5.3. Стратегия привлечения и использования иностранных инвестиций

Современная стратегия по развитию иностранного инвестирования в Украине формируется в контексте задач по обеспечению условий для долговременного экономического роста. Кризис внутреннего инвестирования актуализирует проблему привлечения иностранных инвестиций (рис. 5.14).
Падение объемов капитальных вложений, которые представляют собой инвестиции в воспроизводство основных фондов, определенной степени характеризуют общее состояние инвестиционного процесса в Украине. Кроме значительного снижения объемов амортизационных отчислений, большое влияние на инвестиционную ситуацию имеет то, что в структуре цены украинской продукции себестоимость сокращается медленно и незначительно, а прибыль - быстро и значительно. Дополнительной причиной является то, что в украинском ВВП растет доля продукции топливно-энергетического, металлургического и химического комплексов - с одной стороны, и снижается доля продукции машиностроения и отраслей, производящих продукцию потребительского назначения, с другой стороны. Учитывая, что спрос на продукцию машиностроения и продукции потребительского назначения падает, а финансовые ресурсы накапливаются, как правило, именно в этих отраслях с высоким уровнем переработки продукции, то, как результат, Украина имеет низкий объем капитальных вкладень.
Современная инвестиционная политика Украины должна ориентироваться на наращивание инвестиционных ресурсов, последовательного увеличения доли капитальных вложений в ВВП, улучшение структуры инвестиционных источников и оптимизации направлений их вложения. С этой целью Правительство должно разработать и обеспечить эффективную реализацию долгосрочной стратегии развития инвестиционного потенциала, его эффективное использование прежде всего в реальном секторе економики.
Для нормализации процесса воспроизводства норма чистых сбережений должна возрасти не менее чем до 20% ВВП. Инструментами реализации этой задачи могут стать:
ослабление налоговой нагрузки и товаропроизводителей;
интенсивное обновление основных фондов средствами амортизации;
всестороннее развитие системы лизинга машин и оборудования;
уменьшение расходного нагрузки на экономику со стороны незадействованных производств, вывода из эксплуатации физически изношенных основных фондов;
внедрение эффективной системы страхования инвестиций;
согласования денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики с задачей инвестиционной стратегии.
Значительный потенциале инвестиционных ресурсов имеют домашние хозяйства. В странах с развитой рыночной экономикой четверть национальных сбережений формулируется за счет этого источника. Правительство должно обеспечить внедрение системы мер для усиления доверия населения к отечественным кредитно-финансовых учреждений путем обеспечения полной сохранности средств и получения устойчивого процентного доходу.
Дальнейшее развитие должны приобрести финансовая инфраструктура, медицинское и социальное страхование, страхование частного жилья, транспортных средств, эмиссия ценных бумаг для продажи населению, поддержка частных инвестиций в жилищное будивництво.
Нужно восстановить инвестиционную деятельность государства. Начиная с 2001-го г., предусмотреть выделение централизованных капиталовложений в размере не менее 0,5% ВВП.
Необходимо обеспечить оптимизацию государственных инвестиций. Преимущество в определении направлений государственного инвестирования должна предоставляться отраслям, которые имеют важное значение для обеспечения жизнеспособности экономики и является малопривлекательными для частных инвесторов, а также отраслям, обеспечивающих создание инфраструктури.
Подержанные инвестиции следует использовать как средство создания первичных условий для привлечения частных и иностранных инвестиций в развитие приоритетных отраслей. Особого внимания требуют инвестиционные проекты со смешанным финансирования - с использованием государственной доли инвестиций как гарантии целевого направления инвестиционных ресурсов и возможностью дальнейшей приватизации.
