12.1. направления развития интеграционной деятельности на микроэкономическом уровне

Формируя собственную интеграционную политику, Украина должна определиться с соответствующими средне-и долгосрочными приоритетами, исходя из современных условий эффективного функционирования национальной економики.
В практике деятельности национальных предприятий широкого распространения приобретает горизонтальная и вертикальная интеграция, основываясь на различных формах объединений: ассоциации, корпорации, промышленно-финансовые объединения, совместные предприятия, свободные экономические зони.
На микроэкономическом уровне необходимо дальнейшее расширение такой простейшей формы объединения предприятий, как ассоциация. Широкое распространение в Украине имеют разного рода ассоциации по обеспечению предприятий рыночной информацией, поиска новых рынков сбыта готовой продукции, содействию экспорта, юридические консультации, кредитные ассоциации и прочее. Это в значительной степени способствует повышению эффективной деятельности предприятий-участников ассоциаций, налаживанию хозяйственных связей и повышению эффективности производства. Ассоциация становится предпосылкой создания тесного взаимодействия между ее участниками и дальнейшего перехода к созданию сложных хозяйственных объединений.
Однако развитие такой формы интеграции в Украине далеко не исчерпан. Мировой опыт показывает эффективность этой формы в ускорении реализации достижений научно-технического прогресса. Торможение процесса внедрения научных достижений в Украине в значительной степени связано с низким уровнем или отсутствием интеграционных форм взаимодействия науки и виробництва.
В последние годы в мировой экономике распространяется форма научно-исследовательской ассоциации. С начала 30-х годов началось интенсивное создание научно-исследовательских ассоциаций промышленных компаний в наиболее передовых в научном отношении отраслях: производство информационной техники, робототехника, биотехнология, разработка новых видов материалив.
Положив в основу своей деятельности исследования, такие ассоциации непосредственно влияют на конкурентоспособность компаний, входящих в их состав. Основным результатом НИОКР, осуществляемых в рамках ассоциации, становятся изменения в научно-исследовательской стратегии корпорации, связанные с развитием качественных характеристик научно-технического прогресу.
Наиболее существенные изменения в этом процессе заключается в увеличении стоимости и распространении результатов научно-технических исследований, применении конкуренции на внутреннем и мировом рынках в результате внедрения научно-технических новшеств, повышение требований к профессиональному уровню кадров. Важной предпосылкой изменения характера исследований и разработок, осуществляемых, является ужесточение требований к определению загальностратегичних направлений развития научно-технического прогресса в той или иной области. При решении этой задачи предприятия уже не в состоянии основываться на собственной оценке. Возникает необходимость разработки общей позиции по этой проблеме среди заинтересованных компаний.
Несмотря на то, что основные магистральные направления развития научно-технического прогресса прослеживаются четко, на микроуровне не всегда очевидно, какие конкретно научно-технические идеи обеспечивающих появление коммерчески перспективных продуктов и технологий. Это приводит к тому, что самостоятельная разработка предприятиями тех или иных научно-технических новшеств становится коммерчески нецелесообразным вследствие значительного риска вероятности получения достойных результатов, которые адекватны затратам осуществленных исследований. В этих условиях предприятия стараются получать апробированную технологию с внешних по отношению к ним источников. Этим целям в значительной степени соответствуют исследования, сделанные в рамках асоциации.
Таким образом, в рамках исследовательской ассоциации идет процесс выявления перспективных направлений научно-исследовательского развития отрасли, осуществляются только начальные этапы научной деятельности, необходимые для создания новой продукции или технологии, которой предприятия занимаются более подробно в своих лабораториях.
Полезным для Украины может стать использование опыта по созданию такого типа ассоциации, как совместные исследовательские консорциумы промышленных компаний. Они создаются частными компаниями по инициативе, а иногда и при участии государственных органов с целью решения научно-исследовательских задач, имеющих общий интерес для компании и правительства. Эта форма объединения создается, когда научные и финансовые риски исследовательской программы достаточно значительны, чтобы их могло взять на себя одно предприятие. В то же время реализация этой программы имеет большое значение для экономического развития страны, но конкретные коммерческие результаты недостаточно определены. Наиболее распространенные ассоциации такого типа в США, Японии. Например, крупная ассоциация типа консорциума в США была создана в ответ на совместную разработку фирмами Японии технологии производства компьютера нового поколения. В нее вошли 13 крупных производителей электронной вычислительной техники, сформировали исследовательскую ассоциацию микроэлектронной и компьютерной техники.
Интересно, что при организации этого объединения фирмы-участники предоставили в распоряжение ассоциации часть своего оборудования и отправили в ее штата на срок до 4 лет своих ведущих сотрудников. После завершения исследовательских программ или их отдельных этапов они вернулись на свое постоянное место работы и занялись внедрением созданных новостей в виробництви.
Бюджет ассоциации формируется за счет взносов фирм-участников в обмен на право использования полученных результатов. Полученные в ходе исследований по этим программам результаты и патенты принадлежат ассоциации, а фирмы-участницы имеют исключительное право на получение лицензии в течение 3 лет. После этого ассоциация может свободно реализовывать лицензии.
Согласно оценке американских специалистов, подобная форма интеграции усилий в области вычислительной техники позволяет компаниям достичь за 1,5 года таких результатов, которых при старой технологии организации в 6 раз большее количество специалистов могла бы достичь лишь через 6-7 лет роботи.
