2.1. Этапы стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством

Согласно принципу отражения качество продукции обеспечивается качеством выполнения каждого из элементов петли качества и качеством организационно-управленческой системы. Элементы петли качества: маркетинг, проектирование продукции, разработка процессов закупки, производство и предоставление услуг, проверка, упаковка и складирование продукции, ее сбыт и продажа, монтаж и сдача в эксплуатацию, эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация и вторичная переработка по истечении срока эксплуатации. Система качества может охватывать различные элементы петли качества и обязательно распространяется на организационно-управленческую систему.
Стандарт на систему качества - это документ, устанавливающий требования к системе качества, которая может включать различные элементы жизненного цикла (петли качества) продукции. Стандарты на системы качества применяют тогда, когда предприятие, организация или учреждение должно обеспечить стабильное соответствие определенного уровня вимог.
Рассмотрим этапы стандартизации требований к обеспечению и управления якистю.
Первый сборник стандартов, содержащих требования к обеспечению и управлению качеством, появившийся после Второй мировой войны для поставщиков военной промышленности. В 60-е годы этот сборник требований военной направленности стал использоваться в гражданской промышленности, в первую очередь при производстве самолетов и автомобилей, а также в машиностроительной промышленности. В настоящее время стандарты, содержащие требования к обеспечению качества, находились на уровне соответствующих внутренних стандартов компаний или групп компаний (рис. 16). В конце 70-х годов начались работы, прежде всего в Великобритании, а также в некоторых дру-
гих европейских странах (Швейцарии и Нидерландах), по формулировке внешнего национального стандарта качества. Стандарт Великобритании Б8 5750 был принят в 1979 г. и стал базовым при разработке международных стандартов, содержащих требования к обеспечению качества и управления качеством. Начиная с 1979 г. стандартизация в сфере обеспечения качества вышла на уровень принятия национальных стандартов в ряде ведущих краин.
В 1987 г. Международная организация по стандартизации ISO разработала и приняла серию стандартов ISO 9000, взяв за основу стандарт Великобритании BS 5750. Первый регион, осознал важность этого продвижения - Европа, - ввел стандарты ISO, ввел сертификацию на соответствие этим стандартам и провозгласил ее как стратегию устранения препятствий свободной торговли. Уже в 1987 г. каждая страна-член ЕС и Европейской ассоциации свободного обмена (ЕАСО) (Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Финляндия, Франция, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Великобритания , Швеция и Швейцария) взяла обязательство применять эти стандарты. В ноябре 1987 г. стандарты ISO серии 9000 были приняты Европейским комитетом по стандартизации и введены в виде европейских стандартов EN серии 29000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению". Сразу же после утверждения стандарты ISO серии 9000 стали широко применяться практически на всех континентах земного кули.
В этом вопросе интересен опыт Японии. Принимая участие во всех заседаниях ISO / TK 176, Япония не вводила стандарты ISO 9000 в связи с тем, что эти стандарты отражают минимальный уровень требований к системам качества. Японские же системы качества находятся на более высоком уровне, о чем свидетельствует качество японских товаров. Однако невыполнение требований этих стандартов создало Японии некоторые трудности в торговле на рынке ЕС, и в 1991 г. Япония ввела как национальные стандарты ISO серии 9000.
В 1994 г. в области управления и обеспечения качества тремя автомобильными компаниями - "General Motors", "Ford" и "Chrysler" - были разработаны стандарты новой серии - QS серии 9000. Наряду с требованиями, содержащимися в стандартах ISO серии 9000, стандарты QS серии 9000 имеют ряд дополнительных требований, специфических для автомобильной промышленности. Все поставщики крупной автомобильной "тройки" должны выполнять требования стандартов QS серии
9000.
После выхода в 1987 г. стандартов ISO серии 9000 каждые четыре года организацией ISO принимаются новые редакции этих стандартив.
В Украине стандарты ISO серии 9000 были приняты в 1995 г. как национальные (ДСТУ ISO 9000).
Глава 2. Общие сведения о стандартах ISO серии 9000 2.2. Значение стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством