ТЕМА З. УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Современное управление - это особая сфера экономических отношений, имеет свою логику розвитку.
Известный английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924) выделил управления в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными - капиталом, трудом, землею.
Суть управленческой деятельности заключается в воздействии на процесс через принятие решений. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии и отделением управленческого труда от виконавчои.
Рост значения фактора управления в эпоху научно-технической революции послужило основой для появления концепции "менеджериальнои революции", согласно которой власть переходит от собственников к управлинцив.
Основоположником управления считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им рационализация труда и отношений на производстве позволила коренным образом изменить организацию и управление, а значит и эффективность производства. Ф. Тейлор рассматривал управление как "искусство знать точно, что следует сделать и как это сделать наилучшим и самым дешевым способом".
На сегодняшний день в мировой практике используют три инструмента управления: иерархию, культуру и рынок. Каждый из них является доминирующим в той или иной экономической системе, например, иерархия в административно-командной экономике. Наука управления за последние два - три десятилетия пережила более глубокие изменения, чем за весь предыдущий период своего развития. Совершенствованию управленческой практики способствовал прогресс в оргтехнике и то, что происходит сегодня в теории и практике управления, называется "тихой управленческой революцией". Ее начало совпало со вступлением западного общества в информационную стадию. На смену старой рационалистической концепции управления приходит новая неформальная, которую принято называть маркетинговой, информацийною.
Суть концепции рационализма заключается в убеждении, что успех фирмы зависит от рациональной организации производства, снижение затрат за счет использования внутрипроизводственных резервов, эффективности использования производственных ресурсов, то есть от внутренних факторов. Фирма рассматривается как закрытая система, цели и задачи которой является заданными и стабильными в течение длительного периода времени. Основа стратегии такой фирмы - углубление специализации производства, организационная структура строится по функциональному принципу, решающее значение имеет контроль.
Неформальная концепция имеет основу ситуационный подход к управлению. Фирма рассматривается как живой организм, как открытая система и главная предпосылка успеха лежит вне ее. Успех связывается с тем, насколько успешно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическое, социально-политическое, научно-техническое) и приспосабливается к нему. Ситуационный подход к управлению означает, что вся внутреннее строение системы управления является ответом на различные воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к новым проблемам и выработки новых ришень.
Реализацией этого нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает учет будущих состояний среды в разработке стратегии развития фирми.
Принципы управления, актуальны и сегодня, разработал современник Ф. Тейлора француз А. Файоль. Все осуществляемые на предприятии операции он разделил на шесть групп:
технические; вычислительные; коммерческие, охрана имущества и лиц;. финансовые; административни.
Собственно к управлению он отнес последнюю группу и считал, что процесс управления состоит в том, чтобы предвидеть, организовывать, согласовывать, распоряжаться, контролювати.
В управлении современной экономикой обычно руководствуются следующими принципами:

Методы управления делятся на:
экономические;
административно-правовые ;
социально-психологични.
Экономические методы управления - это приемы и способы управления, которые имеют в своей основе использования экономических законов, экономических интересов и показателей. Эти методы включают:
стимулирования;
налоги;
материальной ответственности;
ценообразования;
государственное регулювання.
Административно-правовые методы управления предусматривают юридический (правовой) и административное влияние на отношения людей в процессе производства, поскольку эти отношения регулируются определенными правовыми нормами: законодательными актами; положениями; инструкциями; приказами и распоряжениями.
Административно-правовые методы предполагают и применение соответствующих материальных, административных и уголовно-правовых санкций.
Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека, поскольку традиционные формы материального поощрения постепенно теряют свой стимулирующее воздействие. Эти методы предполагают изучение социальных запросов и интересов членов коллектива, среды производства, общественной думки.
Все эти методы должны сочетаться и создавать необходимый арсенал средств для эффективного управления фирмою.
Каждая фирма уникальна, поэтому не существует единой модели управления. Ниже приводятся факторы, определяющие выбор этой модели .

Система управления должна быть простой и гибкой, обеспечивать эффективность и конкурентоспособность функционирования фирмы. Она должна иметь следующие характеристики:
0 небольшое число уровней управления;
наличие немногочисленны подразделений, имеющих высококвалифицированных работников:
качество продукции и все процедуры работы должны быть ориентированы на споживача.
