4.3. Взаимодействие с международными организациями

Необходимым условием эффективного экономического развития Украины с достижением надлежащего уровня конкурентоспособности является продуктивное взаимодействие с международными экономическими организациями: ВТО, МВФ, Всемирным банком, специализированными правительственными и неправительственными организациями в области связи и V-информационного обмена, транспорта, энергетики, труда (МОТ) , торговли и развития (ЮНКТАД), промышленному развитию (ЮНИДО), сельского хозяйства и продовольствия (ФАО) и др.. Такой подход обеспечит быструю адаптацию страны к международным унифицированных норм хозяйственной и торговой поведения в соответствующих сегментах мирового ринку.
При этом важно осознавать, что уже сегодня международные организации являются мощными регулятивными структурами глобальной экономики (рис. 4.6).
Их деятельность носит универсальный характер как по охвату сегментов мирового рынка, так и по охвату стран мира. Функции международных организаций постоянно расширяются, формируя в целом действующие механизмы регулирования мирохозяйственных видносин.
Важно, чтобы современная внешнеэкономическая политика Украины предусматривала постепенное и дифференцированное по секторам открытие украинского рынка с соблюдением необходимых и принятых в мировой практике меры по стимулированию национального производства. Прежде всего, интеграция Украины в мировое экономическое пространство должно все больше приобретать черты управляемого государством трансформации торгового режима на основе СОТ.
Как известно, Украина начала процесс присоединения к системе ГАТТ / ВТО в 1994 году. На сегодня Украина находится в состоянии двусторонних переговоров по доступу к рынку товаров и услуг, что является одной из основных составляющих процесса обретения членства в ВТО, с 24 государствами - членами Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО.
Ключевыми этапами завершения Украины процедуры вступления в ВТО являются:
заключения протоколов по доступу к рынку товаров и услуг с государствами - членами Рабочей группы;
взятие Украиной обязательств по трансформации государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с нормами ВТО;
гармонизация национального законодательства с нормами то требованиями СОТ.
Исходя из современной роли ВТО, масштабов ее деятельности и перспектив развития, очевидно системные последствия вступления Украины в эту организации.
Эксперты указывают на такие возможные положительные последствия для производителей:
Получение: облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, технологий, капиталов; международно признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках (согласно норм и правил ВТО).
Снижение коммерческих рисков вследствие установления более стабильного режима торговли, что будет способствовать снижению цены предложения и тем самым повышению конкурентоспособности украинской продукции на соответствующих ринках.
Оживление производства в отдельных экспортно-ориентированных отраслях экономики вследствие либерализации режима доступа к внешним ринкив.
Уменьшение потерь украинских экспортеров от дискриминационных мер (которые, по некоторым данным, составляют $ 2 - 3 млрд. в год), в частности, через возможность получения недискриминационных условий применения антидемпинговых механизмив.
Уменьшение транспортных расходов вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран - членов ВТО, что будет способствовать снижению общей себестоимости украинской продукции, и, соответственно, повышению конкурентоспособности украинских компаний.
Ускорение структурных реформ и создание стимулов для повышения конкурентоспособности. Структурные приоритеты определяться потенциалом конкурентоспособности отраслей и предприятий на внешних рынках, а упрощение процедур доступа к этим рынкам должно ускорить структурные змини.
Усиление стимулов для инноваций в результате лучшей защиты интеллектуальной власности.
Уменьшение затрат вследствие отказа от двойных стандартов - для внутреннего рынка и експорту.
Применения механизмов справедливого решения торговых спорив.
Получение международно признанного права применения комплекса взвешенных (обоснованных) мер защиты внутреннего рынка, отдельных отраслей економики.
Возможные положительные последствия для потребителей проявляются в расширении ассортимента и улучшении качества предлагаемых товаров и услуг, снижения их цини.
Время произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, приблизится к стандартам развитых краин.
