11.2. направления развития свободных экономических зон в Украине

В Украине проблема создания и функционирования свободных экономических зон приобретает все большую актуальность. В последние годы Правительство нашей страны уделял большое внимание процессам формирования этих зон и, в первую очередь, разработке необходимой нормативной базы по содействию их функционированию. Необходимо рассмотреть существующую нормативную базу и опыт их деятельности за последние годы, что даст возможность сделать некоторые выводы по совершенствованию их деятельности в майбутньому.
Согласно статье 92 Конституции Украины, порядок создания и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический режим, отличный от общего, устанавливается исключительно законами Украини.
Законом Украины от 13.10.92 «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» определены правовые и экономические основы статуса свободных зон на территории Украины, порядок создания, ликвидации и механизм их функционирования. По правовой концепцией, образование свободных экономических зон определено одним из инструментов государственной политики по достижению открытости экономики Украины внешнему миру, стимулирования международного экономического сотрудничества на базе привлечения иностранных инвестиций.
Несмотря на значительные сдвиги, которые произошли в экономически правовом поле с момента принятия этого Закона, поправки к нему не вносились. А базовый закон о создании и деятельности территорий приоритетного развития в действующем законодательстве видсутний.
Сейчас вопрос функционирования специальных экономических зон и введения специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Украине урегулированы более 100 различными законодательными и нормативными актами.
Наряду с отдельными региональными законами о специальных экономических зонах, начиная с 1999 года в Украине принимаются законодательные акты относительно внедрения специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков. Территории приоритетного развития считается территория в пределах города, района, на которой сложились неблагоприятные социально-экономические условия и с целью создания новых рабочих мест вводится специальный инвестиционный режим в приоритетных видах экономической дияльности.
Законодательством о специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков созданы, например, «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Киевская политехника», «Институт электросварки им. Е.А. Патона »(г. Киев),« Институт монокристаллов »(г. Харьков) и другие. В Украину технологическими парками являются юридические лица или объединения, действующие на основании договора о совместной деятельности юридических лиц, главной целью которых усилия по выполнению инвестиционных и инновационных проектов, производственного внедрения наукоемких разработок, высоких технологий и продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. Для субъектов технологических парков приоритетные направления деятельности определяются и утверждаются Президиумом Национальной академии наук Украины совместно с Министерством образования и науки.
Специальный режим инвестиционной деятельности предусматривает предоставление налоговых и таможенных льгот субъектам технологических парков и субъектам предпринимательской деятельности, зарегистрированным на территории приоритетного развития в пределах их хозяйствования, который связан с реализацией инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической дияльности.
Указом Президента Украины в 1995 году первой в Украине было создано Северо-крымскую экспериментальную экономическую зону «Сиваш» сроком на пять лет в порядке проведения локального экономического експерименту.
В течение 1998-1999 годов на территории Украины создано пять свободных экономических зон: «Азов», «Донецк», «Курортопо-лес Трускавец», «Славутич», «Яворов», в 2000 году создан свободные экономические зоны «Рени», «Порто-франко», «Закарпатье», «Ин-терпорт Ковель», «Порт Крым». Перечень существующих экономических зон приведен в табл. 11.1.
Созданы свободные экономические зоны имеют преимущественно комплексно-производственный характер (исключением является «Курортополис Трускавец» как зона туристско-рекреационного направления). В отдельных зонах определены их внешнеэкономическую ориентацию - «Азов», «Порт Крым», «Рени». По сроку действия специальные экономические зоны созданы на 20-30 лет, а зоны «Донецк» и «Азов» - на 60 рокив.
Территории приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности создан в Автономной республике Крым, Волынской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Сумской, Луганской, Харьковской и Черниговской областях. Специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития установлен сроком на ЗО лет, кроме Закарпатской области, где такой режим будет действовать 15 рокив.
Таким образом, в Украине создана двенадцать свободных экономических зон, введен специальный режим инвестиционной и инновационной деятельности восьми технологических парков, на территориях восьми областей и Автономной республики Крым - специальный режим инвестиционной дияльности.
На период до 2010 года Кабинетом министров Украины принято специальную программу, где определены мероприятия по созданию и направлений функционирования специальных (свободных) зон. По прогнозу функционирования свободных экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности позволит к 2010 году:
обеспечить работу 391,0 тыс. человек;
увеличить объем производства продукции на сумму до 29 млрд. грн.;
дополнительно инвестировать более 17,1 млрд. дол. США. Предусмотренных результатов планируется достичь за счет создания специальных мер организационного и экономического характера, связанных со специальным таможенным режимом, режимом налогообложения субъектов свободных экономических зон, специальным режимом инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития, льгот по сборам в государственные льготные фонди.
