3.2. Методы формирования внутренних цен

В практике внутрифирменных отношений внутренние цены могут формироваться на уровне рыночных цен, на договорной основе и на основе издержек производства.
Внутренние цены, определенные по рыночным ценам. За базу внутренних цен берутся текущие или усредненные рыночные цены на внутрифирменные материалы и комплектующие изделия, которые, с точки зрения предприятия, является промежуточной продукцией. При отсутствии таких цен используют цены на аналогичную продукцию. Во внутренних отношениях между подразделениями практикуется также использование рыночных цен со скидками, свидетельствует об экономии партнеров по внутренней соглашением на расходах, связанных с реализацией (на рекламу, транспортировку, финансовые расчеты и др..). при этом зачастую компании используют текущие рыночные цены. Усредненные рыночные цены применяются тогда, когда предприятия не считают целесообразным тратить время и средства на сбор текущей ценовой информации. Редко во внутреннем ценообразовании используются цены рыночных аналогов номенклатуры товаров и услуг внутрифирменного обигу.
По мнению западных экономистов, существует несколько преимуществ рыночных цен как базы для формирования внутренних цен, а именно: они обеспечивают стабильную основу хозяйственного взаимодействия подразделений; позволяют объективно оценить эффективность деятельности подразделений, поскольку именно рыночные цены является объективным измерителем затрат и прибыли . Они создают надлежащие стимулы к повышению эффективности работы подразделений посредством прибыли, входящий в структуру рыночных цен. Кроме того, западные экономисты считают, основанная на рыночной внутренняя цена положительно влияет на производительность труда и конкурентоспособность внутренней продукции.
Однако внутренние цены, определенные на базе рыночных, не является оптимальным инструментом внутренних расчетов. Так, не всегда можно определить рыночную цену на внутреннюю продукцию или цену аналога. В отдельных случаях внутренние товары через свою специфику вообще исключены из рыночного оборота. Это касается, в частности, товаров, компании производят с применением секретных технологий. Также имеет место определенная условность рыночных цен, которые публикуются. По известным оценкам, расхождение между опубликованными и фактическими рыночными ценами составляет 10-15% и более. Выбор базы цены значительно усложняется, если рынок монополизований.
В отдельных случаях рыночные цены могут неточно отражать (в том числе и завышать) производственные расходы подразделения-поставщика во внутреннем обращении. Это может произойти как из-за ограниченности конкретного рынка по сравнению с объемом внутрипроизводственного обращения, так и в случае неполного учета уровня загрузки мощностей. На конкурентном рынке фирмы составляют смету расходов исходя из неполной загрузки мощностей (как правило, не более чем на 80%).
В децентрализованной компании вследствие высокой регулируемости производства уровень загрузки мощностей может быть выше. В этом случае механическое перенесение рыночной цены в внутриэкономические отношения приведет к искусственному увеличению внутренней цены изделий подразделения-поставщика, что станет причиной роста цен во внутреннем обращении. При подобной ситуации часто принимаются неправильные решения, например увеличивается цена на конечную продукцию, что, в свою очередь, ведет к снижению конкурентоспособности продукции предприятия. Таким образом, внутренние цены, сложившиеся на рыночных ценах, не всегда способствуют согласованию интересов подразделений и предприятия в цилому.
Внутренние цены, определенные на базе фактической цены готовой (конечной) продукции. Своеобразной альтернативой изложенном выше метода внутреннего ценообразования может быть такой метод установления цен на внутренние детали и узлы, основанный на фактической цене реализации готовой продукции предприятия. При определении внутренних цен на промежуточные продукты с фактической цены готовой продукции вычитают издержки производства и прибыли подразделений-поставщиков. Процесс расчета осуществляется в обратном порядке последовательности технологического процесса производства. На практике такой метод внутреннего ценообразования использует японская компания «Мацусита». По оценкам специалистов, в этом случае структура внутренней цены такова: расходы подразделения-поставщика - 22%, прибыль - 15%, различные рыночные надбавки - 34%, торговые наценки - 19%, другие - 10%. Примерно такую же структуру имеет внутренняя цена, определенная на основе договорной рыночной цены конечной продукции в американских децентрализованных компаниях.
