2.3. петля качества

(Принцип жизненного цикла)

Модель жизненного цикла продукции, или так называемая петля качества, построенная на базе анализа основных стадий формирования и изменения показателей качества. Основу модели составляет цепочку последовательных видов деятельности, качество которых отражается на показателях качества продукции. Качество продукции планируется и формируется в производственной сфере и подвергается изменениям в потребительской сфере (рис. 8). Характеристики продукции могут быть изменены посредством воздействия на составляющие петли якости.
Петля качества - концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения [18].

Петля качества наглядно показывает последовательное отражение качества процессов на качестве конечного результата. Обобщенное качество результата представляет собой совокупность проектного, производственного и эксплуатационного качества (табл. 2).
Проектное качество отражает процессы планирования качества продукции. Планирование качества начинается в процессе маркетинговых исследований. Качество маркетинговых исследований - это первый фактор, определяющий качество будущего товара. Планирование качества продолжается в процессе проектирования продукции и разработки процесив.

Производственное качество отражает процессы формирования качества продукции. Формирование качества начинается с закупки материалов и заканчивается моментом сдачи продукции потребителю. Формирование качества продукции не равнозначно формирования запланированных характеристик продукции, которое завершается одновременно с завершением технологической цепочки производства. Качество продукции определяется удовлетворенностью потребителя, поэтому зависит не только от характеристик продукции, но и от качества упаковки, своевременности доставки, качества сбыта. Виды деятельности, которые формируют качество продукции - это закупки, производство продукции (оказание услуг), проверка готовой продукции, упаковки и складирования, сбыт и продажа, монтаж и сдача в експлуатацию.

Эксплуатационное качество отражает процессы изменения качества продукции. На качество находится в эксплуатации, влияет на качество процессов эксплуатации, сервисного обслуживания и проведенных ремонтов (рис. 9). Опыт эксплуатации необходим для дальнейшего совершенствования продукции.
Последним этапом жизненного цикла продукции является утилизация и вторичная переработка. Качество таких процессов регламентировано экологическими, санитарными и другими нормами.

Этим завершается процесс, модель которого принято называть петлей якости.

Составляющие петли качества: маркетинг и изучение рынка, проектирование и разработка продукции, проектирование и разработка процессов, закупка материалов, производство и обслуживание, проверка, запаковка и складирование, сбыт и продажа, монтаж и сдача в эксплуатацию, эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация и вторичная переработка после окончания срока эксплуатации. Все эти виды деятельности в различных формах присущи как компаниям, про

изводящим продукцию, так и компаниям, предоставляющим послуги.

Как отмечалось ранее, все виды деятельности, составляющих модель петли качества, которые непосредственно влияют на качество конечного результата. Стандарту ISO 9000-1 выделены следующие ключевые аспекты в обеспечении качества:

Качество, обусловленное назначением продукции. Такое качество является результатом маркетинговых исследований, обусловлено назначением продукции и доведением ее до уровня соответствующего потребностям и возможностям ринку.

Качество, обусловленное проектированием продукции. Это качество обусловлено заложенными в конструкцию продукции характеристиками, которые влияют на ее ожидаемые эксплуатационные свойства в различных условиях использования и експлуатации.

Качество, обеспеченное соответствием конструкции. Такое качество формируется в процессах производства и обусловлено контролем за соблюдением соответствия конструкции заложенным в нее характеристиками.

Качество, обусловленное техническим обслуживанием. Это качество обусловлено налаженным обслуживанием продукции и соответствием условий эксплуатации установленным требованиям.
2.2. Принцип отражения качества Глава 3. Основные определения и понятия управления качеством