11.1. понятие и типология свободных экономических зон

Современный этап развития экономики Украины характеризуется тенденцией тесной интеграции страны в мировое хозяйство. Важным фактором интеграции в этом направлении становится формирование свободных экономических зон различной функциональной спрямованости.
Свободные экономические зоны прочно вошли в мировую практику хозяйственной деятельности. Согласно различным источникам информации, в мире насчитывается от 400 до 2000 свободных экономических зон. По оценкам западных экспертов, в 2002 году через эти зоны прошло до 30% мирового товарообигу.
Украина занимает благоприятное геополитическое положение в центре Европы и граничит со многими государствами мира, стоя на углу путей между Европой, Азией и Ближним Востоком. Это в первую очередь привлекает внимание к возможности создания аналогичных зон и в Украини.
Согласно документам международной конвенции по улучшению и гармонизации таможенных процедур, под свободной экономической зоной следует понимать часть территории страны, где товары рассматриваются как объекты за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подлежат привычном таможенному контролю и налогообложению. Иначе говоря, это часть территории страны, где применяется специфическая для нее система льгот и стимулов, которые не используются в других регионах краини.
Следует определить следующие характерные черты, присущие исключительно свободным экономическим зонам:
применение различных видов льгот и стимулов, а именно:
внешнеторговых, когда снижаются или вовсе отменяются экспортно-импортные пошлины, упрощается порядок осуществления внешнеторговых операций;
налогового стимулирования конкретных видов деятельности. Это целый комплекс мероприятий по изменению базы налогообложения (прибыль, имущество, доход и т.п.), отдельных ее компонентов (расходы на заработную плату, транспортировки, складирования, амортизационные отчисления и др.);
упрощения режимов регистрации предприятий, режимов пребывания иностранных граждан;
субсидийнои деятельности к субъектам свободной зоны как в виде прямых бюджетных средств и государственных кредитов, так и косвенно за счет установления низких цен на арендную плату помещений и земли, коммунальные услуги и прочее;
локальность системы управления позволяет принимать самостоятельные решения в широком спектре экономических и социальных вопросов развития экономической зоны;
свободная экономическая зона пользуется всесторонней поддержкой центральных государственных установ.
Эти факторы позволяют достичь нормы прибыли в среднем в свободных экономических зонах ЗО-35%, а иногда 40%, при этом сроки окупаемости инвестиций в свободных зонах не превышают С-3, 5 рокив.
Определенную специфику в свободной экономической зоне могут иметь акты трудового и социального законодательства, сокращение масштабов государственного влияния на экономические процеси.
В мире существует много разновидностей свободных экономических зон. Общее их количество не уменьшается, а последовательно возрастает. Опыт говорит об однозначной результативность образований и их положительное влияние на развитие отдельных территорий, отраслей и в целом всего хозяйства страны. Они имеют широкое применение в развитых странах, например, свободная немецкая зона - Гамбург, французский - Жако, итальянский - Ливинню, японская - Окинава, около 250 зон свободной торговли США. Развитие свободных экономических зон начался и в странах бывшего социалистического лагеря, причем наибольший опыт в этом должны Венгрия и Китай.
Целесообразность создания свободных экономических зон была продекларирована Верховной Радой в октябре 1992 г. в законе «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». Это дало толчок к ускорению работы по формированию такого типа образований в нашей краини.
Можно дать характеристику основным целям создания свободных экономических зон:
активизация внешней торговли;
стимулирование притока иностранных инвестиций;
использования зоны для углубления связи между внутренней экономикой и мировым рынком;
привлечения и свободный обмен достижениями в области науки и техники;
ускорение роста определенных экономических регионов;
эффективное использование местных трудовых, производственных и сырьевых ресурсов;
достижения новой инновационной качества экономики, расширение экспортной базы и развитие импортозаминяючих товаров;
формирование определенных структур, позволяющих ускорить темпы рыночных перетворень.
Однако в целом главной задачей создание свободных экономических зон следует считать активизацию внешнеэкономического сотрудничества и развитие интеграционных процессов в период перехода к открытой и конкурентоспособной экономики на мировом ринку.
Исходя из задач формирования той или иной зоны, необходимо учитывать основные требования к ее размещению. Она должна иметь благоприятное географическое положение относительно внешнего и внутреннего рынков. Важным должно быть развитие транспортных коммуникаций: автомобильные дороги, железнодорожный транспорт, авиационное сообщение, водный транспорт и современное хозяйство. Определяющим является развитие производственного потенциала, разветвленная производственной и социальной инфраструктуры. Для большинства зон определяющим становится природно-ресурсный потенциал.
Важной особенностью современных процессов интеграционной деятельности достаточно жесткая конкурентная борьба за привлечение капитала. Собственно путем использования льготного экономического режима на ограниченной территории и возникает возможность получить преимущества в этой боротьби.
