5.4. Проблемы инвестирования за рубеж

Исходя из объективно обусловленной логики формирования глобальных экономических структур, необходимо обратить внимание на соотношение иностранного и зарубежного инвестирования. Как было показано, характеристикой для Украины в современных условиях преимущественно иностранная, а не зарубежная инвестиционная деятельность. Соответствующее соотношение составляет 9/1.
На сегодня инвестиции Украине за рубеж является не только совершенно незначительными, но и крайне непродуктивными. Так, прямые инвестиции из Украины в экономики других государств по состоянию на 01.01.01 г. вложено в более чем 120 предприятий на сумму 98500000 дол. США (табл. 5.32)
Наиболее распространенными на сегодня являются вложения в Панаме, Вьетнаме, России, Швейцарии, Кипре (табл. 5.33)
Отраслевая структура украинских инвестиций за рубежом в основном формируется за счет: транспорта, машиностроения и металлообработки, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (табл. 5.34).
Среди областей Украины больше капитала вывозится из Севастополя и Одесской области (табл. 5.35)
В таких условиях парадоксальной выглядит сама постановка вопроса об активизации зарубежной деятельности украинских инвесторов. Однако, как свидетельствует мировой опыт интернационализации, именно масштабная и диверсифицированная зарубежная инвестиционная деятельность национальных фирм способствовала становлению наиболее конкурентоспособных экономик. И наоборот, использование преимуществ только внутренней интернационализации, хотя и способствовало экономическому успеху отдельных развивающихся стран, но не сделало их устойчиво конкурентоспроможними.
Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность за рубежом регулируется законодательством принимающей страны, специальным законодательством и соответствующими договорами Украины. Инвестирования за рубеж осуществляется имуществом или валютными цинностями.
Целями инвестировании имущественных ценностей за пределы Украины, как правило, являются:
внесения в уставные фонды предприятий, создаваемых за рубежом;
закрепления филиалами, представительствами и другими обособлен подразделениями для выполнения возложенных на них завдань.
К запрещенным для инвестирования за рубеж имущественных ценностей относятся:
сырье;
комплектующие изделия;
запасные части;
товары народного потребления;
высоколиквидные товары, в отношении экспорта которых предусмотрено лицензирование, квотирование или специальный режим.
Любые имущественные ценности, которые инвестируются, оцениваются в иностранной конвертируемой валюте по ценам международных ринкив.
Важной проблемой, которую решают резиденты, - является получение индивидуальной лицензии. Для этого они подают в МВЭСторг следующие документы:
письмо-зверцення с обоснованием необходимости осуществления имущественных инвестиций за пределами Украины;
нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, если юридическое или физическое лицо является;
нотариально заверенную копию учредительных документов юридического лица (устава, учредительного договора, положения)
согласие соответствующих органов государственной исполнительной власти или иного исполнительного органа, когда за пределы Украины инвестируется имущество, являющееся государственной собственностью;
справку банковского учреждения, в котором открыт счет резидента;
документ, подтверждающий стоимость имущественных ценностей в иностранной конвертируемой валюте по ценам международных рынков;
расчет сроков, необходимых для реализации имущественных инвестиций за пределами Украины;
документ, подтверждающий внесение платы за выдачу индивидуальной лицензии;
документы, которые свидетельствуют о регистрации (создании) предприятия, филиала, представительства, другого обособленного подразделения в стране местоположение (выписка из торгового, банковского, судебного реестра) и их учредительные документы. Эти документы нотариально заверяются по месту их выдачи, переводятся на украинский язык и легализуются в консульском учреждении Украины, если международными договоренностями, в которых участвует Украина, не предусмотрено иное. Указанные документы заверяются также в посольстве соответствующего государства в Украине и легализуются в МЗС.
Основанием для отказа в выдаче индивидуальной лицензии является:
представления документов, которые свидетельствуют о намерениях резидента осуществить инвестицию, которая не является предметом инвестирования;
выявление в представленных документах недостоверной информации;
запрет или ограничение относительно иностранных инвестиций, предусмотренных законодательством страны, куда инвестируются имущественные ценности;
представления заявителем не всех документов, предусмотренных п.3 Положения о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины;
несоответствие представленных документов требованиям действующего законодательства;
нарушения против заявителя дела о банкротстве;
наличие у резидента ограничений на осуществление ЗЕД.
В случае отказа заявитель имеет право доработать документы согласно требованиям действующего законодательства Украины и подать их на повторное розгляд.
За выдачу индивидуальной лицензии взимается определенная плата.
Инвестирования за рубеж, в том числе приобретение ценных бумаг (за исключением ценных бумаг или других корпоративных прав, полученных физическими лицами-резидентами в подарок или унаследованными), происходит по индивидуальной лицензии предоставленной НБУ. Она выдается на проведение единовременного валютной операции на период, необходимый для осуществления такой операции.
