5.2. Масштабы , тенденции и проблемы иностранного инвестирования

Мировой опыт свидетельствует, что страны с переходными экономиками не в состоянии выйти из экономического кризиса без привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Аккумулируя предпринимательский, государственный и смешанный капитал, обеспечивая доступ к современным технологиям и менеджменту, иностранные инвестиции не только способствуют формированию национальных инвестиционных рынков, но и динамизируют другие факторные рынки и рынки товаров и услуг. Кроме того, иностранные инвестиции, как правило, способствуют мерам макроэкономической стабилизации, позволяют решать отдельные социальные проблемы трансформационного периода. Понятно, что иностранное инвестирование занимает особое место и в структуре внешнеэкономических приоритетов развития экономики Украини.
На сегодня Украина использует все доступные умирали внешнего финансирования экономики: прямые и портфельные инвестиции, официальную помощь развитию, кредиты (МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, государственные под гарантию Кабинета, частные).
По данным Минстата Украины по состоянию на 01.01.2001 г. в украинской экономике работает более 3,8 млрд дол. США прямых иностранных инвестиций. На душу населения приходится ПИИ меньше, чем в любой другой восточноевропейской стране, переживающей процесс трансформации (за исключением Беларуси) (табл. 5.15).
Вместе с тем, динамика иностранных инвестиций в экономику Украины является достаточно высокой (табл. 5.16). За 2000 г. совокупный капитал нерезидентов в Украине увеличился до 3,8 млрд дол. США (табл. 5.17)
Основными видами привлечения инвестиций являются денежные взносы движимое и недвижимое имущество. Состав иностранных инвесторов в Украине формируется за счет:
транснациональных корпораций;
аутсайдеров, не выдержавшие конкуренции в своих странах;
фирм с ограниченными финансовыми возможностями, которые рассчитывают на скорую виддачу.
оффшорных компаний с украинского капиталом.
Географическая структура иностранного инвестирования в Украине формируется под влиянием двух взаимосвязанных групп факторов. С одной стороны, ее развитие определяется глубиной внешнеэкономических связей с традиционными партнерами (страны СНГ с преобладанием России, отдельные восточноевропейские и западные страны), а с другой - потребностью диверсификации международной инвестиционной деятельности.
Долгое время относительно значительными инвесторами украинской экономки остаются США Нидерланды, Германия, Великобритания, Россия (табл. 5.18). Показательно, что реализация всего проекта «АвтоЗАЗ-ДЭУ», вывела Южную Корею в 1999 г. на 6 место среди крупнейших инвесторов (186,2 млн. долл.).
Относящуюся Кипра как одного из крупных инвесторов Украины, то весь объем инвестиций в 1998 г. (около 150,0 млн. дол. США) обеспечивался через схемы предприятий с иностранными инвестициями - оффшорных компаний, которых в этой стране зарегистрировано 273 (табл. 5.19) .
Отраслевая структура иностранных инвестиций формируется преимущественно за счет пищевой промышленности, внутренней торговли, машиностроения и металлообработки, финансовых услуг (табл. 5.20)
Структура иностранного инвестирования по регионам Украины характеризуется тем, что традиционно доминируют г. Киев, Киевская, Запорожская, Одесская, Днепропетровская, Донецкая и Полтавская области. Аутсайдерами же в привлечении прямых иностранных инвестиций в 1994 г. выступали Херсонская и Винницкая области (по 0,1% в общем объеме), а сегодня - Хмельницкая и Черновицкая области (табл. 5.21).