При формировании внутренних цен на базе рыночных цен на конечную продукцию возникает проблема определения величины прибыли во внутренней цене. Решая эту проблему на практике, ориентируются на отраслевую норму прибыли или осуществляют это пропорционально издержкам производства или объема товарооборота. Но в любом из перечисленных вариантов не исключается возможность произвольного распределения прибыли, что может стать причиной снижения эффективности корпоративной системы управлиння.
Следует отметить, что внутренние цены, определенные на базе рыночной цены конечной продукции предприятия, часто приводят к искажению сущности внутрихозяйственных отношений вследствие возникновения внутрифирменной рыночной стихии, которая негативно влияет на отлаженный корпоративный механизм. Это может привести нежелательную конкуренцию между подразделениями компании.
Внутренние цены, сложившиеся на договорной основе. На практике предприятия часто согласовывают рыночные цены на конечную продукцию, сформированные на договорной основе, с особенностями внутренних отношений, определяя внутреннюю цену на промежуточную продукцию исходя из существующего уровня рыночных цен. Заметим, что ряд специалистов внутреннего ценообразования исключают любую возможность использования альтернативных баз расчета, кроме договорной цены. При этом в качестве аргумента выдвигается опасность ослабления эффективности корпоративной системы управлиння.
При определении внутренних цен на основе соглашения между подразделениями-поставщиками и подразделениями-потребителями целесообразно придерживаться таких правил:
подразделениям-партнерам за внутрифирменной соглашением предоставляется свобода выбора в реализации или приобретении продукции как для внутреннего подразделения, так и на стороне;
допускается минимальное вмешательство арбитражного комитета компании;
стороны обязаны информировать друг друга о возможных альтернативных закупки и продаж.
Опыт практической деятельности децентрализованных компаний свидетельствует о том, что внутренние цены, сложившиеся на договорной основе, не решают всех проблем. Так, если в договор включается условие не покупать продукцию у «внешних» поставщиков, то в случае, когда рыночная цена меньше прямые расходы подразделения-поставщика, предприятие несет прямые убытки. Следует отметить определенный субъективизм договорного подхода к установлению внутренних цен, так как выбор необходимой цены значительной степени зависит от личных качеств руководителей подразделений, осуществляющих переговоры. Кроме того, как и любая договорная форма принятия решений, процедура определения внутренних договорных цен - это очень длительный процесс, связанный с большими потерями времени и риском возникновения конфликтных ситуаций между руководителями пидроздилив.
Внутренние цены, определенные на основе издержек производства. Этот метод внутреннего ценообразования наиболее широко используется в практике организации внутрифирменных отношений отечественные предприятия. В зарубежных компаниях при расчетах внутренних цен расходы является менее распространенной их базой. Это объясняется тем, что на своих традиционных рынках сбыта предприятия должны постоянно сравнивать конкурентоспособность подразделений по объективным внешним критерием, которым является рыночная цена. Однако иногда предприятия считают целесообразным использовать затратную базу во внутрифирменном ценообразовании и применяют различные варианты затратного метода установления внутренних цен. В их основу могут быть положены полные, производственные, прямые (косвенные), переменные и предельные издержки.
По мнению многих западных экономистов, использование затратного метода при установлении внутренних цен может приводить к неэффективных управленческих решений. Так, внутренние цены, определенные на основе полных затрат, нередко предопределяют завышение расходов подразделений. Такая ситуация возникает при полной или близкой к ней загруженности мощностей подразделения, когда внутренняя цена исчисленная исходя из условий нормальной загрузки мощностей. Как следствие, подразделения-потребителю, который использует внутреннюю продукцию, будет выгоднее покупать ее у внешних поставщиков. В этом случае предприятие несет убытки и уплачивает дополнительную прибыль «внешнем» постачальнику.
