4.2. Приоритеты региональной интеграции: Украина - Европейский Союз

Евроцентризм объективно является наиболее привлекательным интеграционным процессом для Украины, а свои отношения с ЕС Украина строит, исходя из намерения возобновить свою европейскую идентичность. Позиция Украины относительно Европейского Союза впервые на законодательном уровне была сформулирована в Основных направлениях внешней политики Украины, которые были одобрены Постановлением Верховной Рады Украины в июле 1993 року.
Двусторонние отношения на первом этапе ограничивались Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Украиной и ЕС (Люксембург, июнь 1994 г.), было окончательно ратифицировано после сложной процедуры правового утверждении парламентами стран-членов Союза. Нормативные положения настоящего Соглашения составляли основу для всестороннего развития сотрудничества, в частности определялись взаимные принципиальные и технические договоренности и перспективы по торговле товарами между Украиной и ЕС, улучшения деятельности компаний и производственного инвестирования, системы расчетов и движения капиталов и т.д.. Особое внимание было уделено производственной кооперации и научно-техническому сотрудничеству. Среди отраслевых приоритетов были указаны агропромышленный комплекс, энергетика, ядерная энергетика, транспорт, космическая отрасль, охрана окружающей середовища.
Однако уже после первого саммита Украина - ЕС (5 сентября 1997 г.,) было заявлено о желании Украины стать ассоциированным партнером Евросоюза, что вызвало определенную смятение в европейских столицах. На втором саммите в Вене (июнь 1998 г.) была найдена новая формула, более соответствовала существующим реалиям, а именно: речь шла о «уникальное и стратегическое партнерство». Украина выразила свою заинтересованность в развитии долгосрочной стратегии двусторонних отношений с ЕС, подчеркивая, что европейский выбор Украины является неизменным, а место Украины как центральноевропейского государства в современной Европе является четко определенным. Неоспоримым приоритетом Украины становится обретение ассоциированного, а впоследствии и полного членства в ЕС. Для реализации этого курса принимается ряд нормативных актов: Указ Президента Украины от 11 июня 1998 г. «Об утверждении стратегии интеграции Украины в Европейский Союз», а также Указ от 24 февраля 1998 г. «Об обеспечении выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС и совершенствования механизма сотрудничества с ЕС ».
С декабря 1999 г. отношения Украины с ЕС приобретают принципиально нового характера в контексте Декларации Совета Европы по Общей стратегии ЕС относительно Украины. Признается новое качество самого Европейского Союза, постепенно превращается в полноценный международный союз со всеми его признаками не только экономического, но и политического и военного планов. Именно военно-политические мотивы заставили ЕС по-новому оценить место и роль Украины в системе европейской безопасности, привлекли внимание европейцев и до состояния и перспектив развития украинских економики.
Расширяются отношения Украины с зоной европейского союза (ЗЕС). ЗЕС проявляет заинтересованность в развитии контактов с Украиной и планирует такие сближения с нею, которые не слишком ангажировали Союз, но открывали перед Украиной перспективу все более тесного сотрудничества с ним. Если сначала руководство Союза придерживалось определенного паритета в отношениях с Украиной и Россией, то уже на заседании Совета Министров ЗЕС в мае 1996 г. Украина была названа «важным европейским партнером» Союза, чего не было сделано в адрес России. Совет Министров ЗЕС, проходившей в Париже в мае 1997 г., одобрил документ Постоянного совета об отношениях в области возможного сотрудничества с Украиной. Аналогичного документа по России немае.
Следует отметить, что Украина активно развивает контакты с ЗЕС. Еще в марте 1997 г. она направила в Секретариат Союза список своих частей и соединений, которые могли бы участвовать в его операциях. Украинское руководство приняло также решение предоставить для учений ЗЕС полигон в Яворове (Львовская область). 27 августа 1997 Украина направила в адрес Председателя Совета ЗЕС письмо, в котором официально заявила о своей готовности стать ассоциированным партнером ЗЕС.
