Тема 4. Регулирование фондового рынка Великобритании

Организация первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Лондонская фондовая биржа. Особенности воплощения принципа саморегулирования. Органы регулирования, их функции и задачи. Направления реорганизации системы регулювання.
Особенности организации ринку
• По объему капитализации и обращения ценных бумаг фондовый рынок Соединенного Королевства Великобритании прочно занимает третье место в мире после США и Японии, а по объемам международных операций с ценными бумагами не знает себе ривних.
Впервые английский рынок ценных бумаг упоминается в древних хрониках еще во времена короля Эдуарда И (1296 г.), приказал публично выпороть нескольких недобросовестных лондонских брокерив.
Ценные бумаги публичных компаний в Англии продаются почти исключительно на фондовой бирже. Причем, если в США на фондовой бирже осуществляется вторичное обращение ценных бумаг, то в Великобритании фондовая биржа является важнейшим элементом первичного рынка. Значительная часть новых эмиссий проводится именно через фондовую биржу. Ценные бумаги, которые не имеют котировки на бирже, не будут предлагаться публике, поэтому эмиссия ценных бумаг всегда сопровождается их допуском на фондовую биржу.
• На сегодня Лондонская фондовая биржа (London Stock Exchange, LSE) прочно занимает третье место в мире по капитализации, т.е. по величине курсовой стоимости акций, котирующихся на ней, и по объемам оборота. По сравнению с биржами других стран на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ) совершается наибольшее количество сделок с акциями иностранных эмитентов, более 40% ее оборота приходится на такие акции. На ней имеют листинг около 500 иностранных эмитентов. Значительная часть сделок на ЛФБ заключается и выполняется в рамках Автоматизированной системы котировки фондовой биржи (Stock Exchange Automated Quotation System, SEAQ). Всего в SEAQ вращается примерно 3000 ценных бумаг система позволяет вводить до 70 тыс. заказов в час. Для ценных бумаг, которые не попали в SEAQ (а это прежде всего акции, не имеющие листинга), существует Альтернативная система торговли на бирже (The Stock Exchange Alternative Trading Servise, SEATS).
Одновременно Лондон занимает второе место после США в сфере торговли производными ценными бумагами - опционами и фьючерсными контрактами. Торговля опционами на ценные бумаги, фондовые индексы и на валюту осуществляется на двух английских биржах:
• Лондонской международной бирже фьючерсов и опционов (London International Financial Futures Exchange, LIFFE) (создана в 1982 г., была первой биржей финансовых фьючерсов, которая находилась за пределами США, после объединения с рынком опционов ЛФБ в 1992 г . превратилась в одну из крупнейших специализированных бирж производных ценных бумаг в мире);
• Лондонской бирже ценных бумаг и их производных (The London Securities and Derivatives Exchange, OMLX).
Торговля опционами и фьючерсами на товары ведется на трех товарных биржах: Лондонской бирже металла (London Metal Exchange Ltd, LME), Международной нефтяной бирже (International Petroleum Exchange of London Ltd, IPE) и Лондонской товарной бирже (London Commodity Exchange, LCE) .
Законодательная база регулювання
• Первые законы о компаниях в Великобритании были приняты еще в XIX веке и периодически дополнялись и совершенствовались. На сегодня основным законом, регулирующим деятельность компаний и в котором оговариваются права акционеров, является Закон о компаниях (Companies Act, 1985-1989 гг.)
Компании, по этому Закону, делятся на две категории: частные (private) и публичные (public). Частные компании не могут прибегать к публичного (открытого) продажи своих акций. Их акционерный капитал принадлежит ограниченному кругу инвесторов, в их названии обязательно присутствует аббревиатура Ltd (Limited). Публичные компании могут выпускать и размещать акции среди неограниченного круга лиц, которые выдвигает перед этими компаниями ряд требований. В названии таких компаний обязательно присутствует аббревиатура Plc (Public limited company).
