ТЕМА 4. Прогнозирование, планирование и государственного регулирования деятельности предприятий

Прогнозирование - это предвидение будущего состояния внутренней и внешней среды фирмы, основанное на научных методах и интуиции, то есть это процесс обоснования количественных и качественных изменений развития в майбутньому.

Прогнозирования, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой является его составной частью, поскольку используется на разных стадиях плановой работы, а именно на стадии анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегий, на стадии реализации планив.
Прогнозирование по своему составу шире планирования, поскольку кроме показателей деятельности фирмы включает и данные о внешнем середовище.
В практической деятельности предприятия используют следующие типы прогнозирования:
а) прогнозирование, основанное на творческом предвидении будущего, используя интуицию;
б) поисковое прогнозирование - это способ научного прогнозирования от настоящего момента к будущему. Оно опирается на имеющуюся информацию.
В свою очередь поисковое прогнозирование может быть традиционным (когда прогноз является экстраполяцией прошлого в будущее) и новаторским, альтернативным (когда существует несколько вариантов развития фирмы с учетом изменений внешней и внутренней среды).
в) нормативную или нормативно-целевое прогнозирования состоит в том, что сначала определяются общие цели, ориентиры на будущее, а уже затем оценивается развитие фирмы, исходя из установленных целей. В данном случае применяются преимущественно качественные методы исследования, поскольку в основном фирма не обладает необходимыми исходными даними.
Результатом процесса прогнозирования есть прогнозы, которые могут быть кратко, средне и долгосрочными (по времени охвата), поисковыми, нормативными (по вопросам прогнозирования), пассивными и активными (по возможности влияния фирмы на будущее).
В экономическом прогнозировании используют следующие две группы методов прогнозирования:
Евристични.

В основу эвристических методов формирования прогнозов положено использование логических приемов, методических правил, пидходив.
Фактографични.

Рыночная экономика вносит коренные изменения в содержание, структуру и порядок разработки планов, а именно:
Планы предприятий в условиях рынка носят индикативный (рекомендательный), а не директивный характер. Они выступают механизмом регулирования рынка, отражающие связь производства и рынка, науки и производства, приобретают социального спрямування.
Планы предприятиями разрабатываются самостоятельно, используя определенные исходные данные. В основе их разработки лежит величина спроса на конкретную продукцию, которая определяется договорами на поставку продукции заключаются между предприятиями и государством, между отдельными пидприемствами.
Основными показателями планов становятся натуральные, качественные, конечные показатели деятельности предприятий, поскольку для удовлетворения потребностей нужна продукция не вообще, а конкретной номенклатуры, высокого качества, которая бы обеспечивала ее конкурентоспособность и выживание фирмы в конкурентной боротьби.
Положительные моменты планирования:
дает ориентиры будущего состояния организации;
способствует решению проблем, возникающих в процессе работы;
стимулирует организацию, координацию и мотивацию труда;
порождает полезную информацию на основе сигналов обратной связи о фактическом состоянии управляемых объектов;
требует повышения квалификации персонала
делает необходимым контроль выполненного, учет, анализ.
Отсутствие системы планирования предусматривает:
непонимание персоналом цели, к которой стремится организация;
потерю ориентации в конкурентной среде;
краткосрочный характер решений управленческого персонала
ошибочные решения в тактике - следствие отсутствия стратегии;
инертность персонала в познании рыночного механизма и выработке линии поведения на рынке;
ведение учета и контроля формально, без анализа последствий роботи.
В условиях рыночной экономики основным принципам планирования на предприятии можно отнести следующие:
Принцип эффективности (оптимальности) планов - направляет на эффективное использование ресурсов. Характеризует то, насколько данный план способствует достижению целей предприятия, если учитывать расходы и другие сопутствующие нежелательные последствия, связанные с составлением и осуществлением этого плану.
Принцип первичности планирования - планирование логически предшествует выполнению всех других управленческих функций.
Принцип содействия достижению целей - цель разработки планов - это способствовать реализации основной цели функционирования пидприемства.
Принцип непрерывности планирования - реализуется за счет использования системы планов, дальновидных прогнозов, долго, средне, краткосрочных перспективных планов, текущих планов и оперативно-производственных планив.

