4.1. Общие методы и уровни регулирования

Международная инвестиционная деятельность, играя ключевую роль в системе современных мирохозяйственных связей и имея значительный потенциал влияния (как положительного, так и отрицательного) на экономическое развитие, должна быть регулируемой на национальном, международном и наднациональном уровнях. Такое регулирование может осуществляться посредством совокупности специальных правовых, административных, экономических и социально-психологических методов, и некоторых инструментов стимулирования и ограничения (рис. 4.1).
Правовые методы реализуются через систему гражданского и процессуального права.
Административные методы юридически определяют хозяйственную субъектность, регламентирующих вопросы собственности, процедуры разрешения споров в судебном порядке тощо.
Экономические методы реализуются через систему дотаций, кредитов, осуществление фиксальнои политики.
Социально-психологические методы ориентированы на формирование и развитие той или иной идеологии, воспитания соответствующего типа менталитета граждан и общества в целом посредством организационно оформленных институтив.
Между методами регулирования международной инвестиционной деятельности является очевидная взаимосвязь. Все они так или иначе оформленные в конкретных нормативно-правовых документах. Их эффективность зависит от длительности существования соответствующей нормативно-правовой базы, от совершенства правовых методов регулювання.
Анализ различных систем регулирования международной инвестиционной деятельности на национальном уровне показывает, что формируются они двумя путями:
через принятие единого акта, регулирующего допуск иностранного капитала в экономику стран;
через разработку тех или иных правовых актов, регулирующих различные аспекты иностранной инвестиционной и предпринимательской дияльности.
Выбор того или иного из указанных путей зависит от роли конкретной страны на мировом рынке капиталов. Для стран, которые активно экспортируют капитал, характерно либеральное отношение к регулированию иностранных капиталовложений. Странам, импортируют капитал, присуще стремление принят единый законодательный акт о международной предпринимательской дияльности.
Однако в целом (и в первом, и во втором случаях) одинаковым является перечень вопросов (объектов) регулирования: определение иностранного инвестора; видов и форм иностранных инвестиций; участия в собственности; репатриации прибыли иностранного инвестора; требований к результатам деятельности иностранного инвестора; системы инвестиционных льгот и ограничений; гарантий прав иностранного инвестора.
Зависимости от конкретной стратегической мотивации принимающей страны в мировой практике реализуются различные варианты регулирования каждого из этих питань.
К иностранным инвесторам, как правило, относятся иностранные физические и юридические лица, лица, проживающие за рубежом; иностранные государства и международные организации.
Видами иностранных инвестиций являются ценности, которые вкладываются непосредственно иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения других целей. В целом эти виды инвестиций определяются однозначно, но возможны и вариации некоторых из них, в частности относительно интеллектуальных инвестиций, векселей, ценных бумаг, торговых марок и т.п.. Заметим, что разные страны, которые заинтересованы в иностранных инвестициях, формируют различные перечни видов инвестиций.
Иностранный инвестор, как правило, квалифицируется по объему вложенного капитала. Так, в мирохозяйственные практике заурядным инвестицией является - 50-100 тыс. дол. США, а квалификационной долей собственности в объектах инвестирования - доля в 20%.
Ключевым моментом осуществления иностранных инвестиций является вопрос участия в собственности. В мировой практике есть следующие основные варианты решения этого вопроса: сохранение государственного контроля над стратегическими отраслями национальной экономики, сохранение отраслей или видов производства под эгидой государственной собственности; частичном снятии ограничений привилегированным инвесторам, 100%-ная собственность иностранного инвестора.
Регулирования репатриации прибыли иностранного инвестора включает: требование обязательного создания резервного фонда, который хранится в банках принимающей страны; фиксацию размера капитала, который вывозится (в зависимости от размера инвестиций) и прибыли, получаемой (и регулируется как общими правилами валютного регулирования и соглашениями о валютное сотрудничество, так и специальными правилами). Кроме того, возможен режим свободного движения капиталу.
Требования к результатам деятельности иностранного инвестора определяются целями принимающей страны и дифференцируются по определенным показателям (доля национального участника, уровень передачи технологии, масштабы деятельности, направленность рынка, возможность подготовки кадров и новых рабочих мест и т.д.).
Система инвестиционных льгот и ограничений включает: факторные льготы (субсидии предприятиям, гарантированные и льготные займы, освобождение от налогов, частичный возврат налогов, ускорение амортизации); товарные льготы (тарифные и нетарифные импортные барьеры), специальные меры ограничения и контроля за деятельностью иностранного инвестора.
Система гарантий соблюдения прав иностранного инвестора традиционно состоит из: гарантий включения прав иностранного инвестора в Национальной системы права; гарантий соблюдения инвестиционных льгот и устойчивости законодательства в течение инвестиционного цикла; гарантий от мер конфискационного характеру.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед фискальными, поскольку первые более эффективные, они обеспечивают адресный характер воздействия и концентрируют усилия на достижении конкретных национальных и национально ориентированных результатов. Развивающиеся страны и страны с переходными экономиками используют преимущественно налоговые стимулы и административные меры (это обусловлено нехваткой финансовых ресурсов в этих странах).