Существуют различные типы организационных структур управления, основными из которых являются:
1.Линийна - это такая структура, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия, каждый подчиненный имеет лишь одного линейного руководителя, выполняет все административные и другие функции в соответствующем подразделе. Используется в небольших предприятиях с несложной технологией производства. Преимуществами такой структуры являются:
а) четкость взаимоотношений;
б) оперативность и непротиворечивость управленческих решений;
в) надежный контроль.
Недостатком является то, что руководитель должен выполнять, помимо основных координирующих функций, ряд работ по учету, работе с кадрами, контроля качества тощо.
2.Линийно-штабная структура предусматривает создание при линейном руководстве специальных функциональных служб (штабов), которые помогают ему решать определенные производственные задачи и формировать соответствующие управленческие решения. При этом штабы не дают непосредственных распоряжений линейным руководителям. Главное преимущество такой структуры в том, что линейные руководители имеют возможность сконцентрировать внимание на текущем линейном руководстве, а недостатки - рост управленческих расходов, снижения оперативности. Такая структура эффективна в массовом производстве с незначительными технологическими зминами.
Функциональная структура также предполагает наличие штабов, но их персонал имеет не только совещательные права, но и право руководства и принятия решений. Поэтому каждое производственное подразделение получает распоряжения одновременно от нескольких руководителей функциональных подразделений предприятия. Функциональная структура обеспечивает компетентное руководство по каждой функции управления. В этом ее главное преимущество, а недостатками является возможная противоречивость и несогласованность решений, снижение оперативности.
Дивизиональная структура управления строится не по функциональным признакам, а по принципам группировки производственных подразделений за продуктами, группам потребителей, по месту расположения. Возникновение этой структуры связано с углублением разделения управленческого труда, т.е. высшие звенья управления занимаются лишь общими вопросами (финансовыми, юридическими, кадровыми), ареста своих функций делегируют производственным подразделениям (отделениям), которые имеют свою собственную структуру управления и могут автономно функционировать. Распространение этой структуры связано с процессом диверсификации производства и возникновением корпораций, конгломератив.
Матричная структура предусматривает создание наряду с линейными руководителями и функциональным аппаратом управления временных проектных групп, которые формируются из специалистов функциональных подразделений и занимаются созданием новых видов продукции. После завершения работ над проектом специалисты возвращаются к своим функциональных подразделений. Руководитель проекта выполняет роль линейного руководителя по отношению к членам групи.
Множественная структура управления используется современными компаниями, которые включают ряд предприятий. В ее основе лежит сочетание различных организационных структур управления . Такое багатоструктурне решение будет все больше использоваться в майбутньому.
Совершенствование управления предприятием должно осуществляться по определенным напрямами.
Основные напрями
совершенствования управления пидприемствами
совершенствования структуры управления производством;
улучшения управления производственными ресурсами;
совершенствования управления научно-техническим прогрессом и качеством продукции;
улучшения системы планирования как основного звена управления пидприемством.
При создании рациональной структуры управления фирмой необходимо правильно установить численность занятых в сфере управления предприятием. Численность работников функциональных подразделений предприятия определяется на основе соответствующих нормативов. В зависимости от выполняемых функций такими подразделениями могут быть соответствующие отделы, бюро, группы. Нормативы устанавливаются научно-исследовательскими институтами труда и отражаются в основных методических рекомендациях. На предприятиях зачастую численность управленческого персонала устанавливается в процентах к численности рабочих и фиксируется в штатном расписании пидприемства.
Экономичность аппарата управления определяют по формуле соответствующего коефициента.
Вспомогательными показателями экономичности аппарата управления:
удельный вес численности управленческого персонала в общей численности работающих;
количество рабочих, приходящихся на одного работника управления;
удельный вес фонда заработной платы управленческого персонала в общем фонде заработной платы всех працюючих.
Применение упомянутых показателей уместно при сравнении экономичности управления в однотипных подразделениях предприятия.
ТЕМА 2. Предприятие как субъект хозяйствования ТЕМА 4. Прогнозирование, планирование и государственного регулирования деятельности предприятий