В апреле 1997 г. ЗЕС сделал предложение России и Украины подписать рамочное соглашение о возможности использования в ЗЕСивських операциях на коммерческой основе тяжелой транспортной авиации каждой из стран. Украина подписала такое соглашение еще осенью 1997 г., а Россия летом 1998 г. только вышла на переговоры по данному питання.
С целью реализации положений Стратегии интеграции Украины в ЕС Правительством Украины была разработана Программа интеграции Украины в ЕС (одобрена Указом ПУ от 14.09.00 № 1072), где охвачено практически все сферы общественной жизни государства с целью достижения европейских критериив.
Механизм реализации Программы предусматривал ежегодную разработку и выполнение Плана действий по реализации стратегического курса Украины на интеграцию в ЕС с соответствующим систематическим мониторингом.
Декларация приоритетной ориентации Украины на интеграцию в ЕС достаточно четко была выражена в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2001 годы ».
Речь шла о комплексе преобразований, который бы дал возможность нашему государству до конца 2007 года претендовать на получение ассоциированного статуса в ЕС, а к 2011 году - создать реальные предпосылки для вступления Украины в ЕС, в частности:
2002-2003 гг - приобретение Украиной членства в СОТ.
2003-2004 гг - проведение переговорного процесса и подписание Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Изменение СПС на европейскую Соглашение об ассоциации Украины и ЕС должно определить новый формат отношений, который бы долгосрочным интересам Украины и приближал ее к конечной цели - образование предпосылок обретения полноправного членства в Евросоюзе;
2003-2004 гг - проведение переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, которая предусматривала функционирование рыночных институтов, обеспечения правовых норм в деловой сфере, стабильные и недискриминационные правовые рамки, четко определены права собственности, применения соответствующих правил происхождения товаров, надлежащую организацию пограничной инфраструктуры и т.д.;
2002-2007 гг - приведение законодательства Украины в соответствие с требованиями законодательства ЕС в приоритетных сферах;
2004-2007 гг - выполнение процедур, необходимых для вступления Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, чтобы Украина была лучше информированным о внутренних преобразований в Евросоюзе, принимала неформальную участие в переговорах по различным вопросам общеевропейского масштаба и значения, получила облегченный и в больших объемах доступ к финансовым ресурсам ЕС;
2005-2007 гг проведения переговорного процесса и создание Таможенного союза между Украиной и ЕС, целью которого должно стать постепенное устранение таможенных, правовых и технологических препятствий в этой сфере;
2007-2011 гг - полное выполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и копенгагенских критериев членства в Евросоюзе;
2011 г. - создание реальных предпосылок для вступления Украины в ЕС.
В принципе Украина имела шанс институционализированной евроинтеграции, однако не реализовала его, прежде всего, с внутренне политическим причинам (права человека, свобода слова, коррупция и т.д.. И в соответствии с новой концепцией «Расширенная Европа - Соседство: новое измерение отношений с нашими восточными и южными соседями »(2003 г.).« соседи »Евросоюза не рассматриваются в десятилетний перспективе как кандидаты на ассоциированное и полное членство в ЕС и делятся на три группы: а) Россия б) Украины, Молдова, Беларусь в) Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис. Т.е. более чем десятилетние политические евроинтеграционные ожидания Украины завершились статусом соседа ЕС, определенным образом дискредитировало официальную евроинтеграционную доктрину нашей страны.
Политический и исследовательский интерес геоконьюнктурно сместился в интеграционное поле СНГ с его новым группировкой - Европейским Экономическим Пространством (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан). Относительно ЕС украинские ученые и аналитические центры массированно перешли оценкам отрицательных и положительных последствий для Украины расширение Европейского Союзу.
Действительно, по объективным и субъективным причинам всем компонентам взаимодействия «Украина - ЕС» присущ высокий уровень неопределенности, что затрудняет и делает многовариантными прогнозы конкретных параметров влияния расширения Евросоюза на Украину.
