ГЛАВА 4. Интеграционная политика УКРАИНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Проблема эффективной интеграции Украины в современную систему ставит перед отечественной экономической наукой ряд чрезвычайно актуальных задач, в частности обработки диалектических и историко-логических по содержанию основ исследования условий и последствий сочетания национальных и интернациональных интересов. Мировой опыт реализации национальных стратегий в вопросах международной экономической интеграции показывает, что их основу должен составлять бесспорный приоритет национально-государственных интересов с обеспечением экономической безопасности, действенной защитой национального бизнесу.
Всего целесообразно определить стратегические приоритеты (рис. 4.1) и такие акценты современных интеграционных ориентиров Украины:
реализация европейского направления модели открытой экономки с учетом особенностей новейшей политики ЕС;
развитие взаимовыгодных внешнеторговых программ со странами СНГ, в первую очередь с Россией, на двусторонней и на многосторонней основах в рамках соглашений о свободной торговле;
динамизация торговых связей со странами Балтии, Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Словенией в контексте политики расширения ЕС;
налаживание сотрудничества со странами Северной Америки на основе статуса Украины как страны с режимом наибольшего благоприятствования торговли, прежде всего, с США;
максимальное расширение контактов в товарообменной сфере со странами Ближнего Востока, Персидского залива и Восточной Азии, учитывая потенциал украинского экспорта, импортные потребности и возможности этих краин.
Особое направление в геоэкономических ориентирах Украины, который требует самостоятельного исследования, является субрегиональные интеграционные проекты. В частности, географическое положение западного региона Украины открывает широчайшие возможности для развития кооперационных связей, причем речь идет о создании дополнительных связей репродуктивных механизмов в контексте общего европейского интеграционного процесса, являются предметом стратегических интересов Украини.
Разработка и реализация интеграционной стратегии обеспечением национальной безопасности невозможны без всестороннего учета геополитических реалий и перспектив. На сегодня можно говорить об определенной асинхронность внешнеполитической и внешнеэкономической политики Украины. В последние годы значение западного политического вектора значительно возросло и именно в этом отношении можно констатировать наиболее существенные сдвиги (понимание США и политическим руководством НАТО Украина как важного и реального стратегического партнера в Европе, подписание Украиной - первой среди стран СНГ - соглашения «Партнерство ради мира», «Хартии об особом партнерстве»). Взаимодействие же Украины с Западом в экономической сфере особых успехов в прошлом десятилетии не получили, несмотря на политику диверсификации наших внешнеэкономических связей.
В отношениях Украины с Россией и вообще со странами СНГ отсутствие понимания тактически и перспективно весомых общих политических приоритетов приводит к осложнениям отношений и на уровне экономическом. Таким образом, достаточно очевидны все более близкий к западному внешнеполитический курс Украины и ее жесткая, отчасти односторонняя зависимость от России и СНГ в сфере экономики. Проявлением этого на современном этапе является подписание рамочного Соглашения о создании Единого экономического пространства между Украиной, Россией, Беларусью и Казахстаном.
Вместе с тем, главным фактором, определяющим успех в продвижении к цивилизованным формам экономической интеграции, по-прежнему, является наличие достаточных и необходимых предпосылок социально-экономического развития, а не только политическое стремление к объединению как самоциль.
В заключение отметим, что разработка и реализация той или иной интеграционной стратегии требует соответствующих социально-политических условий и настроений не только политико-экономической элиты, но и широких слоев населения. Во-первых, важно, чтобы перед нацией появился новый привлекательный образ жизни с общим ожиданием улучшения во всех сферах жизни (особенно в экономической). Это даст народу и политическим и финансово-экономическим элитам скрытый смысл объединения их взглядов и интересов. Во-вторых, этот усыплен смысл единства должен быть разбужен определенным внешним вызовом, который требует новой и сильной ответа. В-третьих, на арену политической и экономической жизни должен выйти новое поколение и начать новые политические и экономические действия, направленные на интеграцию. В-четвертых, имеет сформироваться и распространиться новое мышление относительно международных экономических и политических видносин.
В демократической Украине международная интеграция не может быть принудительной и имеет генерироваться и реализовываться в русле общенациональной идеи.
3.3. Становления экономического антиглобализма 4.1. Потенциал и проблемы транснационализации