Возможные положительные последствия для макроэкономического состояния страны:
Появление уже в краткосрочной перспективе дополнительных стимулов для проведения необходимых внутренних реформ.
Создание предпосылок для защиты конкурентной среды и борьбы с корупциею.
Развитие новых технологий через увеличение объема торговли товарами и услугами, обусловленного более свободным и стабильным режимом торгивли.
Улучшение инвестиционного климата через внедрение более стабильных, прозрачных и предсказуемых условий, что может привести к росту объема и улучшения структуры инвестиций.
Общий рост производства и занятости, доходов производителей, а следовательно - расширение базы налогообложения, должно оказать положительное влияние на государственный бюджет Украини.
Снижение уровня тенизации импорта из-за его дальнейшую либерализацию, что также повлечет рост доходов государственного бюджету.
Улучшение позиций Украины (как в экономическом, так и в политическом аспектах), а также выполнение обязательств по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, положительно влиять на интеграцию Украины в Европейский Союзу.
Вместе с тем есть определенные ограничения в получении преимуществ:
Преимущества свободного доступа на рынки в большей степени касаются рынков с преимущественно ценовой конкуренции, то есть рынков сырьевой продукции и стандартизированных массовых готовых изделий. Это значительно меньшей степени касается высокотехнологичных изделий, поставляемых преимущественно в рамках замкнутых систем оборота ТНК и минимально подвержены либерализационных мероприятий СОТ.
Мере прогресса в снижении тарифов увеличивается вес нетарифного регулирования, что значительно меньше подвергается воздействию мер по уменьшению ограничений доступа к ринку.
Возможность наращивания объемов продаж товаров и услуг на зарубежных рынках может сдерживаться несовместимостью товарной структуры экспорта Украины со структурой мировой торгивли.
Вступление в ВТО не устраняет полностью угрозу антидемпинговых расследований, хотя, как отмечалось выше, потенциально улучшает позиции страны, против которой они инициируются. Количество таких расследований и реализованных антидемпинговых мер членов ВТО имеет тенденцию к зростання.
Членства в ВТО не является гарантией урегулирования всех торговых проблем.
Либерализация торговли потенциально может не только способствовать росту иностранных инвестиций, но и дестимулюваты их в краткосрочном и среднесрочном периодах, поскольку она сделает более выгодным импорт товарив.
Необходимость структурной коррекции экономики требует значительных затрат, может вызвать определенное негативное влияние на ВВП в начальный период после присоединения Украины к СОТ.
Вместе с тем вступление Украины в ВТО без надлежащего обоснования и дальнейшего учета в договорном процессе национальных интересов связан с определенными рисками, прежде всего из-за экспансию ведущих зарубежных фирм на рынок Украины. Существенные потери могут понести не только отдельные украинские товаропроизводители, отдельные отрасли, но и национальная экономика в цилому.
В частности, вполне подходящим является аргументация экспертов Центра Разумкова о возможных временных осложнений в сфере государственного регулирования экономического развития, вызванные необходимостью: а) перехода на новые, международно-согласованные условия государственного регулирования экономики, б) отказа от использования традиционных рычагов экономической, и прежде всего , вертикальной промышленной политики, а именно: возможности применять льготы к налогообложению, пошлин и других платежей, списывать задолженность предприятий перед государством, использовать государственные закупки как инструмент стимулирования отечественного производства, контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования относительно источников приобретения ими комплектующих (требование местного компонента производства) и направлений сбыта товарив.
Нужно будет отказаться от многих положений, закрепленных в существующих отраслевых программах (в частности, в соответствии с законами о поддержке отечественных горно-металлургического комплекса, судостроения, автомобилестроения, самолетостроения), несовместимых с нормами ВТО, что повлечет проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями .
Кроме того, отечественные производители в отдельных случаях могут оказаться не готовыми к жесткой конкуренции непременно ждет их со вступлением Украины в СОТ.