В мировой практике существуют различные подходы к организации свободных экономических зон. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную зону, так как она имеет черты многих зон. Поэтому разделение зон на определенные типы носит условный характер, но позволяет разграничить по основным признакам одну от другой (рис. 11.1).
Наиболее распространенный принцип типизации свободных экономических зон - в соответствии с географического распределения относительно государственных границ. Они могут быть: внутренние - расположены в любом регионе страны и не обязательно у границы с другим государством, и внешние - расположены непосредственно у государственного кордону.
Различают зоны интеграционного и анклавного типа. Первые предусматривают принцип тесных горизонтальных взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности не только внутри, но и за пределами зоны. Зона анклавного типа функционирует в ограниченном пространстве. Она касается внешнеэкономических отношений, но не предусматривает связей с принимающей стороной и создается с целью притока иностранной валюты и не тесных связей с экономикой принимающей краини.
Размер территории локализации зоны зависит от типа целей и базовых условий их создания. Это обусловлено объективной неоднородностью разных регионов с точки зрения возможностей и подготовленностью к участию во внешнеэкономической дияльности.
Главным считается разделение свободных экономических зон по принципу функциональной направленности их дияльности.
Зоны свободной торговли направленные на активизацию внешней торговли путем предоставления налоговых льгот, услуг по хранению и перемещению товаров, арендных услуг, выставочной деятельности. За это получаемые валютные поступления. Традиционно они создаются на ограниченном пространстве 3-5 кв. км, имеют свои таможенные границы, внутри которых предоставляются таможенные льготы. Основные регионы размещения территории имеют необходимую транспортно-складскую инфраструктуру и связанные с системами международных коммуникаций (железнодорожные узлы, аэропорты, морские и речные порты и прочее). С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как объекты за пределами государственной границы и практически не имеют горизонтальных связей с территорией принимающей страны. На этой территории товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты пошлины. Например, магазины «Duty free shop», расположенные на территории портов, таможенных пунктов, аэропортов и т.д., действуют экстерриториально (за пределами границ принимающей страны) и осуществляют беспошлинную розничную торговлю. В настоящее время в мире насчитывается более 600 свободных портов и 4 тыс. зон свободной торгивли.
Разновидностью зон свободной торговли можно считать специальные таможенные зоны. Они представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны иногда называют свободными таможенными территориями. Они освобождаются от пошлины на ввоз и вывоз товаров и имеют место во многих странах свиту.
К зонам свободной торговли можно отнести зоны приграничной беспошлинной торговли. Они предусматривают активизацию товарообменных операций на уровне местных товаропроизводителей. Основой для этого должно быть соглашение о создании зоны беспошлинных торгов, т.е. создание общего рынка на локальном уровне. Положительно опыт создания Общего рынка между европейскими странами, зона пограничной беспошлинной торговли между США и Канадою.
В целом зоны свободной торговли получили широкое распространение в мире. Это обусловлено простым механизмом их создания и функционирования, существует достаточный опыт их формирования. С экономической точки зрения они отличаются незначительным объемом первоначальных инвестиций, высокой эффективностью, коротким сроком окупаемости затрат, рациональным использованием преимуществ экономико-географического розмищення.
На современном этапе развития мировой экономики широкое распространение получила такая более совершенная форма свободной торговли, как промышленно-торговая зона. В современный период их количество в мире достигает около 350 единиц. Они представляют собой территорию с льготным режимом преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Эти зоны характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории. Как правило, они расположены около международных портов, в которых оборудование, компоненты к составлению и материалы поставляются без таможенного контроля. Импортная продукция в торгово-промышленной зоне испытывает промышленной переработки, а затем экспортируется без вмешательства таможенных органов принимающей стороны. Пошлина не уплачивается, за исключением, когда продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей сторони.
На первом этапе эти зоны существуют не только как складские, перевалочные, но они осуществляют доработку грузов, комплектование, сборка узлов и готовых изделий. На более высоком уровне развития создаются предприятия по экспорту или импорту продукции. Формирование торгово-промышленных зон позволяет повысить доходность зоны за счет создания дополнительной стоимости, широко использовать местное сырье, рабочую силу, инфраструктуру региона, а по договоренности расширять внешнеэкономические горизонтальные связи с товаропроизводителями за пределами зони.
Специфические условия зоны позволяют привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы, сформировать производственные мощности с высоким уровнем концентрации легкой, электронной, пищевой, машиностроительной промышленности. Характерной чертой является размещение крупносерийного и трудоемкого производства с ориентацией на экспорт. В дальнейшем производственный потенциал зоны может работать и на нужды принимающей территории, интегрируя производство совместных интересив.