За счет уменьшения постоянных (переменных) затрат при увеличении объема производства может быть снижена внутренняя цена, которая базируется на прямых расходах. Но и в этом случае сохраняется главный негативный результат, присущий всем вариантам затратного метода внутреннего ценообразования - отсутствие стимулов у подразделений предприятия сбрасывать.
Использование предприятиями внутренних цен на базе нормативных затрат нередко препятствует росту эффективности работы подразделений. Так, если новые нормативы вводятся на предприятии с 1 января, то подразделения, которые ввели рационализаторские предложения с 1 декабря предыдущего года, получают от этого выгоду только в течение месяца. Поэтому они, как правило, пытаются внедрять новации с момента введения предприятием новых нормативов с тем, чтобы как можно дольше получать дополнительные доходы. Такой вариант формирования внутренних цен довольно часто используется в практике американских децентрализованных компаний.
С теоретической точки зрения оптимальным признается вариант ценообразования на базе предельных издержек. Особенно это касается предприятий с капиталоемким производством. Однако на практике он используется очень ридко.
Модификацией затратного метода ценообразования являются внутренние цены с надбавкой на прибыль. В таком виде внутренняя цена приближается по своей структуре к ринковои.
Комбинированные методы внутреннего ценообразования. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в системе внутреннего ценообразования необходим постепенный переход к расчетам, основанным на рыночных цинах.
Особенностью внутренних расчетов среднего звена управления является то, что они практически не обсуждаются в прессе, не существует статистических данных, которые регулярно публиковались. Во многих случаях система внутреннего ценообразования на предприятии составляет его коммерческую тайну. Однако в последние годы наблюдается постепенный отход от затратных методов во внутрифирменном ценообразовании. Вообще предприятия практикуют дифференцированный выбор базы расчета внутренней цены в зависимости от конкретной ситуации.
С целью объединения преимуществ различных методов внутренних расчетов предприятия пытаются использовать комбинированные (смешанные) методы внутреннего ценообразования в корпоративном механизме управлиння.
Во всех существующих методах внутренних расчетов нижним пределом цены являются затраты (полные, производственные, прямые, добавлены) подразделения-поставщика, а верхним пределом - рыночная цена. С точки зрения партнеров внутренних сделок (подразделений-поставщиков и подразделений-потребителей промежуточной продукции) такой диапазон внутренних цен в целом оправдан. Подразделения-поставщику не имеет смысла реализовывать свою продукцию по цене, меньше производственные расходы, тогда как подразделение-потребитель не заинтересован покупать внутреннюю промежуточную продукцию по цене выше рыночной. Существование подразделений в вертикально-интегрированной компании предусматривает активное использование внутренних цен как инструмента корпоративной системы управления с целью формирования расчетной прибыли подразделений. Использование показателя прибыли во внутренних отношениях имеет объективное основание. Прибыль считается действенным показателем оценки эффективности работы структурной единицы предприятия.
Сторонники такого подхода считают, что использование прибыли как основного инструмента финансового контроля создает стимулы для увеличения эффективности работы подразделений, определяется четкая граница между прибыльными и некоммерческими участками внутрипроизводственной деятельности. Этому в значительной степени способствуют внутренние цены, базой которых являются рыночные цены, причем уровень рыночной цены может быть скорректирован на договорной основе с учетом специфики внутренних отношений.
Таким образом, внутренние цены, позволяющие принимать обоснованные управленческие решения, основанные на конкурентной рыночной информации о расходах и прибыли. В рамках совершенствования корпоративных систем управления, осуществляемого в последнее время в практике функционирования зарубежных (а частично и отечественных) компаний, следует ожидать сдвига основного массива внутренних цен в сторону использования рыночной расчетной базы.
3.1. Функции и система внутренних цен на предприятии 3.3. Внутренние цены как инструмент организации внутрипроизводственных экономических отношений