2.2. виртуальные предприятия

Сравнительно быстро сеть Интернет осуществила большой путь от отдельных линий связи для обмена информацией между научными институтами США и Европы, работающих над совместными проектами (преимущественно военного назначения), до глобального информационного пространства, распространенность которой можно сравнить с телефонной связью. Module . Бизнес с использованием Интернет возник сразу после открытия сети гражданским организациям и пользователям. С самого начала это было предоставление доступа, электронной почты и места для размещения информации. С появлением возможности безналичной электронной оплаты товаров и услуг и использования глобальной сети для проведения транзакций по всему миру появилось такое уникальное явление, как «электронная коммерция». Многие Web-каталогов, которые существовали на тот момент в рекламных и информационных целях, были дополнены возможностью немедленного приобретения товару.
Эти изменения способствовали возникновению новых бизнес-структур, с помощью Интернет могут устанавливать партнерские отношения, находясь в любой точке мира. Это, в свою очередь, позволило территориально удаленным предпринимателям или компаниям с помощью инфокоммуникационных технологий разрабатывать эффективные технологические процессы производства товаров и услуг. Такие бизнес-структуры получили название виртуальных пидприемств.
Виртуальная организация представляет собой сеть делового сотрудничества, охватывающей основной бизнес этой организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д..), Функционирование которых координируется и сочетается с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Именно последние вместе с мережоподибних принципами организации во многом обеспечили формирование виртуальных организаций, поскольку они делают принципиально не обязательным физическое наличие менеджеров на рабочих местах. Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения необходимости создавать определенную стоимость для удовлетворения специфических потребностей. При этом не возникает физического коллектива как организации, а происходит лишь объединение особых отличительных способностей в систему, становится способным создавать необходимую стоимость. Концепция виртуальной организации открывает принципиально новые возможности для бизнеса и широко использоваться в XXI веке. Мережоподибних характер виртуальных предприятий проявляется в том, что глобальная сеть используется для обмена необходимой информацией между географически удаленными подразделениями компании.
В условиях растущей специализации предприятий и многообразие форм разделения труда, а также концентрации предприятий на своих ключевых компетенциях идея виртуальности становится все более привлекательной в практическом смысле. Некоторое представление может дать об этом такая ситуация: фирма намерена приступить к производству лучшего в мире товара, который уже выпускает 20 других предприятий; у нее есть выбор - вступить в конкуренцию с действующими предприятиями или, хорошо изучив сферу деятельности соперников, выбрать лучшего из них в свои партнери.
Пространство виртуализации предприятий включает три основные категории явлений:
В виртуальный рынок - рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей (Интернет)
виртуальную реальность, т.е. отображение и имитация реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой;
виртуальные (мережоподибних) организационные форми.
Виртуальное предприятие представляет собой временную или постоянную совокупность географически удаленных индивидов, групп, организационных единиц или целостных организаций, функционирования производственного процесса в которых происходит при участии информационных технологий, включая электронные средства связи.
Ядро модели виртуального предприятия (рис.2.2) подается информационными технологиями, которые поддерживают производство, превращают его в единое целое и играют важную роль во всех организационных аспектах - от управления производственными процессами к стратегическому или внешнего менеджмента.
Это позволяет использовать модель в каждой отрасли промышленности, каждом производстве, использующий любой производственный процесс, который приводит к получению готового продукта как в форме сервисных услуг, так и в форме товарного продукта. При этом условии информационные технологии становятся инструментом для формирования производственного процесу.
Виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворение потребностей некоего «усредненного» сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов и удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). Виртуальное предприятие повышает скорость и качество выполнения заказа, объединяя ресурсы различных партнеров в единую систему. Ведь обычном («монолитном») предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок необходимо привлечь значительные ресурсы, тогда как виртуальное предприятие ищет новых партнеров, имеющих соответствующие рыночным потребностям ресурсы, знания и способности, с целью совместной организации и реализации этой деятельности. То есть выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), имеющих ключевую компетенцию в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на ринку.
Принципы образования виртуального предприятия иллюстрирует рис. 2.3.
