2.3. другие разновидности новых организационных форм
Горизонтальное предприятие. Горизонтальное предприятие - это пример организации, где внутренние и внешние горизонтальные связи важнее параметрами эффективности, чем традиционное вертикальное управление (субординационные связи). Главной особенностью горизонтального предприятия является постепенное сокращение числа задач, обусловленных внутренними факторами, и направленность на наиболее полное удовлетворение интересов заказчика. Такое предприятие создается скорее вокруг процессов, чем задач и имеет немного уровней иерархии. Основными единицами автономные и самоуправляемые междисциплинарные рабочие группы. Такие комплексные бригады способны охватить весь спектр требований заказчиков, далеко не всегда можно осуществить в пределах однородного подразделения компании.Концепция горизонтального предприятия в наибольшей степени касается деятельности менеджеров среднего звена, обычной координувальнои работы отделов и служб. По мере сокращения средних управленческих уровней менеджеры должны выполнять больший объем работ меньшими силами.
Реализация этой идеи связана с выполнением менее двух условий. Во-первых, требуется специальное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать большинство традиционных задач согласования, благодаря чему менеджеры могут сосредоточиться на главных задачах. Во-вторых, с уменьшением количества элементов сложной системы сохранить или улучшить эффективность ее функционирования можно только за счет повышения активности элементов и богатства связей между ними. Следовательно, нужно перестроить психологию рядовых менеджеров и изменить критерии оценки их работы. Для руководства предприятия важно не просто передать менеджерам большие полномочия для принятия оперативных решений, обеспечив их соответствующими инструментальными средствами, но и сформировать (воспитать) чувство ответственности и мотивацию к творческой деятельности, всячески поощряя инициативу, генерацию новых идей, стремление к самостоятельному анализу и выработки решения . В рамках горизонтального предприятия изменяются и профессиональные качества менеджеров. От них в большей степени требуется инициативность, чем исполнительность, а также обязательность и убеждение, что они работают для клиента, а не для начальника, и от них напрямую зависят результаты работы пидприемства.
Предполагается, что горизонтальная корпорация займет ведущее место среди организаций будущего. Многие крупнейших транснациональных корпораций, например American Telephone
2.2. виртуальные предприятия | 3. Реинжиниринг ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ |