквивалентность в получении выгод интеграции.
Через эти и другие обстоятельства возникают трудности в создании общего рынка в различных регионах мира, а примером успешной политики общего рынка может служить лишь ЕЕС.
В Экономическом союзе свободное движение факторов и результатов производства дополняется гармонизацией внутренней и внешней экономической политики. В странах-участницах функционирует, как правило, единая денежная единица. Примером таких союзов является Бенилюкс (с 1960 г.), США, Советский Союз (до 1991 г.). На стадии практической реализации планы по созданию экономического и валютного Европейского союза. На основе экономических создаются полные союзы, в которых наряду с экономической обеспечиваются и политическая интеграция.
В теоретическом плане вполне очевидны преимущества свободной торговли, служит научным основанием создания зон (ассоциаций, соглашений) преференциальной и свободной торговли. Однако теория международной экономической интеграции базируется прежде всего на теории таможенного союза, которая была разработана представителем нового классицизма Джекобом Вайнером.
Согласно теории таможенного союза в экономике возникают два типа эффектов. Статические эффекты - ближние экономические последствия, которые проявляются после образования таможенного союза как его непосредственный результат. Динамические (дальние) эффекты - экономические последствия отдаленных стадиях функционирования таможенного союзу.
Очевидно, что региональная экономическая интеграция включает отношения как между странами-членами, так и со странами-нечленами. Поскольку могут состояться соответствующие изменения в торговле, чистый влияние на страну-интегранта является неоднозначным и может оцениваться с точки зрения каждого конкретного краини.
Осуществления региональной интеграционной соглашения в форме таможенного союза предусматривает взаимные торговые преференции и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Это сопровождается двумя статическими эффектами:
Образование торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективное внешний источник (импорт), что становится возможным вследствие устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза; отклонения торговли - это переориентация местных потребителей с закупки товара в эффективного позаинтегрального источника снабжения в менее эффективно внутришньоинтегральне источник, возникшее вследствие ликвидации импортных пошлин в рамках таможенного союза. Как правило, в основном вследствие образования таможенного союза наблюдаются оба эффекта, но эффект образования торговли больше эффект отклонения торговли, следовательно, интеграция в целом ведет к повышению благосостояния стран-учасниць.
Модификация торговли означает изменение в торговле со странами-нечленами путем устранения тарифов в торговле товарами, торгующиеся в рамках таможенного союза. Предполагая, что импортируемые в Таможенный союз, отличаются от тех, которые производятся в рамках таможенного союза, согласно модификацией торговли торговые потоки между странами-членами могут быть дополняющими к торговых потоков из стран-нечленов, вместо товаров заменителей, как это допускается в отклонении торгивли.
Учитывая, что оба явления - образование торговли и отклонения торговли - является безусловно принятым явлениями в экономической интеграции, то они подпадают под действие теории «второго лучшего» (Дж. Мид), так как экономическая интеграция постепенным движением к свободной торговле. Свободная торговля, в свою очередь, ведет к наиболее эффективному использованию мировых ресурсов и, таким образом, увеличивает мировое производство и добробут.
К тому времени, пока таможенный союз не повышает торговые барьеры по отношению к другим странам мира, отмена торговых барьеров между членами союза является движением в направлении к свободной торговле, предполагая, что таким образом равной степени повышается благосостояние стран, входящих и не входят в Таможенный союз. Тем не менее образование таможенного союза в зависимости от условий может либо улучшить, или ухудшить благосостояние его стран-членов и других стран. Это и является примером теории «второго лучшего», которая утверждает, что если все необходимые условия для максимизации благосостояния не могут быть выполнены, то попытка соблюдения можно большего количества этих условиях не имеет смысла. Таким образом, формирование таможенного союза и отмены торговых барьеров только среди его членов на практике может и не подтвердить теоретического вывода о росте благосостояния, что имеет большое значение не только для теории международной экономики, но и для интеграционной практики.
Таможенный союз приводит к повышению благосостояния и роста объемов торговли при следующих условиях:
Чем выше торговые барьеры стран-членов к образованию союза, тем больше вероятность того, что формирование таможенного союза приведет к развитию торговли между членами союза, а не переориентирует ее от третьих стран в членов таможенного союзу.