Заметим, что в развитых странах с целью поощрения частных инвесторов делать инвестиции в развивающиеся страны, и в страны с переходными экономиками создаются специальные институты поддержки и стимулирования инвестирования за рубеж. Так и институты функционируют аналогично инвестиционным банкам или учреждениям стратегического развития и пользуются доверием инвесторов страны базирования благодаря своим строгим финансовым стандартам и высокой степени надежности. Принимающие страны тоже заинтересованы в деятельности этих институтов в себя через выгодные условия их инвестирования. В частности, они не выдвигают особых требований к принимающей страны относительно гарантий или обеспечения займов, и вместе с тем предоставляют партнерам с принимающей страны право приобрести для себя дополнительную долю в капитал совместного предприятия, когда это предприятие станет прибыльным тощо.
Так, в США создана Корпорация по страхованию от политических рисков частных инвестиций за рубеж (в более чем 10 развивающихся стран), для содействия размещению таких инвестиций и для целевого финансирования проектов. Аналогичные институты действуют в Германии, в частности для поддержки развития экономической инфраструктуры в развивающихся странах, путем создания там совместных предприятий и частичного финансирования проектов, предоставление займов мелким и средним предприятиям, финансирование экспертных оценок конкретных проектов СП тощо.
В современной мирохозяйственные практике важное место в активизации и регулировании международной инвестиционной деятельности занимают двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения. Их целью является получение страной базирования правовой защиты своих инвестиций в принимающей стране от возможных некоммерческих рисков, а также поддержание стабильности и надежности отношений между краинами.
Количество инвестиционных сделок растет ускоренными темпами. В 1960 г. их было подписано 83, в конце 1970-х - 176, в 1989 г. - 377, а на 01.01.1997 г. - 1330 с участием 162 стран. Большая часть (90%) - это соглашения между развитыми и развивающимися странами, хотя все больше их заключается между странами розвиваються.
В международных двух-и многосторонних сделках, как правило, регулируются такие вопросы инвестирования:
определение инвестиций и инвесторов;
условия ввоза прямых иностранных инвестиций;
поощрения инвестиций;
общие нормы режима;
перевод платежей;
требования к результатам хозяйственной деятельности;
лишения инвестора прав собственности;
разрешения споров;
нормы поведения корпораций.
При определении вопроса об инвестициях и инвесторов указываются не только уже существующие формы инвестиций, но и те, которые могут возникнуть после заключения сделки. Фиксируются юридические лица, которые попадают в категорию «национальных субъектов» каждой из стран-участниц угоди.
Условия ввоза прямых иностранных инвестиций четко определяют систему регулирования размещения инвестиций (общими нормами национального права или специальными режимами). Стоит отметить, что до 1990 г. ни одна из двусторонних соглашений не предусматривала возможности проведения политики «открытых дверей» между странами-партнерами.
Большинство международных соглашений об инвестировании предусматривают обязательное поощрение иностранных инвестиций, прежде всего, со стороны принимающей страны. В отдельных соглашениях страна базирования обязуется проводить политику поощрения вывоза предпринимательского капитала в страну, с которой заключен угоду.
Общие нормы режима, как правило, предусматривают справедливый, недискриминационный, льготный или национальный режими.
Правила перевода платежей является наиболее важным элементом сделки. При этом страна базирования стремится получить конкретные и широкие гарантии не только относительно общих правил перевода средств, но и по использованию той или иной валюты, валютных ресурсов и сроков переведення.
Требования к результатам хозяйственной деятельности является одной из ключевых проблем в инвестиционных отношениях. Она решается предоставлением гарантии о невозможности конфискации или национализации надлежащей иностранным инвесторам собственности, или гарантией компенсации их собственности в случае ее национализации.
Разрешение споров происходит с помощью Международного центра регулирования инвестиционных споров, который был создан в 1965 году (в 1994 г. центр объединял 113 стран мира). На первом этапе спора между инвесторами и правительством принимающей страны решаются на основе конструктивных консультаций. Спор может также рассматриваться компетентным судебным или административным органом принимающей краини.
Вопрос о нормах поведения корпораций - это вопрос о формировании общих принципов и норм, которым должны следовать иностранные предприниматели в принимающей краини.
Общей тенденцией в регулировании иностранных инвестиций на национальном уровне либерализация (табл. 4.1)
Как видим, с 1035 изменений в сфере регулирования иностранных инвестиций 974 предусматривали ослабление ограничений, либерализацию национальных инвестиционных режимив.
Современное международное регулирование инвестиционной деятельности формировалось в течение десятилетий. Напомним, в хронологическом порядке важнейшие в этом плане события:
В 1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью заключения многосторонней международной конвенции, которая бы определила нормы обращения с иностранцами и их собственностью. Однако на этой конференции не удалось принять соответствующие документи.
В 1944 г. созданы Международный Валютный Фонд и Международный Банк Реконструкции и Розвитку.