Мировой опыт показывает, что в трансформационном периоде иностранные инвестиции на время становятся важным фактором экономической стабилизации, а при продуктивном их использовании - и одним из факторов экономического роста. В условиях, когда в ближайшей перспективе практически невозможно создать общие благоприятные условия для существенной активизации иностранной инвестиционной деятельности в Украине, усилия должны акцентироваться на формировании эффективных механизмов ее селективного регулирования (рис. 5.15)
Среди факторов, обусловливающих целесообразность такого подхода, следует также отметить:
полнота потенциала преференциального режима для украинских-зарубежных ПИИ и иностранных инвесторов в целом, отсутствие прямой корреляции между усилением стимулирующих мер и масштабам и, особенно, результативностью иностранной инвестиционной деятельности
негативное влияние на мотивацию иностранных инвесторов практики многократных изменений в общем нормативно-правовом регулировании;
необходимость эффективного использования реально привлеченного в экономику Украины иностранного предпринимательского капитала;
наличие обоснованных национальных приоритетов реализации иностранных инвестиций, элементов дифференцированного подхода к их привлечения и регулирования в теории и практике господарювання.
Методологическую основу формирования системы селективного регулирования иностранной инвестиционной деятельности составляют количественные и качественные критерии по:
общих объемов привлечения иностранных инвестиций - с учетом соотношения внутренних и внешних источников финансирования национальной экономики, внешней задолженности и обеспечения критического импорта;
размера и сроков конкретных иностранных инвестиций - с определением его минимального предела для вхождения в поле льготного режима;
субъектов иностранного инвестирования - для оптимизации структуры капитала с точки зрения его институциональной природы (государственный, частный, международных организаций, смешанный) и целевой ориентации (прямые и портфельные инвестиции), а также оценки позитивных и негативных аспектов инвестиционной деятельности в стране транснациональных корпораций;
источников иностранных инвестиций (первичных и реинвестиций) и их видов (финансовые, товарные, интеллектуальные).
Оценка общих объемов привлечения иностранных инвестиций имеет важное значение практически для каждой принимающей страны с учетом специфики инвестиционной политики. С методологической точки зрения эта проблема слишком актуальной и для Украины. Только через точное определение таких критериев возможно достичь не только краткосрочного экономического успеха, но и заложить основу для формирования положительных долгосрочных тенденций развития национальной экономики в условиях глобализации.
Мировой опыт свидетельствует, что для стабильного экономического роста инвестиции должны быть на уровне 19-25% от ВВП. Инвестиционная ситуация в Украине длительное время развивалась в условиях сокращения объемов накопления, существенного падения его доли в ВВП, резкого сокращения бюджетных капиталовложений, слабой инвестиционной мотивации частных предпринимательских структур. По сравнению с 1991 г. внутренние капиталовложения в Украину сократились более чем в 10 раз и составляют 13,4% к ВВП (1998 г.) против 18,6%. При таких условиях нарастает моральное и физическое старение национальных основных фондов, что обуславливает постоянное падение доходности. В свою очередь, падение доходности промышленной деятельности по причине технологического отставания ведет к формированию спроса лишь на дешевый капитал, а высокий риск иностранного инвестирования обусловливает увеличение стоимости предлагаемого капиталу.
Одновременно действие этих факторов и приводит к уменьшению объемов и стоимости капитала в Украину, есть сбалансированные предложение и спрос капитала из точки А, как это имело бы место для страны с высокой доходностью и низким риском, в украинских условиях смещаются в точку Б (см. рис. 5.16). Объективное ограничение доходности сохраняет в Украину тенденцию спроса на дешевый капитал и при наличии предложения капитала с высокой стоимостью приводит к появлению дефицита капитала в нарастающих обсягах.
При всем разнообразии методов антикризисного регулирования, главной составляющей, которая обеспечила в свое время преодоления последствий периодических кризисов и привела к росту экономики, была активизация инвестування.
Всего экономический рост обеспечивается увеличением объемов основных факторов производства - труда и капитала. Согласно двухфакторной модели экономического роста, которая была построена П. Дугласом и Х. Коббом на основе оценки влияния роста основного капитала и численности работающих в промышленности США на объемы производства, увеличения затрат труда и капитала на определенную величину ведет к росту ВВП на такую же величину. Исследование Е.Денисона видно, что основным фактором, который определил экономический рост послевоенных Японии и Германии, был капитал (соответственно 2,1 и 1,41 процента), что обеспечило этим странам темпы роста ВВП соответственно 8,81 и 6,27 процента . Капитал сыграл решающую роль в послевоенных экономических процессах и в других странах, которые сегодня являются розвинутими.
