4.2. Особенности регулирования международных рынков ценных бумаг
Регулирования инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг имеет свою специфику. В международной практике существуют две основные модели организации рынка ценных бумаг. Одна предполагает господство на этом рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция), другая является смешанной, т.е. предполагает активную роль как банковских, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания). В тех странах, где на рынке ценных бумаг господствует ограниченное число коммерческих банков, деятельность которых подконтрольна центральному национальному банку и другим правительственным агентствам, государственное регулирование является значним.Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде косвенного влияния на этот рынок. К средствам прямого вмешательства относятся:
весь комплекс законотворческой деятельности представительных органов по проблемам рынка ценных бумаг
постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим проблемам;
мерах другими государственными органами для введения новых и изменения старых положений и норм, касающихся деятельности рынка ценных бумаг. В основном это - лицензирование участников рынка ценных бумаг, ограничения и запреты на осуществление оборота некоторых видов ценных бумаг и совершение некоторых сделок, регистрация ценных бумаг тощо.
В систему рычагов косвенного воздействия входят:
контроль за денежной массой, находящейся в обращении, и объемом кредитов с помощью государственного влияния на ставки ссудного процента;
налоговая политика государства;
гарантии правительства по депозитам, кредитам, займам частного сектора;
выход государства на рынки ссудных капиталов (выпуск казначейских векселей, среднесрочных и долгосрочных облигаций, эмиссия обязательств государственных учреждений и т.д.), что создает прямую конкуренцию в борьбе за кредиты между государством и корпорациями;
внешнеэкономическая политика государства (регулирование операций с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта и т.д.).
Необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг обусловлено следующими причинами:
во-первых, на рынке ценных бумаг в большей степени реализуются национальные интересы государства, под которыми понимается комплекс макроэкономических и макрополитических приоритетов на современном этапе развития экономики страны;
во-вторых, на рынке ценных бумаг постоянно присутствуют и активно взаимодействуют интересы различных участников рынка - эмитентов ценных бумаг, инвесторов, профессиональных участников рынка (торговцев ценными бумагами, регистраторов, депозитариев, инвестиционных фондов и компаний, управляющих их активами и т.д.) . Эти интересы могут вступать в противоречие между собой и для обеспечения стабильности и правового упорядочения рынка, регламентирования взаимоотношений между всеми его участниками государство внедряет соответствующую систему регулирования;
в-третьих, главным действующим лицом на рынке ценных бумаг выступает инвестор - отечественный или иностранный, юридическое или физическое лицо. Наиболее многочисленным инвестором на рынке ценных бумаг является население, которое чаще всего не обладает специальными знаниями в области фондового рынка. Без создания надежной системы защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, прежде всего физических лиц, невозможно обеспечить дальнейшее развитие рынка капиталов. Формирование и постоянное совершенствование такой системы под силу только держави.
Таким образом, регулирование рынка ценных бумаг - это объединение в единую систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить деятельность всех его участников и операций между ними путем установления государством определенных требований и правил для поддержания равновесия взаимных интересов всех учасникив.
Регулирование рынка ценных бумаг, как правило, имеет следующие цели:
поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех его участников;
защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных посягательств;
обеспечения безопасности финансовой системы;
создание одинаковых «правил игры» для всех участников рынка;
обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения
создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных зачинов и нововведений и т.п.;
достижения общественных целей, например социальных или розподильчих.
Сферами регулирования фондового рынка являются:
допуск ценных бумаг к публичной торговли;
раскрытии информации эмитентами;
функционирования организаторов торговли (фондовых бирж и торгово-информационных систем);
регулирования деятельности профессиональных участников рынка, прежде всего брокеров и дилеров, и их отношений с клиентами;
реклама на рынке ценных бумаг;
запрет инсайдерской торговли и манипулирования цинами.
Регулирование фондового рынка является обязанностью урядив.
Альтернативы государственному регулированию не иснуе.
Система регулирования должна основываться на следующих принципах:
защита законных прав и интересов инвесторов со стороны государства;
раскрытие эмитентами информации, которая необходима инвесторам для принятия решений;
равный доступ участников рынка к информации;
цены должны отражать соотношение спроса и предложения
поддержка честной конкуренции между участниками рынка;
наличие государственного органа регулирования с постоянными полномочиями;
содействие развитию рынка и инновациям в области ценных паперив.