Более низкие торговые барьеры союза в торговле с другими странами мира уменьшают вероятность высоких затрат по переориентации торгивли.
Наличие большого количества стран, входящих в Таможенный союз, и, как следствие, большие размеры таможенного союза создают условия, в которых становится больше вероятность того, что производители с низкими ценами продукции прекратят существование как члены союзу.
Экономики стран-членов должны быть конкурентоспособными и взаимодополняющими. Тогда открываются лучшие возможности для специализации в производстве и развития торговли после образования таможенного союза. Таким образом, таможенный союз с большей вероятностью повысит благосостояние, если этот союз сформирован из двух конкурирующих стран, а не промышленной или сельскохозяйственной (дополняющими) краинами.
Чем географически ближе расположены страны - члены таможенного союза, тем меньше препятствовать транспортные расходы росту благосостояния при развитии торговли между его членами.
Значительный объем товарооборота к созданию союза и экономическая взаимосвязь между потенциальными членами таможенного союза ведет к большим возможностей роста благосостояния в результате формирования таможенного союзу.
В случае образования таможенных союзов появляются и другие положительные эффекты, например, снижение административных расходов вследствие устранения пограничных и таможенных барьеров, улучшения коллективных условий торговли загалом.
Важно учитывать, что таможенный союз, который действует как единое целое на международных торговых переговорах, имеет возможность гораздо больше влиять на принятие решений, чем каждый его член окремо.
В процессе развития региональной экономической интеграции возникают динамические эффекты, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными для национальной економики.
Динамические эффекты, возникающие в результате формирования таможенного союза, намного больше, чем статические эффекты. Известно, например, что Великобритания присоединилась к ЕС в 1973 году в первую очередь именно из-за них. Современные эмпирические исследования показали, что динамические эффекты примерно в 5-6 раз есть больше статични.
Выделяют следующие дальние положительные последствия от образования таможенного союза:
рост конкуренции между производителями из разных стран, ведет к улучшению качества товаров, технологического обновления и т.п.;
использования преимуществ экономии на масштабах производства;
увеличение притока иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не входящих в союз, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри стран интегруються.
Несмотря на то, что преференции меняют мотивацию фирм как находящихся в зоне преференциальной торговли, так и за ее пределами, формирование региональной интеграционной соглашения основном влияет на объемы прямых инвестиций. Это происходит даже в случаях, когда региональные торговые соглашения (РТС) не вмешиваются в регулирование по инвестициям (что довольно часто прослеживается в соглашениях). Разница здесь в тех факторах, касающихся передислокации существующего производства и дислокации новых производственных мощностей. Передислокация чаще предполагается как наименьший элемент поправок в региональной интеграционной сделке, поскольку преимущества передислокации должны быть значительными, чтобы покрыть расходы, например, по закрытию завода, возвращению первоначальной инвестиции и трудоустройству излишков рабочей сили.
Фирмы, расположенные в третьих странах, будут мотивы по дислокации новых производственных мощностей в странах-членах, что будет способствовать служить для других стран интенсификации и внутренне регионального экспорта. Образование большого интеграционного рынка в сочетании с повышенной конкуренцией снизит цену производства единицы продукции и повысит инвестиционную привлекательность региона. Таким же образом эффекты внутри-региональной либерализации по повышению доходов от капиталовложений в дальнейшем будут повышать мотивацию относительно прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) по мере того как страны ожидать расширения рынка и дальнейшего сокращения себестоимости единицы продукции. Более того, если образование таможенного союза предусматривает замену нетарифных мер дискриминации в пользу национальных фирм на региональные преференции, преимущества дислокации внутри таможенного союза будут иметь тенденцию к повышению. Например, если внутри группировки происходить изменения типа «покупай региональное» вместо «покупай национальное», мотивация для инвестирования в регионе пидвищиться.
Образование зоны свободной торговли или таможенного союза повышает преимущества дислокации стран-членов внутренних ПЗИ и другими путями. Например, мысль о том, что потоки прямых инвестиций частично мотивируются желанием стран оказаться в рамках существующей «тарифно-нетарифной стены». Или то, что ПЗИ используются зарубежными экспортерами с целью создания занятости местного населения и таким образом уменьшить лоббирование защиты импорту.