Принцип гибкости (маневренности) планов - планы не являются стандартными раз и навсегда данными, а их можно изменять относительно изменений внутренней и внешней ситуации. Чем большей гибкости мы можем предоставить планам, тем меньше вероятность понесения убытков вследствие возникновения непредвиденных подий.
Принцип реальности планов (использование достоверной информации).
Принцип комплексности (системности) - означает, что планирование должно охватывать все структурные под разделы и при разработке планов должны учитываться в системе как внешние, так и внутренние факторы, обусловливающие изменение ситуации.
Принцип научности базируется на отражении в планах действий объективных экономических законов, на использовании знаний специальных экономических наук.
Принцип адекватности системы планирования относительно условий деятельности пидприемства.
Методы планирования - это средства, с помощью которых можно реализовать принципы планування.
Нормативный метод позволяет обеспечивать расчет величины показателей с помощью целостной системы норм и нормативов (норм расхода материальных, топливно-энергетических ресурсов, затрат времени, финансовых норм и нормативов). Важным требованием при разработке планов является применение прогрессивных норм и нормативив.
Суть балансового метода сводится к использованию в плановых расчетах определенной системы балансов, поскольку их
помощью обеспечивается сбалансированность потребностей в ресурсах и источниках их покриття.
Экономико-математические методы используются в тех случаях, когда необходимо осуществить оптимизацию плана предприятия, т.е. из многих вариантов плана выбрать наилучший с точки зрения принятого критерия оптимизации.
Суть графо-аналитических методов сводится к использованию графиков и диаграмм при расчете определенной системы показникив.
Каждый вид плана имеет свои особенности по содержанию, конкретной технологии сборки, совокупности расчетных технико-экономических показникив.

В зарубежной практике по классификации Р. Л. Акоффа в зависимости от времени действия различают - реактивное (прошлое), неактивных (сегодня), преактивне (будущее), интерактивное (взаимодействие предыдущих) планування.
В отечественной практике сложилась определенная система планирования, каждая разновидность которого имеет свои особенности по содержанию, конкретной технологии составления расчетных технико-экономических показникив.
Стратегический план - это совокупность взаимосогласованных мероприятий и действий, отражающих долгосрочные цели и основные направления деятельности с обоснованием ресурсного забезпечення.

Основными разделами стратегического плана являются:
план маркетинга;
с план производства;
план кадрового обеспечения;
финансовый план и страхование риска;
имидж организации.
Стратегия - это планирование всех важнейших действий, которые надо реализовать, это долгосрочный курс развития фирми.
Каждое звено управления предприятием разрабатывает определенную стратегию:
стратегию имиджа предприятия - наблюдательный совет;
общие стратегии - правление предприятия;
ресурсные и функциональные стратегии - функциональные подразделения;
продуктово-товарные стратегии - производственные пидроздили.
Базовыми (эталонными) является стратегия выживания или защитная; стабилизации или наступательно-защитная, рост или наступальна.
Тактические планы отличаются от стратегических целях разработки, содержанию, времени, охвату сфер влияния. Тактические планы детализируют стратегические, однако сфера их направленности вужча.
Тактические планы регулирующие деятельность предприятия по закупкам сырья, по производству продукции, по сбыту, по финансовым вопросам как правило на год. Такой период времени позволяет быстро внедрять достижения НТП в производство, быстро видеть ожидаемый результат, быстро принимать меры по выявлению отклонений. Организационное руководство разработкой тактического плана на предприятии осуществляет директор, а методическое - начальник планово-економичного
отдела или главный экономист. Хотя участие в разработке такого плана принимают все производственные пидроздили.
Основными разделами такого плана являются:
план повышения технического уровня производства;
план маркетинга;
план производства;
план материально-технического обеспечения
план по труду и зарплате;
план по капитальному строительству и инвестиционных ресурсах;
план социального развития коллектива;
план охраны окружающей среды;
план по себестоимости, прибыли, рентабельности;
финансовый план.
Этапы разработки тактического плана следующие:
анализ результатов предпринимательской деятельности;
разработка мероприятий по повышению предпринимательского успеха;
изучение рынка и формирования портфеля заказчика, заключения сделок;
обоснования отдельных разделов плана;
рассмотрение проекта плана советом трудового коллектива;
доведение технико-экономических показателей к внутрифирменных пидроздилив.
Всю систему показателей планов можно классифицировать по следующим взаимно-противоположными группами:
натуральные - стоимостные;
количественные - качественные;
абсолютные - в относительные;
объему - удельные;
промежуточные - кинцеви.
Оперативно-производственное планирование - это осуществление расчетов по производству продукции в месяц, сутки, смену, разработка графиков, доведение задач до внутренних структурных подразделений. На крупных предприятиях данным видом планов занимается производственно-диспетчерский отдел. Оперативно-производственное планирование ставит своей задачей прежде всего обеспечение равномерной работы предприятия, что важно для своевременного выполнения договорных обязательств.
В зависимости от места применения различают межцеховое и внутрицехового оперативно-производственное планирование, от содержания работ - календарное планирование (составление графиков работы) и диспетчеризации производства (контроль за выполнением заданий). Межцеховое оперативно-производственное планирование обеспечивает координацию деятельности в производстве между цехами предприятия (основными и вспомогательными), внутрицеховых - обеспечивает разработку календарных планов производства для участков, доведение задач до рабочих мисць.