Законодательство и правила, устанавливаемые государственными органами, должны обеспечить выполнение профессиональными участниками рынка таких требований:
честность по отношению к клиентам;
высокий уровень квалификации;
выяснения истинных потребностей клиента для наилучшего выполнения обязанностей перед ним (принцип «познай своего клиента»)
предоставление клиентам исчерпывающей и правдивой информации;
избежания конфликта интересов
надежная защита активов клиентов;
наличие достаточных финансовых ресурсов для выполнения обязательств и покрытия рисков, достаточности собственного капитала;
наличие действенной системы внутреннего контроля за выполнением своими сотрудниками требований законодательства;
предоставление всей необходимой информации контролирующим органам и содействие их роботи.
Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять на фондовом рынке такие функции:
разработка концепции развития рынка, программа ее реализации, разработка законодательных актов для запуска и развития рынка;
контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов)
установление законодательных норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением и применения санкций за их нарушение;
создание системы информирования о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
создание системы защиты мелких инвесторов от втрат.
Регулирования на рынке ценных бумаг включает следующие элементы:
создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые закрепляют функционирования рынка на общепризнанной всеми основе, придерживается;
регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
сертификация специалистов фондового рынка;
лицензирования профессиональных участников рынка;
контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных державою.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем. Оно осуществляется уполномоченными органами или организациями. Существуют:
государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
регулирования со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование ринку.
В связи с этим в мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:
1.Регулювання фондового рынка - преобладающая функция государственных органов и только незначительная часть полномочий передается государством объединением профессиональных участников рынка ценных паперив.
2.Велика часть полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг) при сохранении за государством основных контрольных позиций. В этом случае значительное место в контроле занимают не жесткие нормы, а устоявшиеся традиции, система переговоров и узгоджень.
Для достижения цели регулирования государством создается соответствующая структура государственного регулирования рынка ценных бумаг и вводятся определенные его форми.
Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от:
1) модели рынка, принятой в той или иной стране:
банковская - значительна роль ведомства по надзору за банками или центрального банка;
небанковская - регулирование осуществляется органом контроля за рынком капитала;
смешанная - распределение функций регулирования;
2) степени централизации управления в стране и автономии регионов:
федеративное устройство:
часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана субъектам федерации (например, в США - штатам, в Германии - землям и т.д.);
вообще отсутствует федеральный уровень регулирования (например, в Канаде существуют только Комиссии по ценным бумагам провинций)
унитарное государство - функции регулирования сосредоточены на правительственном уровне;
3) степени централизации управления финансовыми рынками:
министерство финансов;
специализированный орган регулирования рынка капиталов - по американской традиции в большинстве стран функционируют Комиссии по ценным бумагам;
4) степени сосредоточение функций регулирования:
ценных бумаг и производных:
Комиссия по ценным бумагам - в большинстве стран;
специализированный орган регулирования товарных производных (США, Болгария)
корпоративных и муниципальных ценных бумаг:
Комиссия по ценным бумагам;
специализированный орган (США)
регулирования рынка капитала и банковского надзора:
специализированные органы - в большинстве стран;
единый орган (присоединение к Комиссии по ценным бумагам органов банковского надзора). Это более современная тенденция, имеет место в Великобритании, Венгрии;
5) уровня независимости Комиссии по ценным бумагам:
независимое федеральное агентство (США)
правительственная структура;
6) организации управления:
единоличное - вроде Министерства;
коллегиальное - в большинстве краин.
Как выразился в 1933г. американский сенатор С. Рейберн: «Защита интересов 50 миллионов американцев, инвестирующие в ценные бумаги, должно взять на себя агентство, не слишком обременено другими делами».
Институциональное обеспечение регулирования рынка ценных бумаг возлагается на Министерство финансов или национальные (центральные) банки и другие государственные органы. Например, в США разработкой и проверкой выполнения соответствующих законов занимается Комиссия по ценным бумагам и биржам, в Японии эти вопросы находятся в ведении Министерства финансов. Регулирующие органы выполняют в основном три функции, направленные на защиту инвесторов от финансовых потерь. Это, во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг, которую должны пройти как сами фирмы, работающие на рынке, так и все их сотрудники, непосредственно имеют дело с ценными бумагами. Все кандидаты должны удовлетворять определенным требованиям финансового состояния, то есть обладать необходимым (минимальным) собственным капиталом.