Это касается как промышленного сектора национальной экономики, так и аграрного сектора и сектора услуг. В общем, среди экспертов превалируют позитивные оценки последствий вступления Украины в ВТО без попечения «пошаговой» ситуации.
На наш взгляд, целесообразно: во-первых, рассматривать «плюсы» и «минусы» членства Украины в ВТО в кратко-, средне-и долгосрочном планах. Можно предположить, что негативные воздействия имеют более тактический характер, а положительные - более стратегический (табл. 4.12). Фактор времени имеет и другой аспект учитывая, например, и срок вступления в ВТО России - нашего главного на сегодня торгово-экономического партнера, с которыми мы имеем много несогласованных вопросов взаимного товарообмена. Во-вторых, к вступлению в ВТО необходимо серьезно готовиться не только высшему менеджменту страны, но и менеджерам и специалистам украинских предприятий, прежде всего, экспортно-ориентованих.
Еще в процессе решения практических вопросов вступления Украины в ВТО важно досконально изучить институционально-правовые механизмы и инструменты регулирования современной международной торговли. Их незнание и неумение применять могут нивелировать даже очевидные положительные факторы влияния, что может привести к сползанию Украины в сырьевую периферию мировой экономики. Зато умелое использование преимуществ членства Украины в ВТО будет способствовать повышению конкурентоспособности украинских товаров, услуг, предприятий на зарубежных рынках через применение справедливых правил игры, способствовать внутреннем структурном оновленню.
Уникальную роль в современной мировой экономике играет Международный валютный фонд. Несмотря на то, что Украина стала членом МВФ 3 сентября 1992 года, активное сотрудничество с этой организацией началась лишь в октябре 1994 после разработки украинским правительством вместе с экспертами МВФ программы макроэкономической стабилизации и реформирования экономики. Реальное сотрудничество началось с использования специальных механизмов получения ресурсов (программа системной трансформационной займа), когда было получено два транша на сумму 498 650 000 СПЗ (13% от общей суммы, предоставленной МВФ по этой программе). Показательно, что за абсолютному размеру системной трансформационной займа Украины заняла второе место после Российской Федерации, которая получила по этой программе кредитов на 2156550000 СПЗ. Следующим этапом взаимодействия Украины с МВФ можно считать использование ресурсов МВФ по программе «стенд-бай». Первую программу на сумму 997,30 млн СДР было утвержден 7 апреля 1995 года, вторую на сумму 598 200 000 СПЗ - 10 мая 1996 года, а третью на сумму 398,92 млн. СПЗ - 25 августа 1997 года (с окончанием срока действия 24 августа 1998). Современный этап взаимоотношений Украины с МВФ начался с внедрения трехлетней программы расширенного финансирования. Программа была утверждена 4 сентября 1998 сначала в сумме 1646,0 млн СПЗ, с последующим увеличением до 1920,0 млн СДР. Решение об увеличении общего финансирования в рамках программы было связано с увеличением квоты Украины в МВФ и необходимостью смягчения негативных последствий в сфере внешней торговли, вызванных мировым финансовым кризою.
В ходе взаимодействия с Международным валютным фондом приоритетными целями названо согласование программ финансовой стабилизации в Украине с насущными задачами структурной политики в стране, лучше координация денежной, налоговой политики и платежного баланса, стабилизация соотношения между предложением денег и ценами, реальным ВВП, увеличение возможностей Национального банка Украина осуществлять эффективную кредитную политику, используя инструменты денежной политики.
При сотрудничестве Украины с Международным Банком Реконструкции и Развития - Всемирным необходимо учитывать, что Украина заинтересована в реализации на своей территории большого количества профильных для Всемирного банка программ развития: строительстве путей сообщения, модернизации портовых сооружений, реконструкции энергосистем, реструктуризации сельского хозяйства, подготовке кадров для рыночной экономики тощо.
