12.2. интеграция Украины в современную свитогосподарску систему
Непосредственное и активное участие Украины в современных интеграционных процессах объективно обусловлена преимуществами международного разделения труда, а также потребностью преодолеть искусственную отделенность нашего государства от мирового хозяйства. Это обусловлено односторонним развитием в пределах прежних высоко-специализированных СССР и СЭВ, деформированностью внешнеэкономической политики и механизма внешнеэкономической деятельности, незавершенностью товарно-денежных отношений и национальных рынков товаров, услуг, труда и капиталу.Несмотря на замечания некоторых политиков, интеграционным приоритетом Украины можно считать укрепление экономических связей со странами СНГ и в первую очередь с Россией. Предпосылкой этого есть объективные общие экономические интересы. Износ оборудования как в Украине, так и в России весьма значителен. Так, в отечественной черной металлургии он составляет около 64%, в химической и нефтехимической промышленности - 73%, в энергетике - ЗО%, оборудование уже эксплуатируется почти 40 лет. Аналогичная ситуация в Росии.
Кроме того, с 1990 года энергоемкость украинского ВНП выросла с 1,39 кг условного топлива на один рубль продукции до 1,96 кг. В частности, на изготовление 1 тонны проката топливно-энергетических ресурсов расходуется в 1,6-1,9 раз больше, чем во Франции, Италии, Германии. Итак, есть веские причины для реализации общей для России и Украины деятельности по созданию и применение нового оборудования в металлургии и других отраслях промисловости.
Потребность в изменении и модернизации оборудования, часть которого изготовлена на украинских и российских заводах, одинаково важна и для Украины, и для России. Современное оборудование развитых стран одинаково дорого как для украинской, так и для российских пидприемств.
После согласования перечня необходимого к применению и реконструкции оборудования возможно сделать взаемопоставку на клиринговой основе или за счет долгов за газ и нефть. Это позволило не только сделать замену оборудования, но и загрузить мощности многих машиностроительных предприятий. В то же время без конкретного решения идеи интеграции в производстве этой продукции проблема не будет виришено.
Одновременно существует заинтересованность в решении проблемы снижения себестоимости за счет внедрения нового оборудования, что позволит повысить конкурентоспособность готовой продукции. Интерес может вызвать объединение усилий в снижении себестоимости совместного изготовления продукции, что позволит согласовать экспортную цену товара, объем поставок, номенклатуры. Поэтому при падении цены на продукцию на внешних рынках возможно не только сохранить объемы экспорта, но и его наращивать за счет увеличения поставок и расширения асортименту.
Уровень экономической интеграции России и Украины является достаточно высоким. Достаточно сказать, что Украина на 90% зависит от поставок российских энергоносителей. Время Россия заинтересована в экспорте через Украину нефти и газа в Европу. Благодаря соседству с Россией и контроля системы магистральных трубопроводов и других транспортных коммуникаций (автомагистрали, порты) Украина решает две важные экономические задачи - энергетическое и частичное покрытие дефицита внешнеэкономического баланса за счет торговли транспортными услугами, около 70% которых оплачивается Росиею.
В структуре украинского импорта почти 50% составляет российская продукция, на Россию приходится более 40% украинского экспорта. Около 50% предприятий атомной промышленности России обеспечивает функционирование промышленной энергетики Украины, а 60% предприятий украинского промышленности находится в кооперированных связях с российскими. Географическая близость, культура традиции, общая история, а также оставленные в наследство от Советского Союза технологические связи предприятий двух стран определяют необходимость совместных действий по развитию двусторонних связей в развитии спивробитництва.
Согласно Договору «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной» определяется необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства, согласования экономической политики. При этом началом интеграции является реализация идеи о предоставлении друг другу прав на собственность связанных предприятий и создания транснациональных компаний.
Процессы транснационализации учитывают уровень эффективности специализации и кооперации в научно-технических и производственных сферах отраслей экономики. По расчетам экономистов, более тесное экономическое сотрудничество Украины и России позволит привлечь из России почти 3 млрд дол. прямых финансовых вкладень.
Опыт десятилетия показывает, что проблемы углубления интеграции между двумя странами не преодолен. На практике заключены соглашения или просто игнорировались, или подлежали существенному перегруппировке, что сводило на нет их первичную суть. Перспективным путем в решении проблем интеграции между двумя странами является осознание своих внутренних и внешних приоритетов, способных обеспечить согласование украинских и российских геополитических интересов. По мнению украинского экономиста В. Коломейцева, для перспективы на ближайшие 10-15 лет доминирующими для Украины будут экономические отношения на новых принципах равноправия со странами СНГ, восточными и юго-восточными странами, а также странами Балтии).