Для инвестирования используются валютные ценности как в гривнах, так и в иностранной валюте. К валютным ценностям относятся:
валюта Украины - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но принадлежат обмену на денежные знаки , находящихся в обращении, средства на счетах во вкладах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях на территории Украины;
платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, сберегательные книжки, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины;
иностранная валюта - иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но принадлежат обмену на денежные знаки, находящиеся в обращения, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах, находящиеся на счетах или вносятся в банковские и другие кредитно-финансовые учреждения за пределами Украины;
платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в иностранной валюте или монетарных металлах;
монетарные металлы - золото и металлы иридиевая-платиновои группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных, промышленных и бытовых изделий из этих металлов и лома с них.
Однако следует учитывать, что для инвестиций не в используются:
а) денежные средства наличными - юридическими лицами, а также физическими, законодательством Украины являются субъектами предпринимательской деятельности;
б) бюджетные средства - без разрешения органа уполномоченного распоряжаться этими коштами.
В Инструкции инвестиции разделены на капитальные, финансовые и реинвестиции.
Ряд операций, которые кажутся инвестициями, на самом деле к ним не относятся. Так, не является инвестициями:
операции резидентов с перечисления средств на содержание собственных представительств (филиалов) за границей в соответствии с их сметой расходов (за исключением приобретения за рубежом недвижимого имущества);
оплата членских (вступительных) взносов в иностранных (международных) организациях и учреждениях, включая оплату участия в международных системах транспорта, телекоммуникаций и связи и т.п.;
оплата страховых и медицинских услуг;
открытия счетов в иностранных банках.
Порядок осуществления упомянутых операций определяется другими специальными нормативными документами.
К инвестиционной деятельности не принадлежат также создания и функционирования дипломатических, консульских, торговых и иных официальных представительств за рубежом, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилеями.
Для осуществления всех видов инвестиций (независимо от сроков и сумм) резиденты обязательно предварительно получают индивидуальную лицензию. Делать наоборот, то есть сначала осуществлять инвестиции, а затем просить лицензию, не рекомендуется. Согласно Инструкции в такой ситуации НБУ лицензию выдавать не буде.
Для получения лицензии резидент-юридическое лицо или физическое - субъект предпринимательской деятельности подает в соответствующий областного управления НБУ по месту государственной регистрации следующие документы:
1) письмо-обращение на имя Председателя НБУ, где указывает цель, сроки и сумму инвестиции;
2) нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации резидента - юридического лица (или свидетельства о регистрации резидента-физического лица как субъекта предпринимательской деятельности), а также устава и учредительного договора с дополнениями и изменениями, зарегистрированными в установленном порядке (если законодательство Украины предусматривает обязательное наличие таких документов);
3) согласие соответствующего министерства, другого центрального органа исполнительной власти, уполномоченного управлять имуществом, принадлежащим государству, на осуществление резидентом инвестиции (для предприятий, организаций и учреждений с частичной или полной государственной формой собственности)
4) нотариально заверенные копии договоров (контрактов) резидентов с иностранными партнерами об осуществлении резидентами инвестиции (на языке оригинала, а также заверенный перевод на русский или украинский язык) с обязательным указанием банковских реквизитов сторон;
5) легализованную копию документа о регистрации объекта инвестирования за рубежом (выписку из торгового, банковского или судебного реестра и т.п.) и его учредительных документов. Если законодательством страны инвестиций предусмотрен иной порядок (подтвержденный соответствующим легализованным документом) регистрации объекта инвестиций, по которому сначала требуется перечисление средств и только после этого осуществляется регистрация объекта инвестирования, то рассмотрение документов резидента может осуществляться без их представления. При этом НБУ в выданной резиденту лицензии указывает порядок представления документов, подтверждающих (после разрешенного лицензией перечисления средств за границу) регистрации объекта инвестиции;
6) сведения о названии банка-нерезидента и его местонахождение, реквизиты расчетного счета, на который осуществляется перевод валютных средств;
7) документ, подтверждающий оплату за выдачу лицензии. В отличие от указанных субъектов физическое лицо, не зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности, для получения лицензии, подает в соответствующий областного управления НБУ (по месту регистрации в налоговом органе как платных налогов) следующие документы:
а) заявление по форме;
б) документы, предусмотренные пунктами 4,5, 6 и 7 предыдущего абзаца. При осуществлении финансовых инвестиций резидент, кроме названных документов, должен представить легализованную копию проспекта эмиссии объекта инвестиции, заверенную соответствующим контролирующим органом страны-емитента.
Решение по поданным документам принимается не позднее 45 дней. За это время может приняться решение как о выдаче лицензии, так и об ее отказе. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
а) отсутствие документа (документов), которые требуются;
б) несоответствие представленных документов требованиям действующего законодательства Украины;
в) выявление в представленных документах недостоверной информации;
г) нарушения против заявителя дела о банкротстве;
д) запрет или ограничения иностранных инвестиций, предусмотренных действующим законодательством Украины и / или страны инвестиции.