Следует отметить, что содержание оперативно-производственного планирования зависит от типа производства и проявляется через определенные системы. Каждая система включает следующие элементы:
В планово-учетную единицу (деталь, партия деталей, комплект деталей, заказ)
В календарно-плановые нормативы;
О порядке установления завдань.
В массовом типе существуют детальные системы (планирование за тактом или ритмом выпуска изделий, по стандартным срокам). Основной планово-учетной единицей выступает деталь. Календарно-плановыми нормативами являются: ритм, темп, длительность производственного цикла, количество рабочих мисць.
В серийном производстве используются комплектные системы: планирование за комплектующими номерами, групповыми комплектами, заделами, серийная за опережение, машинокомплектна, система непрерывного оперативно-производственного планирования. Планово-учетной единицей выступает партия деталей, комплект деталей.
В единичном типе производства основным видом системы является внеязыковая. Планово-учетной единицей выступает заказа. В календарно-плановые нормативы входят трудоемкость работ, длительность производственного цикла, нормативное випередження.
Диспетчерский контроль и регулирование производства происходит на основе собранной информации о выполнении производственных программ и заданий. Контроль за ходом производства осуществляется диспетчерами цехов завода по следующим основным направлениям:
контроль выполнения номенклатурного плана выпуска изделий;
контроль межцеховых заделов в цехах, а также межцеховых передач заготовок деталей.
Бизнес-план - это комплексный плановый документ предпринимательской деятельности, в котором предусмотрены меры, направленные на реализацию предпринимательской идеи, на получение прибутку.
Бизнес-план разрабатывается для:
%> Технико-экономического обоснования создания и деятельности предприятия, поскольку дает возможность предпринимателю охарактеризовать перспективы развития его фирмы (какой товар, какого качества, в каком количестве и по какой цене продать)
% Привлечение внешних инвесторов, в том числе иностранных, поскольку позволяет инвесторам оценить целесообразность вложения инвестиций в данное производство, заинтересовать их сотрудничать с данной фирмой;
приватизации предприятия с целью обоснования предложений по ее доцильности.
Бизнес-план, как и стратегический, охватывает достаточно длительный период (3-5 лет). Но между ними есть различия:
бизнес-план включает не все цели фирмы, а только одну из них;
бизнес-план имеет четко выраженные временные граници.
Следует отметить, что показатели бизнес-плана, разработанного для внешних инвесторов и внутрифирменного использования, для видов деятельности, будут отличаться степенью детализации и разновидностью форм. Характерной особенностью бизнес-плана является то, что количество форм и их содержание не регламентируется и является довильною.
Государственное регулирование экономики ставит целью достижения наиболее эффективного розвитку.
Различают принципы и методы государственного регулирования. Принципы - минимальное прямое вмешательство:
а) государства в экономические процессы;
б) осуществление косвенного воздействия на субъектов хозяйствования через использование эффективных рычагов и нормативив.
К методам государственного регулирования относят:
финансово-экономические;
административни.
Основными формами (средствами) государственного регулирования является надлежащее финансовая и кредитная политика (государственный бюджет), национальные целевые фонды, государственный, банковский и коммерческий кредиты, отлаженная налоговая система.
ТЕМА З. УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ТЕМА 5. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