Динамизм развития иностранной инвестиционной деятельности в Украине вызывает то, что статистические оценки этого процесса быстро "стареют", а потому полноценный экономический анализ инвестиционной деятельности затруднен. Можно говорить, однако, о формировании определенных тенденций (положительных, отрицательных), которые в той или иной степени качественно характеризующие развитие прямого иностранного инвестирования в Украину:
преобладание партнеров из развивающихся стран - по количеству иностранных инвестиций - и партнеров из промышленно развитых стран - учитывая размер инвестиций; постепенное увеличение доли инвестиций из стран СНГ (Россия) и активизация использования капитала из стран-офшорных зон;
реализация совместных инвестиционных проектов, как правило, на двусторонней основе;
ориентация предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) на производство товаров, которыми мировые рынки практически насыщенные (например, компьютерная техника определенных классов) и на сферу услуг;
осторожность западных партнеров относительно крупных инвестиций, что обусловлено отсутствием надежных гарантий их защиты, наличием прямого и косвенного контроля за такими инвестициями, неразработанность стратегии и тактики выхода на практически незнаком прежнему закрыт рынок;
активность малых зарубежных фирм, ориентированных на быструю отдачу небольших инвестиций или выгоду от разовых операций, нередко чисто посреднических или откровенно спекулятивных;
неравномерность распределения инвестиций по отраслям при постоянном уменьшении иностранного инвестирования производственной сферы;
сосредоточения иностранных инвестиций в нескольких промышленно развитых областях и в г. Киеве в то время, когда потребность в них в равной мере остро чувствуют все регионы;
большая часть денежных и имущественных взносов иностранных инвесторов в общем объеме инвестиций, слабое использование механизмов финансового рынка для инвестування.
В условиях ограниченности ресурсов прямых иностранных инвестиций в экономике Украины важное значение приобретает оценка результативности и потенциальной возможности их влияния на решение задач, которые официально были определены приоритетными для иностранного инвестирования:
производство товаров широкого потребления с ориентацией на повышение качества жизни, культуры потребления;
структурная перестройка экономики, создание современной отраслевой структуры на основе технологического обновления производства;
преодоление зависимости Украины от импорту.
Анализ свидетельствует о нереалистичности надежд относительно активного участия иностранных фирм в инвестировании производства большинства видов потребительских товаров. Наиболее конкурентоспособные в международном масштабе корпорации преимущественно ориентированы на использование глобальных экспортных стратегий. Такая ориентация при отсутствии сбалансированной национальной протекционистской политики останется доминирующей на долгую перспективу. Кроме того, внимание иностранных партнеров привлекают такие особенности украинского рынка, как неприхотливость потребителей, возможность в связи продлить жизнь товарам, которые для западных рынков устарели и перестали быть достаточно рентабельными. Время, рассматривая варианты использования инвестиционных форм участия иностранных фирм в насыщении внутреннего рынка, необходимо учитывать специфику сбытовых проблем украинских предприятий. Это позволит уменьшить вероятность "обратного эффекта" прямых иностранных инвестиций, приводит к стагнации национальных производителей. В целом эффективность реального использования иностранных инвестиций остается низкой (в 1998 г. только 26,5% предприятий с иностранным капиталом выпускали продукцию).
По участию иностранных инвесторов в структурной перестройке следует отметить, что их в Украине интересуют прежде сырье, металл, прокат, уголь, кокс, продукты химической промышленности, неиспользованные отходы и вторичные ресурсы. Потенциал масштабной участия иностранных фирм в технологическом обновлении производства объективно сдерживается ярко определенной интернального ориентацией их инвестиционной повединки.
Как показывает анализ украинской-зарубежных предприятий с иностранными инвестициями, превосходит их ориентация на такие цели:
поставки изделий иностранных фирм с последующим их сложением и наладкой, а не на создание высокотехнологичных производств
создание производств и изготовление изделий, компонентов и запасных частей для поддержания в рабочем состоянии предприятий, создаваемых с участием иностранного капитала;
использования производств, обладающих определенными технологическими преимуществами и перспективными наработками (как правило, предприятий ВПК, подлежащих конверсии)
создание предприятий, обеспечивающих иностранным фирмам доступ к использованию научно-технического потенциала украинских предприятий и проектно-изыскательских организаций.
Следует также иметь в виду, что через эти предприятия возможен отток украинских изобретений из-за их недостаточной патентной защищенности, отсутствие опыта украинских партнеров в этой сфери.
Результативность предприятий по иностранным инвестициям по подготовке и повышению квалификации национальных кадров неочевидна из-за их естественное стремление использовать местных работников, которые имеют определенную (как правило, высокую) квалификации; слабое использование передовых техники и технологий; ориентацию на быструю отдачу вложенного капитала, когда затраты на солидную подготовку кадров являются неоправданными. Более того, украинские-зарубежные предприятия с иностранными инвестициями могут стать, по нашему мнению, катализаторами процесса "утечки умов" из Украини.