Большие проблемы дальнейшего развития интеграционной деятельности в Украине связаны с сочетанием промышленного и финансового потенциала предприятий различных отраслей. Выше были рассмотрены вопросы деятельности промышленно-финансовых групп, холдингов, концернов, корпораций, предпосылок их создания и экономической целесообразности их функционирования с учетом определенного опыта и направлений совершенствования дальнейшего их розвитку.
На современном этапе развития Украины относительно качественно новой и не до конца решенной проблемой становится интеграция промышленного и сельского производства - создание аграрно-промышленных объединений нового поколиння.
После расформирования совхозов, колхозов, создание большого количества самостоятельных производителей обострилась проблема поиска новых форм объединения предприятий. Создание агропромышленных объединений в новых рыночных условиях обусловлено историко-политическими условиями, сложившимися и в которых находился аграрно-промышленный сектор. Фактически в Украине сельскохозяйственная продукция преимущественно перерабатывалась на крупных государственных предприятиях, мощности которых было сосредоточено в районных центрах, географически удаленных от производителей сырья. Совхозы и колхозы в большинстве не имели своих перерабатывающих предприятий: колбасных цехов, консервных заводов, мельниц, мощностей по переработке молока и других сельхозпродуктов. Это привело к тому, что в современных условиях транспортировки сырья на переработку крупным предприятиям, значительно удаленным от товаропроизводителей, стало убыточным. Ценовая политика государства и монопольное отношение перерабатывающих предприятий к поставщикам сырья привели значительное сокращение производства продукции сельского хозяйства: овощей, фруктов, продуктов животноводства. Например, в результате такого отношения к товаропроизводителям поголовье крупного рогатого скота в Украине сократилось за последние годы почти в 3 раза. Слабая материально-техническая база, неопределенность в аграрно-промышленной политике, отсутствие со стороны государства мер по поддержке отечественного товаропроизводителя привело к значительным негативным последствиям. Не секрет, что большинство развитых стран Европы и Америки дают дотации на развитие агропромышленного комплекса как наиболее рискованной и материалоемкой сфере хозяйственной дияльности.
Отсутствие необходимой организационной и экономической поддержки агропромышленного комплекса Украины вызвала резкое снижение производства и подорожание продуктов питания. Большинство экономистов высказывает мнение, что реальный аспект решения этой проблемы заключается в создании целостных, интегрированных организационно-хозяйственных формирований районного или международного масштаба. Одновременно сельскохозяйственное производство тяготеет к перерабатывающих предприятий, а предприятия заинтересованы в развитии местной сырьевой базы. Поэтому агропромышленные комплексы ориентированы на максимальное и комплексное использование имеющегося на территории района ресурсного и биоклиматического потенциала, что вызывает необходимость рассматривать их локальную эффективности в районной агропромышленной системы в цилому.
Следует отметить, что несмотря на все недостатки, которые имели место в организации и управлении агропромышленным комплексом и его отдельными звеньями в условиях прежней планово-административной экономической системы, в АПК было достигнуто достаточно тесной производственной интеграции и экономического взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, сервисных организаций и служб с торговлей собственной продукцией, переориентацией производства в зависимости от спроса на продовольственную продукцию, товары конечного споживання.
Большинство экономистов считает, что агропромышленном объединению по содержанию деятельности присущ такой тип интеграции, как концерн. Это объясняется тем, что он может включать в совместную деятельность различные формирования по созданию необходимой сырьевой базы и мощностей по переработке, технического обслуживания своих подразделений, торговые комплексы, производственную и социальную инфраструктуру, включать в свой состав подразделения различных форм собственности, а также других территорий - даже совместные предприятия с иностранными партнерами.
Мотивацией формированию такой структуры может быть объединение усилий в финансово-кредитной деятельности, содействие внедрению научно-технических разработок, новых технологий в сельском хозяйстве и промышленности, осуществления внешнеэкономической, маркетинговой и другой дияльности.
Рассмотренные в этом разделе и выше интеграционные структуры имеют широкое применение в экономике Украины в современном периоде. Однако исторические условия развития нашей страны глубоко связаны с деятельностью народнохозяйственного комплекса бывшего Советского Союза. Объективно сохраняются и должны храниться определенные хозяйственные связи в производстве и потреблении общей готовой продукции. На микроэкономическом уровне этому должны способствовать процессы транснационализации с учетом уровня эффективной оптимизации и кооперации в научно-технических и производственных сферах различных отраслей экономики. На макроэкономическом уровне целесообразно, чтобы Украина все полнее входила в межгосударственных координирующих структур СНГ при хранении статуса ассоциированного члена. Наиболее актуальным является создание режима свободного движения товаров, а также формирование эффективной международной расчетной системы. Без налаживания такого типа интеграционных связей Украина может потерять традиционно внешние рынки в странах СНГ в условиях, когда она не готова к активным действиям на других рынках (низкая конкурентоспособность украинских товаров, насыщенность международных рынков, их закрытый характер и т.п.). Существует реальная угроза для Украины потерять ключевые элементы своего экспортного потенциала вследствие разрыва не только потенциалов научно-технических и производственных связей. Необоснованная экономическая политика может привести к тому, что Украина может стать «белым пятном» в середине Европы как для стран СНГ, так и стран дальнего зарубежья.
Глава 12. НАПРАВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СТРУКТУР 12.2. интеграция Украины в современную свитогосподарску систему