В странах с переходной экономикой использования капитала как такового дает значительно ниже (по сравнению со странами с развитой экономикой) эффект. Это в определенной степени объясняется тем обстоятельством, что цены в таких странах незначительно реагируют на спрос и предложение, факторы производства не реагируют на экономические стимулы, имеющиеся несовершенства рынка и высокий уровень монополизации, структурное несовершенство экономики и т.д.. Проблемы и трудности экономического развития в трансформационный период связаны с тем, что внутреннее потребление является слишком большим, а сбережения - отрицательными, что, в свою очередь, не позволяет увеличить объемы ВВП.
В таких условиях без масштабного привлечения иностранного капитала в форме кредитов, прямых и портфельных инвестиций становятся невозможными не только экономический рост, но и устоявшаяся экономическая стабилизация.
Вместе с тем, важно обеспечить определенный баланс между объемами внутреннего и внешнего финансирования национальной экономики. Мировой опыт, в частности, показывает, что внешние (иностранные) инвестиции формируют незначительную часть совокупных капиталовложений в национальные экономики (табл. 5.27).
В Украине в последние годы сформировался несколько односторонний подход к этой проблеме, ориентированный на приоритет внешнего финансирования и инвестирования национальной экономики. Понимая, что в условиях внутреннего кризиса иностранный капитал может на время стать ощутимым фактором стабилизации экономики, важно предусмотреть и возможные негативные последствия превалирование иностранного инвестирования с точки зрения перспектив национальной конкурентоспроможності.
Одновременно важно учитывать реальное международный инвестиционный потенциал.
По оценкам, базовые отрасли экономики нуждаются течение ближайших 10-15 лет объемы инвестиций, в размере 50-70 миллиардам долларов США, то есть ориентировочно 4-5 миллиардов долларов в год. Вместе с тем свободные мировые инвестиционные ресурсы достаточно ограничены. Так, по информации Всемирного банка, потребность в инвестициях более чем в 200 раз превышает их предложение. Учитывая, что большинство развитых стран в последние 4-5 лет переживали стадию экономического подъема (в США, например, индекс Доу-Джонса-30 в период с 1995 по 1999 гг вырос с 3850 до 9600 пунктов), а Украина находилась в стадии кризиса , наш рынок вряд ли выглядит достаточно привлекательным для иностранных инвесторов. Серьезными конкурентами на международных инвестиционных рынках на сегодня есть и отдельные динамические экономики развивающихся стран, и переходные экономики, вышедших из трансформационного кризиса (Венгрия, Польша, Чехия).
Всего за период 1991-1996 гг 24 страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы получили 46 млрд. дол. США прямых инвестиций. Удельный вес восточноевропейских стран с переходной экономикой в ежегодных объемах прямого инвестирования составляет 3-5%. Но даже если абстрагироваться от всевозможных предостережений, то следует определить, что возможности освоения иностранных инвестиций в таких объемах являются маловероятными. Конкретные инвестиционные предложения украинских предприятий являются непривлекательными уже на прединвестиционной стадии. Так, с 758 проектов, представленных для участия в Международном Форуме "Инвестиционные проекты для Украины" (1996 г.), по оценкам экспертов UNIDO лишь 77 имели высокий инвестиционный потенциал. То есть речь идет не только о привлечении крупных иностранных инвестиций, но и о возможности их эффективного освоення.
Сегодня проблема регулирования объемов привлечения иностранного капитала в экономику Украины является актуальной на практическом уровне лишь в отношении крупных кредитов, в том числе от международных финансовых организаций. По прямого иностранного инвестирования, то без решительных мер такая проблема будет определенное время только научно-методический интерес.