В условиях, когда структура экспортно-импортной деятельности украинских-зарубежных ПИИ фактически дублирует сложившуюся традиционную структуру внешней торговли Украины, без значительного целенаправленного увеличения масштабов иностранного инвестирования трудно надеяться на решение третьего из вышеупомянутых задач - преодоление зависимости от импорту.
Таким образом, прямые иностранные инвестиции, во-первых, существенно не влияют на состояние национальной экономики Украины за относительно незначительные масштабы, а во-вторых - активно не способствуют решению задач, которые определены для иностранного инвестирования как приоритетни.
Следует отметить, что в условиях неотработанной системы нормативно-правовых актов, отсутствия эффективной гибкой системы контроля за деятельностью украинских-зарубежных ПИИ некоторых из них используются учредителями в сугубо корыстных целях. Типичными случаями такого "бизнеса" являются:
завышение реальной стоимости вклада иностранного партнера в уставный фонд ПИИ, использования оборудования, зафиксированного в уставном фонде, для получения необлагаемого дохода (его незаконная реализация, передача в аренду и т.д.)
использования ПИИ как подставной фирмы для льготного экспорта продукции, произведенной на украинских предприятиях, использование чужих экспортных лицензий, фиктивных сертификатов происхождения продукции;
вывоз и сокрытие на счетах зарубежных банков валютной выручки (по подсчетам специалистов - примерно 60-70% ее общей суммы).
Лишь выборочный анализ убытков, причиненных национальной экономике от приведенных нарушений, показывает, что они оцениваются в десятки и сотни миллионов долларов США. Кроме того задачи моральный ущерб, формируя соответствующее отношение к украинской-зарубежных ПИИ в цилому.
Более того, законодательная неурегулированность деятельности предприятий с иностранными инвестициями может приводить и к более значительным экономическим потерям. Так, льготы, которыми пользовались до последнего времени несколько совместных предприятий по законодательству 1992 г. (ст. 9 Закона Украины "Об иностранных инвестициях") по оценкам СМБОУ привели к потерям только от недополученных налогов и сборов в размере более 3 млрд. дол. США (табл. 5.22).
Общие потери бюджетных поступлений оцениваются специалистами в размере 10 млрд. грн.
Льготы, которые, с одной стороны, формально имели законные основания, с другой стороны:
защищали не иностранные инвестиции, а текущую деятельность совместных предприятий;
не были связаны ни с направлениями, ни с объемами реально осуществленных инвестиций;
были значительно расширены за счет дочерних предприятий СП.
По аналитическим выводам Антимонопольного комитета функционирования СП в льготном режиме на наиболее привлекательных рынках привела к:
монополизации рынков мяса птицы, отдельных видов нефтепродуктов, существенно и неоправданно ограничили конкуренцию на некоторых других рынках;
упадка соответствующих отечественных отраслей экономики, в частности птицеводства, переработки, где существующие мощности используются на 10-20%;
льготы во всех ветвях власти мощного лобби, которое обеспечивало сохранность этих льгот в течение значительного времени, несмотря на существенные негативные экономические наслидки.
Кроме того, существенно затормозился процесс иностранного инвестирования, поскольку вновь совместные предприятия не могут пользоваться аналогичными льготами и поэтому априори неконкурентоспособны во многих сферах бизнеса на украинский ринку.
Иностранные инвестиции, в частности в форме совместных предприятий, до сих пор не имеют значительного влияния и на процессы приватизации. Так, в 1993-1994 гг зафиксировано лишь несколько соответствующих приватизационных сделок (табачные фабрики в Кременчуге, Прилуках, Киеве, Днепропетровске, мясокомбинат в Одессе, Укрречфлот). В то время по данным Всемирного Банка количество таких сделок составляла: в Польше - 108, Китае - 87, Венгрии - 81, Болгарии - 47, Эстонии - 41, Румынии - 26, России - 21, Литве - 20. В 1995-1996 гг Значимыми примерами прямой закупки акций приватизированных предприятий иностранными инвесторами были только инвестиции в тростянецкой кондитерской фабрики «Украина» (80% уставного фонда) швейцарской компании «Kraft Jakobs Sushard» и в химическое предприятие «Азот» (30% фонда) лихтенштейнское компании «Thermosyntex».