В стратегическом плане Украина рассматривает расширение ЕС как важный фактор дальнейшего общеевропейской интеграции, когда появляются новые, более широкие возможности всестороннего сотрудничества. В тактическом плане этот процесс будет иметь для Украины как положительные, так и отрицательные последствия практически во всех сферах жизнедеятельности - политической, экономической, гуманитарной, социальний.
В политической сфере после расширения ЕС, когда Украина будет непосредственно граничить с ним на границах около 1400 км, возникнет качественно новая геополитическая ситуация, развитие которой относительно Украины характеризоваться:
усилением влияния ЕС на Украину для обеспечения мира и стабильности на своих границах путем содействия: укреплению демократических институтов, обеспечению прав человека и свободы СМИ, усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией; предотвращению внутренним конфликтам; решению пограничных проблем; активизации роли Украины в сфере евробезопасности ( миротворчество, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, охрана стратегических транспортных коридоров и т.п.);
возможностью содействие продвижению украинских интересов в ЕС его новыми странами-членами, которые получат соответствующие квоты в руководящих организациях Союза и определенные рычаги влияния на процедуры принятия решений;
возможностью использовать наработанные новыми странами-членами ЕС интеграционные механизмы и процедуры; важное значение будет иметь консультационная, методическая, техническая помощь этих стран, их посредство в политической, экономической и гуманитарной сферах; хотя, по аналогии с Австрией, когда она как член ЕС теряет «транзитивно »бизнесово-консультационную роль в малых странах Центральной Европы, после реального расширения ЕС в 2004 (2005) году, в такой ситуации могут оказаться и Польша, Венгрия, Чехия, другие страны;
ослабление негативного воздействия на Украину «восточного» фактора евроинтеграции Украины, поскольку явно будет углубляться сотрудничество ЕС с Россией. Россия вообще может опередить Украину в этом процессе, как одна из причин глобального характера, так и по субъективным причинам (евроинтеграция Украины без «согласия» России последней не рассматривается даже теоретически, а Евросоюз во взаимоотношениях с Украиной всегда учитывал российский фактор)
укреплением европейских ориентаций населения Украины, которое сегодня дает сдержанно положительную оценку планам расширения ЕС.
Последствия расширения ЕС для Украины в экономической сфере обусловлены, во-первых, текущим состоянием и имеющейся перспективой взаимоотношений со странами-членами Евросоюза и странами-кандидатами, во-вторых, внутренними структурными трансформациями в расширенном ЕС и новой его внешнеэкономической стратегии в восточном направлении, по В-третьих, способностью экономики Украины в действительно рыночных институциональных и структурных преобразований.
В общем, Европейский Союз (с учетом будущего расширения) станет мощным рынком для 500 млн потребителей. Учитывая их высокую платежеспособность, быстрые темпы экономического развития стран ЕС, культуру производства, потребления, расчетов, этот рынок имеет для Украины значительные перспективы. Теоретически можно будет использовать преимущества масштабов производства, повышать эффективность инвестиционного и инновационного процесса. Однако большой рынок дает не только новые шансы, но и порождает новые ризики.
Учитывая, что структура экспорта Украины характеризуется небольшой долей продукции машиностроения и высоким удельным весом товаров с низким уровнем промышленной переработки, можно сделать вывод о его несовместимости структурным приоритетам развития рынка ЕС. После вступления в ЕС новых стран-членов эта структурная несовместимость может закрепиться и даже усилиться. Минимизация такой угрозы актуализирует курс на развитие производства продукции, конкурентоспособной не только учитывая цены, но и, прежде всего, технологии. То есть, это не проблема расширения ЕС, а дополнительный стимул инновационного развития. Вместе с тем, есть ряд важных рыночных сегментов, где украинские производители конкурируют со странами-кандидатами (электрическое оборудование, энергетические машины и оборудование, одежда и аксессуары, мебель и, особенно, черная металлургия). При условии значительного расширения экспорта новых членов ЕС в другие страны ЕС можно ожидать обострения конкуренции этого экспорта с соответствующим экспортом украинской пидприемств.