В 1946 г. США предложили принять Устав Международной торговой организации. Но он не был ратифицирован необходимым количеством держав.
14 декабря 1962 принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVIII) «О постоянном суверенитете над национальными природными богатствами».
В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2087 (XX) «О финансировании экономического развития» и после изучения экспертами ООН вопросов иностранного инвестирования ООН опубликован ряд документов. Это: 1) документ ООН Е/4446 «Иностранные инвестиции в развивающихся странах», 2) документ ООН ТД / 35, «Роль частного предпринимательства в инвестировании и в обеспечении экспорта товаров из развивающихся стран»; 3) документ ООН Е / 4614 «Договоры о налогообложении между развитыми и развивающимися странами».
Стремясь обеспечить на многосторонней основе защиту интересов инвесторов, западные государства предложили заключить конвенцию о рассмотрении споров по инвестициям между государствами и лицами других государств. Конвенция подписан 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 Она предусматривает правила примирительной и арбитражной процедуры разрешения споров, а также создание Международного центра по разрешению инвестиционных споров при МБРР. Целью конвенции является изъятие из юрисдикции национальных органов стран-участниц вопросов об инвестиционных споры с иностранцами, для обеспечения защиты частного капитала иностранных государств в этих краинах.
12 декабря 1967 Советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был принят проект конвенции ОЭСР «О защите иностранной собственности».
12 декабря 1974 Генеральная Ассамблея ООН приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств (Резолюция 3281). В ней говорится, что каждое государство имеет право регулировать иностранные инвестиции в пределах своей национальной юрисдикции согласно своим законам и другими нормативными актами и в соответствии с национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не может быть принужден к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям.
В 1979 г. в рамках Андского группировки принят Кодекс иностранных инвестиций. Он регулирует основные противоречия, существующие между развитыми и развивающимися странами, в вопросах о международно-правовое регулирование деятельности ТНК. Эти противоречия обусловлены тем что: 1) развивающиеся страны, предпочитают международно-правовым актам, которые должны быть обязательными для стран-участниц. Промышленно развитые страны - для урегулирования противоречий между глобальной стратегией ТНК в целом и интересами отдельных его подразделений - предпочитают актам «добровольного характера», 2) развивающиеся страны, стремятся подчинить ТНК законам принимающих стран. (Имеется в виду исключительная юрисдикция судов принимающих стран, то есть, в случае выбора судом того или иного права для применения, выбор делается в пользу права принимающего государства). Промышленно развитые страны признают и определенные права в юрисдикции за государством происхождения ТНК, и свободу выбора применимого права, 3) развивающиеся страны, выступают против прямого допуска ТНК в международные суды: споры по поводу ТНК должны рассматриваться между государствами, а не между ТНК и державою.
По требованию развивающихся стран, Генеральный секретарь ООН создал группу выдающихся деятелей, которая в 1974 г. подала доклад, в соответствии с которой для дальнейшего изучения проблем регулирования деятельности ТНК и принятия соответствующих рекомендаций были созданы Межправительственная Комиссия ООН по ТНК и Центр по ТНК. Эти органы приступили к подготовке проекта Кодекса поведения ТНК. Однако часть его положений так и не удалось сформулировать в окончательном виде. На восстановленной специальной сессии Комиссии ООН по ТНК (июнь 1985 г.) Центром ООН по ТНК был сделан доклад. Предполагалось, что Кодекс будет состоять из следующих частей: I - преамбула и цели; II - определение и сфера применения; III - деятельность ТНК: А - общие и политические положения, В - экономические, финансовые и социальные положения, С - предоставление гласноти информации; IV - кодекс поведения. Отмечалось, что ТНК должны выходить в своей деятельности из следующих положений: 1) уважать суверенитет стран, в которых они действуют, 2) подчиняться законам этих стран, 3) исходить из экономических целей и задач политики, проводимой в этих странах; 4) уважать социально-культурные цели, ценности и традиции стран, в которых они действуют, 5) не вмешиваться во внутренние дела стран, 6) не заниматься деятельностью политического характера; 7) воздерживаться от практики коррупции; 8) придерживаться законов и постановлений, касающихся ограничительной деловой практики, придерживаться принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1980 г. документа по этому вопросу, который называется «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой». Кодекс поведения ТНК принято в феврале 1988 р.
21 июня 1976 ОЭСР приняла Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятия. В дополнение к этой Декларации помещены «Руководящие принципы для многонациональных предприятий». Хотя данный документ и является международно-правовым, его соблюдение носит добровольный характер. При принятии этого документа не ставилась цель трансформации его норм во внутреннее право стран-членов ОЭСР. В основу Декларации положено два принципа: национальный режим и унификация норм так называемого минимального стандарта. Это означало, что страны-участницы должны относиться к иностранным предприятиям как к отечественным. Литература
с англ. Под ред. - М.: Финансы, 1998.
ТЕМА 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.2. Особенности регулирования международных рынков ценных бумаг