• Принятый в 1986 г. Закон о финансовых услугах формально установил контроль государства над фондовым рынком. Указанный закон предусматривает обязательное лицензирование деятельности с ценными бумагами, т.е. инвестиционного бизнеса. Под последним понимается купля-продажа на комиссионных началах или за собственный счет ценных бумаг (инвестиционных ценностей); организация торговли ценными бумагами (биржевая деятельность), управление инвестициями третьих лиц (доверительное управление), предоставление консалтинговых услуг, организация и управление институтами коллективного инвестирования (например , юнит-трастами). Действие Закона о финансовых услугах распространяется не только на ценные бумаги, но и на другие финансовые инструменты, поэтому в Законе применяется термин «инвестиции», а не ценные бумаги. При этом под инвестициями понимается, кроме общепринятых ценных бумаг (включая производные), также фьючерсы и опционы на валюту, золото и другие драгоценные металлы (но не сами металлы) и долгосрочные страховые полиси.
Этот Закон предусматривает уголовную ответственность за деятельность без лицензии, распространение ложной или недостоверной информации, сокрытия существенной информации. Максимальным наказанием может быть тюремное заключение сроком на 7 лет или штраф в неограниченном размере (или то и другое одновременно).
• В июне 1998 г. вступил в силу Закон о Банке Англии, согласно которому функцию банковского надзора переданы от центрального банка к The Financial Services Authority (FSA), а роль Банка Англии сводится к разработке и проведению денежной политики.
Система регулювання
• Финансовый рынок Великобритании регулируется различными государственными установами.
Министерство финансов занимается вопросами, связанными с выполнением Закона о финансовых услугах, признанием зарубежных инвестиционных бирж, контролем за соблюдением фондовой биржей своих функций как официального учреждения, занимающегося листингом ценных бумаг. В сферу компетенции Министерства финансов входит, кроме того, помощь зарубежным регулирующим учреждениям согласно закону об акционерных обществах, а также связь (через Банк Англии) с Комиссией по вопросам деятельности финансовых организаций и Комиссией по вопросам деятельности обществ с стопроцентным собственным капиталом.Module . Министерство торговли и промышленности осуществляет лицензирование и надзор за деятельностью страховых компаний, правоприменения согласно Закону о неплатежеспособности (Insolvency Act, 1986), проводит расследования и привлечения к ответственности в рамках Закона о компаниях. Кроме того, это Министерство взаимодействует со специальной Комиссией по соблюдению справедливой дияльности.
Банк Англии регулирует и контролирует рынок государственных облигаций, лицензирует деятельность депозитарных учреждений в соответствии с Законом о банковской деятельности. Совместно с Комиссией по ценным бумагам и фьючерсов (Securities and Futures Authority, SFA) Банк Англии лицензирует маркет-мейкеров, осуществляющих операции с государственными ценными бумагами. Банк также выступает агентом правительства при размещении государственных облигаций, отвечает за автоматизированную систему торговли государственными облигациями, дает рекомендации для вступления в члены ЛФБ. Представители Банка Англии включены в состав практически всех профессиональных финансовых организаций. Всего Банк Англии реализует свою политику не на основе конкретных законов, а путем рекомендаций, которые, однако, неуклонно виконуються.
Комиссия по вопросам деятельности финансовых обществ занимается лицензированием и контролем за деятельностью финансовых товариств.
Комиссия по вопросам деятельности обществ со стопроцентным собственным капиталом занимается лицензированием и надзором за деятельностью обществ со стопроцентным собственным капиталом.
Страховое общество «Ллойд» соответствует в целом за свой страховой рынок и контролируется Министерством торговли и промисловости.
• Негосударственные регулирующие организации в Великобритании делятся на три группы:
1) признанные саморегулируемые организации (СРО)
2) признаны профессиональные организации (ПО)
3) признаны фондовые биржи и расчетно-клиринговые палаты (ФБ и РКП).
На сегодня в Великобритании действует девять признанных ПО, для членов которых Законом о финансовых услугах установлен специальный режим деятельности. Это касается представителей определенных профессий, в которых главная деятельность совпадает с профессиональной, но одновременно осуществляют инвестиционные операции. Такие фирмы имеют право заниматься инвестиционным бизнесом в условиях, что они получили разрешение на производство как основной деятельности (например, адвокатская или бухгалтерская практика), так и инвестиционной. Подобные разрешения имеют более 16 тыс. фирм. Признаны ПО осуществляют контроль за деятельностью таких же фирм, как и соответствующие СРО.