Во-первых, объемы ПИИ в Украину остаются незначительными, как в абсолютном и сравнительном количественном измерениях, так и с точки зрения их влияния на ключевые макроэкономические показатели и пропорции.
Во-вторых, трудно ожидать резкого улучшения инвестиционного климата в Украине, учитывая современную направленность законодательных и институциональных макроэкономических заходив.
Масштабное и одновременно эффективное портфельное иностранное инвестирование представляется проблематичным даже в среднесрочной (3-5 лет) перспективе, что обусловлено незрелостью инфраструктуры фондового рынка Украины. Его ускоренная либерализация может привести к привлечению спекулятивного капитала с разрушительными последствиями для микро-и макроструктур экономики Украины. Не случайно, что и в более успешных переходных экономиках не наблюдается существенного роста объемов портфельных инвестиций.
Принципиально важным для перспектив развития иностранного инвестирования является проблема внешней задолженности. Дело не только в объемах внешнего долга, хотя на начало 2000 г. он достигает опасных уровней с позиции экономической безопасности государства (табл. 5.28)
На сегодня не менее угрожающими являются следующие обстоятельства: во-первых, ограничены имеющиеся возможности и низкий потенциал обслуживание внешнего долга приводит к необходимости его постоянной реструктуризации очень напоминает знаменитые "долговые пирамиды". В 2000 г. Украине удалось избежать дефолта и реструктуризировать внешнюю коммерческую задолженность (табл. 5.29), однако это проблему решает только частково.
Во-вторых, общая тенденция наращивания объемов обслуживания внешнего долга сопровождается возникновением "пиков", когда в короткие сроки необходимо мобилизовать на эти цели значительные ресурсы, поскольку мы нерациональной структуре внешнего долга с преобладанием краткосрочных частных кредитов (рис. 5.17).
Учитывая возможность не только положительного, но и отрицательного влияния иностранного кредитования и инвестирования в национальную экономику в условиях их глобальной зависимости, важно усилить регулятивную функцию государства по пропорций внутреннего и внешнего инвестирования. Важно, чтобы во-первых, мероприятия соответствующей политики должны быть синхронизированными с масштабами и направлениями рыночной трансформации. С одной стороны, решения современных проблем инвестирования является предпосылкой осуществления успешных рыночных реформ, а с другой - приток инвестиций и их эффективное использование невозможны без успеха рыночных трансформаций. Инвестиции, таким образом, есть и предпосылка, и, одновременно, следствие проведение эффективных экономических реформ. И если за исходное берутся реформы, то связь определяется этапностью рыночных преобразований (либерализация, приватизация, макроэкономическая стабилизация, оживление экономики с переходом к экономическому росту). Отсутствие явного и устойчивого оживления экономики во многом обусловлена именно отсутствием приоритета формирования инвестиционного потенциала при реализации экономических преобразований. Выход, обеспечит в таких условиях внутренней и внешней инвестиционную активность, а значит, и преодоления кризиса, видится в поиске вариантов динамической и оживляющей стабилизации.
Важное значение имеет оценка потенциала иностранного инвестирования в ракурсе размеров конкретных инвестиций - малых, средних, крупных. Очевидна целесообразность содействия развития в Украине малого, среднего и крупного международного бизнеса. Механизмы же стимулирования, в частности, украинских-зарубежных предприятий, следует применять в случаях "квалифицированных иностранных инвестиций" с учетом степени их соответствия качественным критериям селекции.
С точки зрения субъектов инвестирования принципиальное значение для Украины имеют инвестиционные взаимоотношения с транснациональными корпорациями. На сегодня в Украине реализуются инвестиционные проекты ТНК, которые оцениваются в десятки и даже сотни млн. дол. США (табл. 5.30).
Есть основания ожидать в дальнейшем новых серьезных инвестиционных решений со стороны иностранных компаний. США.
Литература
Пер. / Под ред.
5.2. Масштабы , тенденции и проблемы иностранного инвестирования 5.4. Проблемы инвестирования за рубеж