Несмотря на то, что увеличение инвестиций происходит не за счет увеличения уровня сбережений в данном регионе или в другом месте, это должно отвлекать потоки ПЗИ из того или иного пункта назначения за пределами региональной интеграционной сделки. В общем, свободное перемещение труда и капитала в рамках таможенного союза, как правило, приводят к лучшему использованию экономических ресурсов всего союзу.
Вместе с тем, главным преимуществом таможенного союза является то, что страны-члены имеют общий тариф, а это дает возможность упростить таможенные процедуры, если не совсем убрать. Относительно зон свободной торговли (ЗСТ), то внешняя торговая политика остается в компетенции правительств стран, но возникает проблема перенаправления импорта третьих стран через страны ЗСТ, которые имеют низкий внешний тариф. В целом это снижает эффективность тарифа каждой страны-члена до уровня низкого плюс расходы на транспортировку косвенного импорта (что является потерей реальной стоимости ресурсов). Обычным решением является правила происхождения товара - то есть несомненное мотивированное требование что товары, подпадающие под действие бестарифной торговли, должны быть произведенными в стране-члене, а не просто проходить транзитом через эти краини.
На практике выполнение правил происхождения товара является достаточно дорогостоящим мероприятием. Требование контроля товаров, пересекающих внутренние границы, должны быть сохраненными для гарантирования согласия и взимания причитающихся таможенных налогов. Таможенным органам разрешается действовать по своему усмотрению, что таит в себе угрозу злоупотреблений такой свободою.
Правила происхождения осложняются тем, что должны учитывать тарифы по импорту промежуточных товаров, применяемых в производстве продукции в рамках таможенного союза. В основу правил происхождения товара положен принцип, что с внешнего импорта в ЗСТ должна быть взыскано тариф при окончательной продажи, но дополнительная добавленная стоимость должна быть освобождена от обложения тарифом.
Правила происхождения являются достаточно сложными и переговорный процесс по ним также является сложным (например, соглашение между ЕС и Польшей о правилах происхождения товаров содержала 81 Страницы мелко напечатанного текста).
Однако, несмотря на то, что имеют место такие подробные правила происхождения товара, проблема транзитного импорта через страны-члены ЗСТ, где действуют низкие внешние тарифы, еще не решена. По низкому внешнем тарифа страны-партнеры могут удовлетворить взаимные требования о продукции из третьих стран, и экспортировать соответствующее количество (или всю) свою продукцию в страны-партнеров. Это явление называется косвенным Перенаправление импорту.
Как видим, таможенный союз (ТС) предоставляет определенные преимущества странам-членам, однако лишь небольшое количество региональных торговых соглашений (РТС) нотифицированных ВТО является фактически членами МС, что обусловлено следующим:
во-первых, гармонизация внешней торговой политики означает потерю национальной автономии;
во-вторых, происходит политический перераспределение согласно общим внешним тарифом. Политические институты должны быть сформированы для обеспечения концесуальности или взаимосогласованности этих тарифов. Более того, поступления от общего внешнего тарифа должны быть распределены между странами-членами. Для большинства развивающихся стран, такие трудности по согласованию общего тарифа и распределения поступлений оказались слишком велики;
в-третьих, общая внешняя торговая политика стран-членов МС может зиткатися с проблемами согласования совместных расписаний со стороны лоббирующих оппозиции. Примером являются трудности, с которыми столкнулся ЕС в гармонизации нетарифных мер. Несмотря на то, что ЕС уже более 30 лет является таможенным союзом, странам-членам было разрешено сохранять собственные квоты в отношении определенных видов импорта из третьих стран (например, это касается одежды, обуви и стали) и предотвращать пересечения этими товарами внутренних кордонив.
Вышеупомянутые три основные недостатки по формированию ТС в большей степени минимизируются странами-членами, примерно одинаковы по уровню развития, как в РТС типа «Юг-Юг» чем в соглашениях типа «Север-Юг».
В общем понятно, что для зон преференциальной и свободной торговли, таможенных союзов эффективность интеграции достигается, прежде всего, вследствие интенсификации взаимных торговых потоков. Количественно оценить рост экспортных операций можно, используя, в частности эмпирическую модель Бергетранда.
2.8.
2.1.Мижнародна микроинтеграция | 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ХХI ВЕК |