Как свидетельствуют статистические данные (табл. 4.4), крупнейшими торговыми партнерами Украины среди стран-кандидатов является Турция (общий объем торговли за 9 месяцев 2001 г. составил 752 900 000 дол. США), Польша (669 100 000 дол. США) , Венгрия (462 100 000 дол. США) и Словакия (290400000 дол. США). Практически со всеми странами-кандидатами, за исключением Словении, Украина имеет положительное сальдо торговли товарами. Среди импортеров украинских товаров первое место занимает за тот же период Турция (665 200 000 дол. США), за ней следуют - Польша (356,0 млн дол. США) и Венгрия (337 100 000 дол. США).
Показательно, что в последние годы страны-кандидаты были вторым по значению (после стран СНГ) экспортным рынком для Украины, а ЕС занимал третье место. В целом по объемам товарных потоков торговли страны-кандидаты занимают третье место во внешней торговле Украины (табл. 4.5).
Расширенный ЕС, таким образом станет рядом с СНГ главным рынком украинского экспорта, хотя импортная зависимость Украины от СНГ (прежде всего, России) будет достаточно продолжительной из-за потребности в енергоносиях.
Структура экспорта Украины в страны-кандидаты аналогичная его общей структуре, хотя есть определенная покраинова специфика.
Страны-кандидаты в целом является, прежде всего, важным рынком сбыта минеральных продуктов, продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности, недрагоценных металлов и изделий из них, в целом и прежде всего черных металлов и изделий из них, а также в определенной степени - древесины (Словакия, Словения, Венгрия). Только страны Балтии и Кипр импортировали в 2000 p. относительно большие объемы машин и оборудования, хотя еще в 1999 p. доля соответствующих товаров в импорте указанных стран колебалась в пределах 2,1-11,0%. Следует обратить внимание на отсутствие в украинском экспорте заметных объемов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, за исключением поставок продукции растительного происхождения на Кипр и в Литву. Однако реализация сельскохозяйственного экспортного потенциала Украины уможливлюеться благодаря либерализации мерам торговли ЕС с третьими странами и в рамках ГАТТ / ВТО. Таким образом, имея незначительные воздействия расширения ЕС на сельскохозяйственную отрасль, Украина может воспользоваться преимуществами соседства с его новыми членами для разработки эффективной аграрной экспортной политики, которая соответствовала бы нормам и стандартам Евросоюзу.
В общем, возможных экспортных потери Украиной касаются преимущественно продукции черной металлургии очередь в торговле с Турцией и Болгарией. Можно предусмотреть усиление попыток со стороны ЕС ограничить доступ Украины на рынки черных металлов по инициативе новых стран-членов (более жесткие квоты, антидемпинговые и специальные расследования, «добровольные» ограничения экспорта и т.п.).
По отдельным экспертным оценкам, распространение на новых членов ЕС настоящего Соглашения между Правительством Украины и ЕС о торговле некоторыми сталелитейными изделиями может привести к ежегодным потерям Украины около $ 60 млн.
Расширение ЕС приведет к эффекту чистого расширения торговли со странами-нечленами, поскольку экспортно-импортные операции стран-кандидатов с нынешними членами Евросоюза уже осуществляются на основе свободной торговли, а общий внешний таможенный тариф, к которому присоединятся новые члены Союза, в среднем ниже, чем существующие сегодня национальные таможенные уровни (табл. 4.6).
Вместе с тем, в ряде случаев будет иметь место увеличение уровня тарифной защиты. Особенно это касается стран Балтии, с которыми Украина имеет соглашения о свободной торговле, теряют силу после вступления этих стран в ЕС. Следовательно, будет иметь место ухудшение торгового режима в отношениях с этими странами в результате перехода от свободной торговли к режиму наибольшего благоприятствования, в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, к которой должны присоединиться страны-кандидаты. По экспертным оценкам, сокращение украинского экспорта в страны региона может колебаться в пределах 15-20%. США.
США.
США.


4.1. Потенциал и проблемы транснационализации 4.3. Взаимодействие с международными организациями