После получения индивидуальной лицензии осуществляется инвестиция. При этом обращается внимание на сумму инвестиции в виде иностранной валюты, вывозимой лицензиаром через таможенную границу Украины, вместе с расходами на пребывание за границей не может превышать общих размеров, определенных нормативными актами, которые регулируют порядок перемещения иностранной валюты, вывозимой через таможенную границу Украины, не заменяет разрешения на вывоз за границу иностранной валюты наличными (чеками).
После фактического осуществления инвестиции владелец лицензии отчитывается о ней. В течение недели после этого в областное управление НБУ направляется уведомление о фактически осуществленную инвестицию. Областное управление в свою очередь, после получения уведомления в десятидневный срок направляет копию отмеченного сообщения налоговой инспекции по месту регистрации владельца лицензии как налогоплательщика для организации контроля за операциями, связанными с осуществлением инвестиции.
Инвестор, осуществляя свою деятельность, должен знать, что выданная ему лицензия в отдельных случаях может аннулироваться. Основанием для этого являются: v
а) нарушение владельцем лицензии ее условий, требований действующего законодательства Украины;
б) письменный отказ от осуществления инвестиции;
в) прекращение инвестиции;
г) установление факта предоставления резидентом документов для получения лицензии, которые имеют заведомо недостоверную информацию.
Аннулирования выданной лицензии влечет за собой возврат резидентом Украины, в сроки определенные НБУ, всех инвестированных за границу, согласно лицензии средств и полученных от инвестиции доходов (прибыли).
Использование валютных ценностей для инвестирования за рубеж без имеющейся индивидуальной лицензии НБУ влечет за собой административную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Украины. Вместе с тем, согласно Декрету за осуществление такой операции, к нарушителю Национальным банком применяется штраф в размере эквивалентном сумме указанных валютных ценностей, пересчитанной в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций.
Развития масштабного зарубежной инвестиционной деятельности должны способствовать процессы транснационализации с учетом уровня эффективной специализации и кооперации в научно-технических и производственных сферах различных отраслей экономики. Есть реальные предпосылки формирования транснациональных, прежде всего, украинской-российских промышленно-финансовых групп (ПФГ).
Понятно, что создание и особенности функционирования украинской-российских ПФГ во многом будет зависеть от согласования принципиальных положений законодательного регулирования таких ПФГ на национальном и международном (двустороннем) ривнях.
В России процесс создания финансово-промышленных групп является элементом долгосрочной государственной политики, проводимой национальной финансово-промышленной элитой. За последние три года разработано и введено в действие несколько последовательных нормативно-правовых актов: Указ правительства «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (1992 p.) Указ правительства «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» ( 1993 p.) Постановление правительства «Об утверждении положения о порядке ведения реестра ФПГ» (1994 p.) Постановление правительства «О программе содействия формированию ФПГ» (1995 p.). С введением в действие закона Российской Федерации «О финансово-промышленных группах» практически завершено создание системы регулирования крупных финансово-промышленных альянсов, способных стать лидерами национальной економики.
В Украине результатом деятельности в этом направлении является «Положение о финансово-промышленных группах» (Указ Президента Украины от 27.01.1995 p.) И Закон Украины «О промышленно-финансовых группах» (принят Верховной Радой в ноябре 1995 p. И отклонен Президентом в декабре этого же года). Между законодательной и исполнительной ветвями власти по этому поводу есть существенные противоречия (относительно льгот ПФГ, места и роли банковского капитала, участия российских банков и предприятий в Украине и т.п.), но в целом формируется соответствующая нормативно-правовая база, где определяются сущность, структура, порядок создания и деятельности ПФГ, в том числе транснациональних.
В этом контексте важно комплексно оценить как сам феномен создания ПФГ в структуре экономики Украины, так и предвидеть возможные последствия их деятельности. С одной стороны, при беспристрастном подходе можно выделить преимущества объединения банковских и промышленных структур:
возможность целевого финансирования приоритетных сфер и отраслей национальной экономики;
благоприятные условия разработки на паритетных началах новой техники и технологии, повышение конкурентоспособности продукции;
загрузки мощностей отечественных предприятий, сохранение традиционных и создание новых рабочих мест
сохранение традиционных рынков сбыта продукции украинских предприятий, возможность «транснационального выхода» на новые зарубежные рынки;
обеспечения промышленности и населения товарами местного производства;
ориентированное на национальные производственные приоритеты привлечения иностранного банковского и предпринимательского капиталу.
С другой стороны, деятельность ПФГ может породить проблемы, связанные с:
монополизмом в отдельных жизненно важных для Украины отраслях, что негативно повлияет на ограниченные возможности местных потребителей;


5.3. Стратегия привлечения и использования иностранных инвестиций 5.5. Потенциал свободных ( специальных) экономических зон