К признанным ПО относятся:
Ассоциация аттестованных бухгалтеров (Association of Chartered Certified Accountants, ACCA)
Институт регистраторов (Institute of Actuaries, IA)
Институт лицензированных бухгалтеров Англии и Уэльса (The Institute of Chartered Accountants in England and Wales, ICAEW)
Институт лицензированных бухгалтеров Шотландии (The Institute of Chartered Accountants of Scotland, ICAS)
Институт лицензированных бухгалтеров Ирландии (The Institute of Chartered Accountants in Ireland, ICAI)
Регистрационная Рада брокеров (Insurance Brokers Registration Council, IBRC)
Союз юристов (The Law Society, LS)
Союз юристов Северной Ирландии (The Law Society of Northern Ireland, LSNI)
Союз юристов Шотландии (The Law Society of Scotland, LSS).
Признанные инвестиционные биржи (виб):
Лондонская фондовая биржа
открытое акционерное общество «Tradepoint»;
Лондонская международная биржа фьючерсов и опционов;
Лондонская биржа ценных бумаг и их производных;
Международная нефтяная биржа
Лондонская товарная биржа
Лондонская биржа металу.
Виб отвечают, кроме осуществления других надлежащих функций, за порядок в проведении операций с инвестициями и защита инвесторив.
Единственный на сегодня официально признан клиринговый центр - Лондонская расчетно-клиринговая палата (The London Clearing House Ltd, LCH), которая занимается клирингом и транзакциями на четырех биржах производных ценных бумаг (LIFFE, IPE, LCE, LME) и фондовой бирже Tradepoint.
• На сегодня фондовый рынок Великобритании находится в состоянии структурного реформирования. С приходом к власти лейбористов система, которая до этого существовала, реорганизуется: создается super SIB путем присоединения к нему SFA, IMRO, PIA (см. далее) и подразделений банковского надзора Банка Англии. Правительство планирует принять новый закон, в течение двух лет объединил бы их в одну организацию - FSA. До принятия нового закона существующие организации продолжать нести ответственность за определенные сегменты финансового сектора. Реорганизация будет проходить в несколько этапов до полной передачи FSA полномочий по регулированию деятельности всех участников фондового рынка и полной ликвидации СРО.
FSA создается на базе SIB с присоединением саморегулируемых организаций и передачей функций банковского надзора, департамента по вопросам страхования Казначейства и Комиссии по вопросам строительных и дружеских обществ. На сегодня FSA регулирует финансовую деятельность, лицензирует банки, инвестиционные фонды и компании, осуществляет надзор и контроль. В ближайшее время, после принятия Закона о финансовых услугах и рынках, сфера регулирования FSA распространяется на все без исключения финансовые установи.
Задачи и полномочия регулирующего органу
• Специальный орган - Совет по ценным бумагам и инвестициям (SIB) - наделена исключительными полномочиями по регулированию рынка. По статусу это - некоммерческая компания, участниками которой являются представители различных фирм, работающих на фондовом рынке. Формально она подчинена Казначейству, но является независимым учреждением. В своей деятельности Совет руководствуется «10 принципами и 40 основными правилами», которые включают общие принципы регулювання.
Главные задачи Совета в области контроля за регулированием инвестиционного бизнеса в Великобритании заключаются в
• защите инвесторов, особенно частных, от мошенничества со стороны инвестиционных фирм, финансово нездоровых инвестиционных фирм или ненадежных финансовых консультантов;
• развития нормальных и упорядоченных инвестиционных рынков, т.е. рынков, свободных от злоупотреблений;
• предотвращении банкротства инвестиционных компаний и смягчении последствий подобных банкрутств.
Рада достигает поставленных задач через осуществление следующих функций:
• контроль за деятельностью регулирующих учреждений;
• внедрение стандартов для фирм и регулирующих учреждений;
• проведение, в случае необходимости, проверок фирм, которые подозреваются в нарушении существующих правил работы и принятия мер правоприменения;
• управление регуливною системой, подпадает под действие Закона о финансовых услугах;
• регулирование определенных схем и фирм (в небольшом количестве) совместного инвестирования;
• предоставление услуг инвесторам, субъектам рынка и другим регулирующим установам.