Существенные иностранные инвестиции ожидаются в 2001-2002 гг в связи с приватизацией крупных предприятий, в частности, "Укртелекома", энергокомпаний, других предприятий стратегического значення.
Показательным примером может служить продажа в марте 2000 г. 30% акций ОАО "Николаевский глиноземный завод". Победителем конкурса стала компания "Украинский алюминий", которая предложила за пакет 547,2 млн. грн. при стартовой цене 115,0 млн. грн. Согласно фиксированных условий конкурса "Украинский алюминий" должен обеспечить строительство в Украине завода по производству первичного алюминия (с 2002 г.), погасить задолженность НПВ перед бюджетом (7 млн. грн.), Увеличить объем ежегодного выпуска глинозема до 1,3 млн. т .
По ряду объективных и субъективных причин в 1997-1999 гг начало практику портфельных заимствований на международных финансовых рынках (табл. 5.23).
Первая фидуциарная заем был получен Украины 11 августа 1997 года (сумма с процентами 450 млн. долларов). Организована она была банком Notura International со сроком погашения 1 год (дата погашением 11 августа 1998 г.). Тогда Украина получила около 397 млн. долларов. В октябре 1997 года страна получила коммерческую ссуду также на один год от банка Chase на общую сумму 109 млн. долларов (комиссионное вознаграждение банка 0,75%). Реально получено около 99 млн. доларив.
В декабре 1997 года и в августе 1998 года было выпущено два транша деноминированных в гривне хеджируваних ценных бумаг. Условия обоих выпусков было примерно одинаковыми. Декабрьский выпуск мобилизовал 750 млн. гривен за Merrill Lynch, а августовский выпуск - около 330 гривен за ING Barings Bank.
Министерство финансов выпущено три группы еврооблигаций: DM750 (11 февраля 1998 г.), DM250 (17 апреля 1998 г.), ECU500 (15 марта 1998 г.).
Неблагоприятная конъюнктура на рынке еврооблигаций, а также в целом неудачный опыт выхода Украины на этот рынок значительно сузили возможности дальнейшего использования этого источника внешнего финансирования. По разным причинам неутешительными были и попытки организации муниципальных займов с привлечением иностранных инвесторив.
Наиболее показательной в негативном плане была местная ссуда Одессы в мае 1997 г. сроком на 1 год на общую сумму 61 млн. грн. с доходностью 50% годовых. Около 70% облигаций приобрели нерезиденты. Однако в установленные сроки было выплачено только 250 тыс. грн., А к концу 1998 г. еще около 1,2 млн. грн. Рейтинговые агентства зафиксировали дефолт, в результате чего Одесса надолго признана неплатежеспособной, что в свою очередь существенно снизило шансы других городов на заимствования на международных ринках.
Первые попытке выхода на еврорынок сделали и отдельные предприятия Украины. Так, в 1998 г. акции АО «Азот», АО «Центрэнерго», АО «Укрнафта», АО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича », АО« Сумское НПО им. Фрунзе », АО« Запорожтрансформатор »через GDR котировались на Берлинской фондовой бирже, а АСК« Укрречфлот »- на Венской фондовой биржи.
Следует отметить, что депозитарные расписки, заняв свое место в мировой индустрии ценных бумаг, привлекают к себе внимание практически всех групп инвесторов. Украина, с ее экономическим потенциалом, с одной стороны, вызывает интерес со стороны зарубежных инвесторов, с другой - реализация программ выпуска депозитарных расписок является надежным и удобным механизмом получения справедливой цены за акции украинских элементов, средством повышения их ликвидности и путем привлечения относительно дешевых инвестиционных ресурсов на международных рынках капиталов. Об этом, в частности, свидетельствует опыт соседних стран: России, Польши, Чехии, Словаччини.
Уже в 1995 году в Украине начали появляться представители иностранных банков, что наиболее активно работающих на рынке АДР (The Bank of New York, Bankers Trust Company, Chase Manhattan). США. США.
США. Литература
Под ред. Пересада А.А.
5.1. Формирование и оценка параметров национального инвестиционного климата 5.3. Стратегия привлечения и использования иностранных инвестиций