Оценивая эффективность процессов каждой из этих стран, необходимо учитывать следующие аспекты: максимальное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, обеспечение и развитие научно-технического и производственного потенциала, создание конкурентоспособного производства и увеличение объемов экспорта продукции, в том числе в третьи страны. Интеграционная деятельность стран СНГ должна быть согласована по направлениям общей структурной перестройки экономики стран-участников. Стихийность и несогласованность структурной перестройки экономики и перепрофилирования предприятий стран СНГ может привести к необоснованным убытков, нарушение рациональных связей, неэффективного развития хозяйственного комплекса каждой страны с большими инвестиционными потерями. При этом крайне необходимо создание общего экономического пространства с целью свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Развития и координации этого процесса должно способствовать создание международных ассоциаций свободной торговли, таможенного и валютного союзов, создание зон свободной торгивли.
Рациональное развитие интеграционных процессов в СНГ требует формирования новых субъектов финансовых отношений, обоснование критериев соотношения национальных и интернациональных факторов социально-экономического развития, перехода на международные стандарты и мировые цини.
Сейчас Украина находится на начальном этапе интеграционализации отечественной экономики. Украина фактически находится за пределами международных потоков капиталовложений, принимает незначительное участие в экономической деятельности других стран, развитие международных валютных отношений является недостаточным. Поэтому, стратегические ориентиры национального развития должны учитывать реалии современного интеграционного процесса, невозможность самоизоляции от масштабной и динамичной интернационализации. Активизация интеграционных процессов связана с необходимостью определения готовых приоритетов направлений, детерминирующих отечественную экономику в мировую хозяйственную систему.
Одним из главных направлений на современном этапе является участие в международной системе топливно-энергетического комплексу.
В сентябре 1998 года Украина стала одной из основных участников программы ТРАСЕКА, которые способствуют развитию транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия и создают соответствующее правовое оформление международных органов, обеспечивающих институциональную поддержку этой программы. Этот проект эффективно объединил страны к югу от российских границ, запер ее на Европейском союзе. Следует отметить, что по расчетам западных специалистов, потребность ЕС в нефти на 2020 год увеличится на 25%.
Поэтому важной стратегической проблемой для Украины на перспективу является участие в формировании транспортно-коммуникационной инфраструктуры для экономической и эффективной доставки каспийских энергоресурсов как в Украину, так и на европейский ринок.
Деятельность Украины на горизонтальной интеграции позволяет значительно уменьшить зависимость Украины от России. Транспортировка азербайджанской нефти перед территории Украины в объеме 18 - 30 млн. тонн позволил бы получить доход в размере 1 млрд. дол.
Наличие значительных нефтяных ресурсов и высокие темпы разработки месторождений Каспия привлекли внимание таких стран, как США, Великобритания, Франция, Норвегия, превратившее регион в наиболее важный геостратегический центр свиту.
По официальным источникам, в азербайджанском секторе Каспийского моря находится более 112 нефтяных месторождений, запасы которых составляют 10-12 млрд. тонн.
Украина выступила инициатором создания карпатского транспортного границы, который бы объединил транспортные системы и рынки Украины, Словакии, Польши и Венгрии. Между Украиной, Польшей и государствами Балтии было подписано соглашение о создании транспортно-экономического коридора к Балтийскому морю с перспективой транспортировки нефти через Грузию к Балтийскому морю через Украину.
На базе инициирования созданного коридора образовался альянс ГУАМ. Коммюнике о сотрудничестве было подписано главами государств Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины в Страсбурге в октябре 1997 года. В этом документе главы государств декларировали готовность приложения всех усилий для развития экономического и политического сотрудничества и выполнения при необходимости совместных мероприятий, направленных на интеграцию в структуры ЕС.
Создание этого альянса ставит некоторые политические и экономические цели:
объединения усилий и координации деятельности в реализации проектов евроазиатского и транснационального транспортного коридора;
налаживание совместной экономического сотрудничества;
объединение усилий к сотрудничеству со структурами ОБСЕ как применительно к НАТО, так и между собой;
борьба с сепаратизмом и региональными конфликтами.
Наряду с геополитическими соображениями в этом альянсе определяющее место принадлежит возможности Азербайджана получить постоянных потребителей нефти и удобства маршрутов для ее экспорта, а других стран-участников-получить доступ к альтернативным источникам энергоресурсов и стать важным звеном в их транзите.
12.1. направления развития интеграционной деятельности на микроэкономическом уровне |