Организационная структура Совета по ценным бумагам и инвестициям. Совет является негосударственной организацией, которая действует в пределах прав, определенных Законом, и наделяется полномочиями по решению Министерства финансов и определением британского парламента. Деятельность Совета финансируется за счет налогов, которые платят участники рынка. Правления Совета, в том числе председатель правления и исполнительный директор, назначаются по общему представлению министра финансов и главы Банка Англии. Закон предусматривает предоставление Советом ежегодных отчетов министру финансов, который, в свою очередь, подает отчеты в парламенту.
Члены Правления (которые обычно не являются государственными служащими) отвечают за разработку стратегии Совета в целом, в то время как оперативное управление деятельностью работников Совета осуществляется исполнительным директором. В Раде работают представители различных профессий - финансисты, юристы, бухгалтери.
Контрольная функция Совета:
• каждая организация должна предоставить свой ежегодный план, который очерчивает рабочие задачи, план работы и имеющиеся ресурсы для выполнения своей регулирующей функции в рамках Закона о финансовых услугах на следующий год;
• проводится проверка эффективности работы организаций, в частности таких аспектов, как мониторинг, правоприменения, работа с жалобами на участников рынка;
• сотрудники Совета привлекаются к инспекционных групп регулирующих учреждений при проведении проверок;
• работники Совета регулярно получают и изучают информацию о деятельности инспекционных груп.
Совет разработал десять основных принципов деятельности инвестиционных фирм:
честность - фирма должна работать честно и справедливо;
профессионализм, заботливость и прилежание - фирма должна работать профессионально, бережно и тщательно;
рыночная деятельность - фирма должна придерживаться высоких стандартов в проведении собственной рыночной деятельности. Кроме того, фирма соблюдать требования или правила, действующие время от времени, в пределах собственных принципов или правил работы;
информация о клиентах - фирма должна требовать от своих клиентов, которых она консультирует или от имени которых работает, предоставление информации относительно обстоятельств и инвестиционных целей последних в том объеме, в котором это необходимо для выполнения обязательств фирмы перед клиентами;
информация для клиентов - фирма должна заботиться о своевременном предоставление клиенту информации, изложенной доступно, с тем, чтобы клиент мог принять взвешенное и обоснованное решение. Фирма должна также предоставлять клиенту полный и точный отчет о выполнении своих обязательств перед ним;
конфликт интересов - фирма должна либо избегать любого конфликта интересов, или, в случае возникновения конфликта, обеспечить справедливое отношение ко всем своим клиентам путем предоставления информации, соблюдение правил конфиденциальности и тому подобное. Фирма не имеет права безосновательно отдавать предпочтение собственным интересам перед интересами своих клиентов. Если должным образом проинформирован клиент основания ожидать от фирмы приоритетного отношения к своим интересам, фирма должна оправдать его ожидания;
фонды клиента - в случае установления контроля над фондами клиента или принятие ответственности за них фирма должна обеспечить надлежащую защиту этих фондов путем обособления и идентификации или каким-либо иным образом в соответствии с принятыми на себя обязательствами;
финансовые ресурсы - фирма должна иметь собственные финансовые ресурсы, достаточные для выполнения своих инвестиционных обязательств и покрытия сопутствующих рисков;
внутренняя организация - фирма должна иметь соответствующую организацию собственной работы, должным образом оформлять отчетность. Если фирма реализует инвестиционную деятельность силами собственного персонала, она должна обеспечить его необходимую профессиональную подготовку и надзор, а также разработать процедуру соблюдения соответствующих требований;
взаимодействие с регулирующими организациями - фирма должна поддерживать нормальные рабочие отношения с регулируемой учреждением и своевременно предоставлять необходимую информацию.
Саморегулювання
• Сегодня в Великобритании существуют три СРО:
1. Комиссия по ценным бумагам и фьючерсов (SFA), которая регулирует деятельность около 1,3 тыс. лицензированных фирм, осуществляющих инвестиционную деятельность с ценными бумагами, еврооблигациями, финансовыми и товарными фьючерсами. Кроме того, в сферу регулирования SFA входят вопросы корпоративных финансов, а также внебиржевая торговля ценными бумагами. Примерно половина фирм, регулируются SFA, принадлежащих иностранным власникам.
2. 3.
Тема 3. Регулирование фондового рынка США Тема 5. Регулирование фондовых рынков Германии и Франции