Как правило, партнерство в виртуальной структуре возникает на определенный срок или до достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнерство является временным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации в сеть могут привлекаться новые партнеры или исключаться стари.
Основные характеристики виртуальной формы организации следующие:
открытая распределенная структура;
гибкость;
приоритет горизонтальных связей;
автономность и узкая специализация членов сети;
высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.
Ключевым преимуществом виртуальных форм есть возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с наименьшими затратами времени. С этого преимущества, а также мережоподибних характера виртуальной организации вытекают основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий:
скорость выполнения рыночного заказа;
В возможность снижения совокупных затрат;
возможность полного удовлетворения потребностей заказчика;
возможность гибкой адаптации к изменениям окружающей среды;
снизить барьеры выхода на новые ринки.
Наряду с перечисленными только преимуществами виртуальные предприятия имеют и некоторые слабые места:
чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети;
практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;
опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности относительно членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального пидприемства.
При создании виртуальной организации может возникнуть ряд проблем, которые заключаются в необходимости:
детального изучения партнерской компании, особенно ее базовой компетенции;
определение организационной годности партнерской компании как в технологическом, так и в социальном плане;
создание высокого уровня доверия между компаниями-партнерами;
формирование кооперационного менеджмента с целью координации деятельности территориально распределенных партнерских компаний и установление взаимосвязей, заслуживающих доверия, между компаниями-партнерами.
Возможны различные типы виртуальных структур (рис. 2.4) - от мобильных торговых агентов в разобщенных территориально партнерских кластерив.
Сейчас в странах Европы несколько миллионов человек имеют возможность получать удаленный доступ к своему рабочему месту с помощью специального программного обеспечения. Этот вид деятельности, который называют виртуальным рабочим местом (ВРМ), может быть реализован дома или на территории клиента, то есть везде, где обеспечивается доступ к сети связи. Взаимодействие между рабочим местом сотрудника и корпоративной сетью осуществляется через сеть связи общего пользования, примером которой может выступать и глобальная сеть Интернет.
Виртуальное рабочее место содержит два основных компонента - рабочее место сотрудника и корпоративную сеть предприятия, к которой подключается сотрудник для выполнения своих функциональных обязанностей.
К отраслям экономики, в которых чаще всего используются технологии ВРМ, относятся разработка, внедрение и сопровождение инфокоммуникационных технологий, сделки с недвижимостью, работа с персоналом, а также отдельные направления, требующие постоянного перемещения работников или же работа в импровизированных офисах, включая работу на дому.
Другим видом виртуальной деятельности, использующий режим удаленного доступа, являются малые предприятия, в зависимости от рода деятельности получили такие названия, как виртуальный офис, виртуальный центр, виртуальный коттедж, кибер-центр, частный электронный портал, центр коллективного пользования программным обеспечением и т.п., где физический офис замещен электронными офисными послугами.
Такие компании, как Digital и IBM, имеют размещены в разных регионах мира вроде виртуального офиса электронные диспетчерские пункты, где обслуживание осуществляется сразу же после поступления запроса. Сейчас многие компании, особенно те, которые заняты поставкой на рынок готовой продукции и услуг, закрывают свои офисы и переходят полностью на виртуальную систему взаимосвязей, экономя на этом значительные суммы коштив.
Многие компании с целью обеспечения гибкости и для того, чтобы избежать различных перемещений, создают виртуальные команды, в которых работники находятся там, где им больше всего подходит. Иногда функционируют несколько таких команд, офисы которых осуществляют свою деятельность в виртуальной манере, как это делают команды компании Ford в Европе и США.
Виртуальная организация бизнес-процессов - виртуальные предприятия - характеризуется наличием многих форм. Это может быть, например, сеть стабильного снабжения, работающий как единое предприятие, или же сеть компаний, действующих разобщенно, независимо от того, входит ли эта сеть в общий процесс поставки, или ее функции заключаются в обмене необходимой информацией.
2.1. особенности возникновения и функционирования мережоподибних предприятий 2.3. другие разновидности новых организационных форм