Торгово-промышленные зоны характерны для развивающихся стран, осуществляющих стратегию от импортно-заменяющего типа индустриализации в экспортно-ориентированного. Положительный эффект всего достигается в новых индустриальных странах. Зоны такого типа создаются с ориентацией на внешний рынок с целью получения валютных коштив.
К важному типу интеграции в рамках свободных экономических зон следует отнести зоны технико-экономического развития. Иногда их называют технологическими парками, технополисами, научно-техническими зонами. Сущность их создания заключается в ориентации на сочетание научного и производственного потенциала, создания действенного механизма стимулирования научно-технического прогресса на базе международного спивробитництва.
Зоны технико-экономического развития формируются как эталоны для национальной экономики по уровню организации эффективного и высокотехнологичного производства. На предприятиях этих зон широко используются современные методы управления производством, разрабатываются передовые промышленные технологии, методы организации маркетинговой дияльности.
Важнейшей задачей организации технико-экономических зон развития является создание необходимых благоприятных условий для осуществления фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, изготовление и проведение испытаний опытных образцов. Большинство зон ориентировано на наукоемкое производство, высокие технологии. Для современного развития нашей науки важным направлением деятельности является коммерциализация научной деятельности, которая может достигаться путем организации соответствующих производителей на базе отечественных научных достижений, а также международной торговли лицензиями, патентами. Характерной особенностью этих зон наряду с формированием эффективной научно-производственной и социально-бытовой структуры является создание специальной системы финансово-кредитного и страхового обслуговування.
Принимающая сторона, должна иметь высококвалифицированные научные кадры, использование которых позволило бы привлекать иностранные инвестиции и довести инфраструктуру зоны до современных стандартов в оборудовании, лабораторной базе, обеспечении материалами и необходимой информационной базой. Кроме того, нужно создать необходимый инвестиционный климат зоны технико-экономического развития, связанный с освобождением от пошлин компонентов сырья, полуфабрикатов, оборудования, необходимых для осуществления научно-исследовательской и производственной дияльности.
Экономические льготы имеют определяющее значение для эффективного функционирования зоны и достижения конечной цели ее создания. Кроме таможенных льгот, они предусматривают особый режим кредитования, финансирования, страхования научно-исследовательских и конструкторских работ, определенных льгот налогообложения по срокам и величине ставок ускоренной амортизации наукоемкого обладнання.
Создание зон технического развития не предполагает больших территорий. Они могут быть локализованы на небольшой территории, которая имеет достаточный промышленный и научный потенциал, необходимую инфраструктуру. Последнее очень важно, так как позволяет предотвратить расходы значительных финансовых средств. Поэтому субъектами таких зон может быть значительное количество существующих учреждений и предприятий: академические и отраслевые институты, ведущие предприятия, научно-технические комплексы, венчурные и страховые фирмы, банки. Общая концентрация усилий на определенных конкретных объектах позволит обеспечить достижение установленных цилей.
В США такие зоны называют «технопарками», в Японии - технополисами, в других странах - бизнес-инвестиционными направлениями и «инкубаторами». Они ориентированы на развитие новейшей и высокой технологии. В них концентрируются значительный кадровый и инженерный потенциал по разработке текущих и перспективных научных проблем, новых видов продукции и материалив.
Известная в мире и крупнейшая в США «Селикон-Вэлли» производит 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США насчитывается почти 80 подобных зон, в Японии создано около нескольких десятков технологий на базе ведущих научных подразделений, в Китае зарегистрировано почти 80 зон развития техники и технологии.
Важной формой свободных экономических зон следует считать туристические зоны. Понятно, что эти зоны создаются в регионах с богатыми природными и рекреационными ресурсами, в центрах имеют объекты большой исторической и культурной ценности. Это становится базой для содействия развитию внешнеэкономических связей в сфере рекреационно-туристических услуг и использования потенциала определенных територий.
Для их формирования и функционирования создаются благоприятные условия иностранным инвестициям в сфере услуг, упрощение режима пребывания иностранных граждан, предоставление льготных услуг в кредитовании, налогообложении и ряде других средств в пределах функционирования туристической зони.
Создание такого типа зон ставит целью максимально повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала, повысить прибыльность эксплуатации, увеличить поток поступлений в иностранной валюте. Кроме того, создание зоны способствует развитию и расширению номенклатуры услуг, социально-экономическом развитии территории, созданию дополнительных рабочих мисць.
В современной экономике широкое распространение получил такой вид экономических зон, как банковско-страховые зоны. Банковско-страховые зоны иногда называют оффшорными зонами, или центрами. Они привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулювання.
Промышленные, торговые и банковские компании в этой зоне или вовсе не облагаются или облагаются незначительным па-ушальним налогом.
РАЗДЕЛ. 11. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 11.2. направления развития свободных экономических зон в Украине