Во-вторых, это обеспечение всех участников рынка достоверной информацией. Это достигается прежде публикациями проспектов эмиссии, содержащие полную и правдивую информацию о выпуске ценных бумаг и об эмитенте. Исключением является частное размещение ценных бумаг среди ограниченного и заранее известного круга лиц. Кроме того, эмитенты обязаны периодически публиковать финансовую отчетность, сведения об изменениях в составе руководящих лиц фирмы. Наконец, на регулирующих органах лежит функция контроля и поддержания правопорядка на рынке ценных бумаг. Уполномоченные на то органы могут проводить расследования любых нарушений закона, применять административные меры в отношении виновных лиц, передавать дела в суд. Для этого они наделяются большими полномочиями, включая наложение ареста на денежные средства и ценные бумаги, изъятие документов тощо.
Интернационализация фондовых рынков заставляет национальные регулирующие органы прилагать усилия для развития двусторонних и многосторонних официальных связей с иностранными органами надзора и контроля с целью создания системы международного сотрудничества в сфере предупреждения и преследования мошенничества с финансовыми ресурсами, регулирования фондовых рынков и инвестиционной деятельности на них, раскрытие информации и обеспечения ее прозрачности и достовирности.
Наиболее распространенным инструментом такого международного сотрудничества являются так называемые меморандумы о взаимодействии между уполномоченными регулирующими органами держав.
Некоторые функции наднационального органа регулирования выполняет Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) со штаб-квартирой в Монреале. IOSCO была создана в 1974г. как Межамериканская ассоциация комиссий по ценным бумагам. Эта организация, членами которой являются регулирующие органы фондовых рынков стран-участниц, в начале 90-х годов выполняла в основном функции информационно-координационного центра. Сегодня - это влиятельная и авторитетная международная организация, координирующая деятельность мирового рынка капиталов и объединяет комиссии по ценным бумагам более 120 стран мира. Украина является членом IOSCO с 18 сентября 1996г. Вполне возможно, что в будущем полномочия IOSCO розширяться.
Главными задачами IOSCO являются:
разработка стандартов регулирования деятельности на фондовых рынках;
обмен информацией для ускорения развития национальных рынков;
разработка стандартов надзора за международными операциями с ценными паперами.
Структура IOSСО:
президентский комитет, который собирается один раз в год на ежегодную конференцию. Состоит из всех президентов организаций - членов IOSСО (постоянных и ассоциированных) и имеет все полномочия, необходимые для достижения целей организации
исполнительный комитет, который состоит из 12 избранных президентским комитетом членов и всех представителей постоянных региональных комиссий. Кроме того, главы комитета развивающихся рынков и технического комитета также являются членами исполнительного комитета. Исполнительный комитет встречается периодически в течение года и принимает все решения, необходимые для достижения целей организации в соответствии с руководящими принципами, сформулированных президентским комитетом;
региональные комитеты. ИОSСО имеет четыре постоянные региональные комитеты, которые собираются для обсуждения определенных региональных проблем членов организаций. Это - Восточный региональный комитет, Азиатско-тихоокеанский региональный комитет, Европейский региональный комитет, Межамериканский региональный комитет;
технический комитет состоит из 16 комиссий по ценным бумагам, регулирующих некоторые значительные и более развитые рынки мира. Цель работы комитета состоит в том, чтобы проанализировать основные проблемы регулирования, связанные с международными соглашениями по ценным бумагам, и скоординировать практические действия. Функции технического комитета содержат следующие пять направлений:
1) многонациональный раскрытия информации и бухгалтерский учет;
2) регулирование вторичных рынков;
3) регулирование рыночных посредников;
4) осуществление обмена информацией
5) инвестиционное управление;
комитет новых рынков усилий по стимулированию развития и повышения эффективности новых рынков ценных бумаг. Он определяет принципы деятельности и минимальные стандарты новых рынков, готовит программы обучения для персонала и способствует обмену информацией и технологиями. Комитет учредил рабочие группы в соответствии с таких функциональных сфер:
1) раскрытие информации и бухгалтерского учета;
2) регулирование повторных рынков;
3) регулирование деятельности рыночных посредников;
4) осуществление обменом информацией;
5) инвестиционное управление;
консультативный комитет. IOSCО осознает важность тесного сотрудничества с саморегулируемыми организациями (СРО) и международными организациями, работающими в направлении присоединения к IOSСО. С целью такого конструктивного сотрудничества консультативный комитет учредил рабочие группы в следующих функциональных областях:
1) раскрытие информации и бухгалтерский учет;
2) регулирование вторичных рынков;
3) регулирование деятельности рыночных посредников;
4) осуществление обменом информацией;
5) инвестиционное управление;
генеральный секретариат.
