3.1. Функции и система внутренних цен на предприятии

В основе системы внутрипроизводственных отношений лежат внутренние цены. Они представляют собой условно-расчетные цены, по которым подразделения передают друг другу товары или предоставляют услуги. Никакие реальные платежи при этом не осуществляются.
Внутренние планово-расчетные цены создают основу договорных отношений между предприятием и его подразделениями по материально-техническому снабжению последних и поставки готовой продукции на склад предприятия, а также между самими подразделениями относительно поставок продукции (работ, услуг) за внутрифирменной кооперации.
Внутренняя цена в практике внутреннего обращения выполняет те же функции, что и рыночная цена. Среди этих функций наиболее значимыми являются измеряющая и стимулирующая. Измеряющая функция проявляется через учет издержек производства, стимулирующая - через формирование части прибыли в соответствии со структурой внутренней цены. Основная цель внутренних расчетов достигается в том случае, если уровень внутренних цен обеспечивает наиболее эффективное функционирование существующей системы управления пидприемством.
Установка внутренних цен, особенно в крупных компаниях, - сложное и трудоемкая задача. Поскольку движение средств по ценам является лишь документальным и не создает реальной прибыли для предприятия, создается впечатление, что установление уровня внутренних цен - исключительно учетная операция, которая не влияет на реальные хозяйственные решения. Однако практический опыт показывает, что много времени тратится на формирование и согласование внутренних цин.
Каждое предприятие формирует свою собственную систему внутренних цен. Однако можно выделить два основных фактора, которые влияют на выбор системы внутрифирменного ценообразования: стиль управления высшего руководства и профессиональная ориентация руководства пидприемства.
Стиль управления проявляется в степени его централизации. Когда предприятие как организация имеет централизованную структуру и возможности каждого структурного подразделения по принятию решений ограничены, система внутренних цен формируется сверху. Она едина для всех структурных подразделений предприятия. Впрочем, применение такого принципа имеет одно преимущество - отсутствие многочисленных внутренних переговоров и согласований по установлению внутренних цен.
При децентрализованной структуре управления каждый структурное подразделение функционирует в условиях большей свободы выбора, а затем он имеет возможность выбирать соответствующую систему внутреннего ценообразования. Автономный структурное подразделение, естественно, стремится лучше защитить свои интересы, «сильные» структурные подразделения (например, по составу кадров) в этом случае находятся в лучшем положении, чем «слабые» или новые структурные подразделения. Подразделение, производит конечную продукцию и вынужден платить высокую внутреннюю цену на комплектующие изделия, может оказаться в ситуации, когда не сможет реализовать свою продукцию на рынке из-за ее высокой цены. Как следствие, прибыль, учтенный в внутренней цене, не будет реализован, что приведет к ущербу для предприятия взагали.
Что касается профессиональной ориентации руководства компании, то в зависимости от профессиональной подготовки менеджеров и их практического опыта можно выделить менеджеров, которые более подвержены производства и техники, чем к маркетингу, и наоборот. Все это влияет на выбор системы внутренних цен.
На предприятиях, ориентированных на производство, существует тенденция к ценообразованию на основе издержек производства (внутренняя цена равна издержкам производства плюс прибыль). На предприятиях, ориентированных на рынок, внутренняя цена полуфабрикатов и готовой продукции чаще устанавливается как разница между рыночной ценой и затратами реализации. Именно такую систему применяют ведущие компании мира. Каждая система внутренних цен имеет свои недостатки и преимущества, однако подход, основанный на рыночных ценах, кажется наиболее рискованным. Существует также промежуточный вариант внутреннего ценообразования - использование договорных цин.
Процесс децентрализации крупных западных компаний сопровождался активным внедрением внутрифирменного ценообразования в корпоративный механизм управления. Создание относительно независимых структурных подразделений заставило руководство децентрализованных компаний сформулировать новые подходы к управлению. К началу 80-х годов в США насчитывалось около 1,5 тыс. компаний, а в Великобритании - более 300, которые применяли внутрифирменные цены. Среди наиболее известных компаний, которые используют внутрифирменные цены, можно назвать американские «Дженерал моторс», «Дженерал электрик», «ИБМ»; английский «Плесси»; японские «Тойота», «Мацусита». На основе применения внутренних цен была создана эффективная структура функционирования крупных предприятий, которая обеспечивала согласование экономических интересов каждого отдельного подразделения и предприятия в цилому.
В процессе становления рыночной экономики внутренний механизм отечественных предприятий коренным образом меняется. Прежде всего это проявляется в более широком использовании структурными подразделениями предприятий элементов рыночных отношений. Предметно специализированные структурные подразделения получают относительную экономическую самостоятельность. В своей хозяйственной деятельности они имеют возможность принимать самостоятельные решения, их продукция не передается от подразделения к подразделению, а реализуется. Их доход и оплата труда персонала непосредственно зависят от результатов хозяйственной деятельности (объема выпущенной и реализованной продукции, издержек производства и др..). Таким образом, трансформация внутреннего механизма предприятий непосредственно влияет на изменение роли внутренних цен в их хозяйственной деятельности: внутренние цены становятся одним из важнейших элементов этого механизму.
В условиях расширения экономической самостоятельности структурных подразделений возникает потребность в использовании внутренних цен как экономического элемента управления структурными подразделениями со стороны администрации. Такие цены заменяют целую систему директивных показателей (выпуск продукции в стоимостном измерении, фонд заработной платы и т.д.) и дают возможность управлять хозяйственной деятельностью подразделений предприятия, не используя слишком жесткой регламентации. Посредством целенаправленного формирования уровней цен администрация центрального аппарата управления ставит перед структурными подразделениями ориентиры их хозяйственной деятельности исходя из стратегических задач всего пидприемства.
Структурные подразделения предприятия в условиях относительной экономической самостоятельности получают возможность самостоятельно выполнять заказы сторонних организаций, а также осуществлять совместную деятельность на принципах прямых договорных отношений. В последнем случае внутренние цены формируются без участия администрации предприятия и являются критериями стоимостной оценки работы отдельного подразделения со стороны других подразделений, участвующих в совместном исполнении замовлення.
Внутренние цены формируются с учетом взаимосвязи общезаводских критериев оценки работы критериям, характеризующие работу отдельных подразделений. Через систему внутренних цен определяются ориентиры для работы структурных подразделений и этим косвенно регламентируются все действия подразделений.
3. ВНУТРЕННИЕ ЦЕНЫ И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 3.2. Методы формирования внутренних цен