Следует уделить больше внимания и к делу сотрудничества Украины с дочерними образованиями МБРР - Международной Ассоциацией Развития, Международной Финансовой Корпорацией и Многосторонним агентством по гарантиям капиталовложений и т.д.. Это будет способствовать повышению международной роли Украины и привлечению дополнительных инвестиционных средств в ее економики.
Необходимо задействовать резервы повышения эффективности сотрудничества с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) в деле стабилизации украинской экономики и инвестирования приоритетных проектов на ее территории.
В целом сотрудничество с Европейским Банком Реконструкции и Развития стало важным фактором, положительно влиял и влияет на процесс трансформации экономики постсоветской Украины на рыночных засадах.
После присоединения Украины к ЕБРР активные операции начались в 1993 г., когда Совет директоров ЕБРР принял первый проект в Украине - проект модернизации Киевского международного аэропорта «Борисполь» (кредит 4750000 экю). После этого динамика ежегодных объемов операций ЕБРР в Украину выглядела следующим образом (млн экю / евро): 1993 - 8,1; 1994 - 28,5; 1995 - 176,6; 1996 - 214,9; 1997 - 349,4; 1998 - 366,2; 1999 - 460,0; 2000 - 291,0.
По состоянию на конец 2000 г. портфель украинских проектов, утвержденных Советом директоров ЕБРР, состоял из 36 проектов с общим объемом обязательств ЕБРР на сумму более 1,6 млрд. евро. При этом суммарная стоимость этих проектов (с учетом софинансирования сторонних) достигла почти 4200000000 евро.
Анализ динамики и объемов финансирования Банком проектов в Украине дает основания говорить о ЕБРР как весомого и наиболее диверсифицированного инвестора Украины. Если за основу сравнения, с одной стороны, взять общий объем прямых иностранных инвестиций в Украину, а с другой - общий объем подписанных обязательств ЕБРР, то практически на проекты ЕБРР приходится почти заборов всех прямых инвестиций.
Стратегия ЕБРР в Украине (принята в сентябре 2000 г.) - программный документ ЕБРР, который определял характер оперативной деятельности в Украине. По оценке исполнительного директора ЕБРР, ежегодные объемы финансирования должны увеличиться до минимум 350-450 млн евро, что дало бы возможность довести общий портфель обязательств ЕБРР в Украине с 1,1 млрд евро до более чем 1,6 млрд евро в 2001 г. и почти 2,0 млрд - в 2002 г. Стратегия определялась следующие основные блоки приоритетов: укрепление банковско-финансового сектора и обеспечения финансовых потребностей малого и среднего бизнеса; коммерциализация и структурные реформы в сфере коммунальных услуг, инфраструктуры и секторе энергосбережения, повышение ядерной безопасности и завершение строительства двух блоков на атомных станциях в Ровно и Хмельницком, поддержка промышленного сектора путем перед приватизационной помощи предприятиям, участия в приватизации тощо.
Важно направлять получения от ЕБРР капиталы на развитие в Украине ресурсо-и энергосберегающих технологий, а также на страхование и другие гарантии иностранным, в частности европейским частным капиталам, действующих на территории нашего государства. ЕБРР мог бы принимать более активное участие в предоставлении Украине технической помощи, осуществлении экспертных оценок промышленных, инфраструктурных проектов, консультационных услуг тощо.
Важным приоритетом должно быть повышение эффективности сотрудничества с ЕБРР не только за счет привлечения как можно больших объемов иностранных инвестиций, но и благодаря использованию опыта, международного авторитета и специфического статуса Банка с целью ускорения крайне необходимых для Украины структурных и институциональных реформ.
Следует отметить, что под влиянием ряда объективных и субъективных факторов в деятельности международных организаций накапливались и явления, зарождались тенденции деструктивного характера. Так ресурсы международных финансовых организаций постепенно оторвались от «материнского лона» уставных условий и начали переливаться по совершенно другим правилам.

4.2. Приоритеты региональной интеграции: Украина - Европейский Союз