Украина участвует в работе Европейского комитета и комитета новых ринкив.
ИОSCO разработала и утвердила в 1998г. 30 принципов регулирования рынков ценных бумаг, которые базируются на трех основных принципах регулирования фондового рынка. Последние являются:
защита инвесторов;
обеспечение функционирования справедливого, эффективного и прозрачного рынка;
уменьшение ризику.
Указанных 30 принципов регулирования фондового рынка должны быть практически введены в соответствующей законодательной структуре таким образом, чтобы соответствовать определенным выше трем принципам регулирования рынка ценных бумаг. Принципы объединены в 8 категорий:
И. Принципы относительно учреждения, которая регулирует рынок ценных бумаг (регулятора):
1) полномочия регулятора должны быть понятными и подробно определенными;
2) регулятор должен быть независимым и ответственным в принятии решений, осуществлении своих функций и полномочий;
3) регулятор должен наделяться соответствующими полномочиями, материально-техническими ресурсами и способностью выполнять свои функции и возложены обязанности;
4) регулятор должен обеспечивать четкий и последовательный процесс регулирования;
5) работники учреждения, является регулятором рынка, должны соответствовать высоким профессиональным нормам, включая соответствующие требования конфиденцийности.
II. Принципы по саморегулированию:
6) регулятивный режим должен предусматривать участие саморегулируемых организаций (СРО), которые имеют определенные полномочия по непосредственному надзору за определенными сферами в пределах их компетенции и по размеру и сложности конкретных рынков;
7) СРО, в свою очередь, подлежат надзору регулятора и отвечают высоким нормам справедливости и конфиденциальности при выполнении делегированных им обязанностей.
III. Принципы по правоприменения:
8) регулятор должен иметь все полномочия по инспекции, расследования и надзора за рынком;
9) регулятор должен иметь все полномочия по правоприменения в целом;
10) регулятивная система должна обеспечивать эффективные и справедливые методы проведения инспекций, расследований, надзора и правозастосування.
IV. Принципы сотрудничества в регулировании:
11) регулятор должен иметь полномочия получать как обнародованное, так и необнародованную информацию о деятельности внутренних и иностранных участников рынка;
12) регуляторы устанавливать нормы сбора информации, в которых они будут определять, когда и как они будут получать обнародованную и необнародованную информацию от своих внутренних компаний и их иностранных партнеров;
13) регулятивная система должна позволять оказания поддержки (в частности информационной) иностранным регуляторам, которые нуждаются в ней при выполнении своих обязанностей.
V. Принципы относительно деятельности эмитентов:
14) эмитенты должны обеспечивать полное и своевременное раскрытие достоверной информации о финансовых результатах и другую деятельность компании, которая могла бы повлиять на решение инвесторов;
15) владельцы ценных бумаг компании должны обслуживаться на соответствующем уровне справедливо и своевременно;
16) нормы бухгалтерского учета должны быть достаточно высокими и соответствовать международным стандартам.
VI. Принципы относительно схем коллективного инвестирования:
17) регулятивная система должна устанавливать нормы лицензирования и деятельности лиц, желающих участвовать (создать) или уже задействованы в существующей схеме коллективного инвестирования;
18) регулятивная система законодательно предусматривать форму и структуру схем коллективного инвестирования, в том числе сегрегацию и защита активов клиентов;
19) регулирование должно требовать раскрытия информации, как это установлено в принципах относительно эмитентов, что является необходимым для оценки приемлемости схем коллективного инвестирования для конкретного инвестора и размер интереса инвестора в схеме;
20) регулирование должно обеспечивать соответствующий определенным образом обоснованный базис для оценки активов, ценообразования и выкупа единиц участия в коллективных инвестиционных схемах.
VII. Принципы по деятельности рыночных посредников:
21) регулирование должно обеспечивать минимальные нормы входа на рынок для рыночных посредников;
22) для рыночных посредников должны быть установлены нормы относительно начального и дальнейшего размеров капитала и другие разумные требования;
VIII.
4.1. Общие методы и уровни регулирования | ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УКРАИНЕ |