Конкретное содержание каждого из этих мероприятий состоит в таких особенностях:
специальный таможенный режим в свободных экономических зонах «Азов», «Донецк», «Закарпатье», «Интерпорт Ковель», «Николаев», «Порт Крым», «Порто-франко», «Яворов», «Рени», сущность которого заключается в следующем:
вывоз с территории зоны товаров и других предметов, использование их в пределах зоны не подлежит оплачивания налога на добавленную стоимость;
в случае вывоза товаров и других предметов с таможенной территории Украины на территорию свободной экономической зоны вывезено пошлина не взимается, а налог на добавленную стоимость взимается по нулевой ставке;
для свободных экономических зон «Закарпатье», «Явор», «Интерпорт Ковель», «Порт Крым», «Николаев», «Порто-франко», «Рени» импорт товаров для нужд собственного производства, ввезенных на территорию зоны субъектами предпринимательской деятельности, и экспорт товаров, полностью произведенных или обработанных в этой зоне, как правило, не подлежит лицензированию и квотированию, если иное не предусмотрено международными договорами Украины;
в свободных экономических зонах «Яворов», «Славутич», «Курортополис Трускавец», «Николаев», «Сиваш» сроком на 5 лет освобождается от уплаты ввозной пошлины и обложения налогом на добавленную стоимость операции с ввозом для нужд собственного производства сырья материалов, оборудования и комплектующих к ним;
специальный режим налогообложения свободных экономических зон «Азов», «Донецк», «Закарпатье», «Интерпорт Ковель», «Рени» предусматривает налогообложение прибыли по ставке 20 процентов к объекту налогообложения, при этом свободные экономические зоны «Славутич», «Курортополис Трускавец »,« Порт Крым »,« Николаев »,« Порто-франко »на три года освобождаются от налогообложения прибыли субъектов хозяйствования, полученной от реализации инвестиционных проектов, а прибыль, полученная с четвертого по шестой год реализации инвестиционных проектов, облагается налогом по ставке 50 процентов от действующей ставки налогообложения;
специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития предусматривает:
освобождение от обложения ввозной пошлиной при ввозе на таможенную территорию Украины, но не более чем на 5 лет, сырья, материалов, перечень которых определяется Кабинетом министров Украины. Освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость оборудования, комплектующие к нему с целью их использования для реализации инвестиционных проектов на период до ввода объекта инвестирования в эксплуатацию;
освобождение на 3 года от налогообложения прибыли, полученной вновь созданными предприятиями от реализации инвестиционных проектов, а также действующими предприятиями, на которых проведена реконструкция, реструктуризации, перепрофилирования или модернизации в части, полученной от освоения инвестиций;
льготы на уплату налога на прибыль не распространяются на часть прибыли, полученной субъектом предпринимательской деятельности от освоения инвестиций за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе за счет Государственного инновационного фонда;
в валовую прибыль предприятий с целью налогообложения, как правило, не включаются суммы инвестиций, полученные от реализации инвестиционного проекта в виде финансовых средств, материальных ценностей, нематериальных активов;
в случае, когда в течение определенного периода происходит частичное или полное отчуждение указанной инвестиции, субъект предпринимательской деятельности, который получал инвестиции, в этом случае обязан уплатить налог на прибыль, полученную в отчетном периоде
особенности налогообложения технологических парков распространяются на 5 лет с момента регистрации объекта. В период выполнения каждого инвестиционного и инновационного проекта они заключаются в следующем:
суммы налога на добавленную стоимость в операциях по продаже товаров (работ, оказания услуг), связанных с выполнением инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным направлениям деятельности технологических парков, и суммы налога на прибыль, полученного от выполнения указанных проектов, технологические парки, их участники , дочерние и совместные предприятия не перечисляют в бюджет, а зачисляют на специальные счета и используют указанные суммы исключительно на научную и научно-техническую деятельность, развитие собственных научно-технологических и опытно-экспериментальных баз. Порядок зачисления сумм налогов на специальный счет и их использования устанавливается Кабинетом министров Украины;
технологические парки, их участники и дочерние предприятия освобождаются от уплаты сбора в Государственный инновационный фонд;
технологические парки, их участники обеспечивают ведение отдельного бухгалтерского учета операций, связанных с выполнением инвестиционных и инновационных проектив.
Перечень свободных экономических зон и приоритетных видов экономической деятельности на территориях со специальным режимом инвестициннои деятельности охватывают производство продукции практически всех отраслей економики.
Среди предприятий, на которых начали реализовывать инвестиционные проекты, в специальных экономических зонах, самые такие:
ЗАО «Красноперекопский содовый завод» (Автономная Республика Крым) - реконструкция и стабилизация существующего содового производства (общий объем инвестиций ЗО млн дол. США)
ЗАО «Концерн Стирол» (Донецкая область) - 12 инвестиционных проектов в химической промышленности (общий объем инвестиций 127,2 млн. дол. США)
ЗАО «ЛВГ-Пластикс» (Донецкая область) - строительство комплекса по выпуску полимерных материалов (общий объем инвестиций 39,8 млн. дол. США)
ООО «Телеком-Украина» (Донецкая область) - строительство новой телефонной сети (общий объем инвестиций 25,4 млн. дол. США)
ООО «Истил - ДМЗ» (Донецкая область) - строительство металлургического комплекса (общий объем инвестиций 35,8 млн. дол. США)
ООО «Комбинат Каргилл» (Донецкая область) - строительство завода по изготовлению масла (общий объем инвестиций 40 млн. дол. США)
«Компания Линь-Минь» (Львовская область) - строительство завода по производству продуктов питания (объем инвестиций 12,5 млн. дол. США).
Основными направлениями направления инвестиций, предусмотренными проектами, стали такие отрасли промышленности, как химическая - 17%, пищевая, транспорт и связь -12%, металлургическая - 9%. Отраслевую структуру инвестиций приведены на рис. 11.2.
На современном этапе деятельности свободных экономических зон высказываются различные мнения относительно целесообразности их создания. Мировой опыт и недолгая практика их формирования и работы в Украине указывают на перспективность этой формы интеграционной деятельности. Однако безусловно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с другими государствами может осуществляться при внедрении определенных обязательных умов.
Следует понять, что реальный эффект может быть получен лишь в перспективе при возможности и готовности государственных органов направить значительные средства для формирования инфраструктуры свободных экономических зон.
На современном этапе необходимым является разработка и принятие соответствующей законодательно-нормативной базы, которая регулировала бы процесс создания и функционирования свободных экономических зон и не менялась через короткие периоды времени. Действующая нормативно-правовая база по деятельности экономических зон и территорий приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности является несовершенной и не обеспечивает реального стимулирования иностранных инвесторов.
11.1. понятие и типология свободных экономических зон Глава 12. НАПРАВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СТРУКТУР