2.2. Значение стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством

Стандарты ISO серии 9000 содержат требования общего характера. Они могут быть использованы любым предприятием независимо от отраслевого производственного сектора. Изложенная в них общая структура систем качества универсальна. Поэтому в настоящее время эти стандарты используют предприятия и организации различных сфер деятельности. Построение и сертификация систем качества по требованию международных стандартов ISO серии 9000 представляют интерес для потребителей, производителей и общества в целом. Рассмотрим значение сертификации систем качества для каждой отдельной категории.
Значение сертификации систем качества для споживачив
Наличие сертификата на соответствие требованиям стандартов ISO серии 9000 означает четкое соответствие всем обусловленным требованиям. Потребитель может быть уверен в отсутствии брака и неизменность технических характеристик в течение всего срока эксплуатации изделия. На практике это означает, что продукция сорта А действительно соответствует требованиям к этому сорту. В области услуг можно привести примеры, когда сертификация системы качества отеля дает гарантию на то, что уровень обслуживания четко соответствует классу отеля, или когда сертификация системы качества банка дает гарантию четкости и безошибочности банковских операций.
Сертификат на систему качества для потребителя, использующего продукцию для дальнейшего производства, означает гарантию качества закупок. В этом случае потребителю не нужно проводить входной контроль закупаемой продукции и выполняется условие обеспечения качества закупок для своей системы якости.
Значение сертификации систем качества для виробникив
Сертификат на систему качества открывает рынок потребителей с высокими требованиями к качеству. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием многих тендеров. Производители высококачественной продукции выдвигают как обязательное условие закупок наличие у поставщика сертификата на систему якости.
Значение системы качества, сертифицированной по требованиям стандартов ISO серии 9000 для работников предприятия проиллюстрировал опрос, проведенный профессорами Уэльского университета Д. Грювелом и А. Берсфордом. Опрос был проведен на уровнях рабочих и управленцев с целью выявления мнения о влиянии системы качества на деятельность компании. Характерной был ответ одного из рабочих крупнейшей компании Уэльса по грузовых автомобильных перевозок "Джон Раймонд". Он сказал: "Поскольку компания добивалась сертификации своей системы качества, мы должны были разобраться в целях и задачах нашей работы и каким стандартам необходимо соблюдать, чтобы достичь этих целей. Я бы не хотел вернуться в период до ISO серии 9000, поскольку сегодня все задачи изложены открыто и описаны в наших инструкциях ". Большинство руководителей компаний отмечали, что построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 - это изначально большая дополнительная работа и дополнительные проблемы, но через два года после сертификации система качества стала работать четко, как двигатель, только иногда требуя регулювання.
Значение сертификации систем качества для суспильства
Распространение процесса сертификации систем качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 ведет к формированию единых требований в мире к обеспечению качества продукции. Результатом такого процесса является упрощение торговых и промышленных связей в условиях становления единых глобальных рынков. Особое значение это имеет для объединенной Европы. Европейским Союзом в настоящее время приняты единые требования к безопасности продукции (знак СЕ), качества продукции (стандарты EN серии 29000 на базе стандартов ISO серии 9000), процедур сертификации и акредитации
(Восемь модулей оценки соответствия), испытательных лабораторий, органов по сертификации и аккредитации (стандарты EN серии 45000).
Сертификация систем качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 имеет принципиальное значение для стран, завоевывают международный и европейский рынки, к которым относится и Украина. В Украине после принятия стандартов ISO серии 9000 в качестве национальных начался процесс построения и сертификации систем качества. Первым предприятием в Украине, где в 1994 г. была построена и сертифицирована система качества по требованиям международного стандарта ISO серии 9001, был Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). Необходимость проведения сертификации была вызвана ориентацией предприятия на быстрое и качественное удовлетворение потребностей потребителя и значительное увеличение в производственной программе доли экспортных поставок в дальнее зарубежье. Как независимый авторитетный эксперт системы качества было выбрано немецкое общество технического надзора "TUV NORD" (г. Гамбург). Действующая на заводе система качества была переработана в соответствии с требованиями международного стандарта ISO серии 9001. Был разработан "Руководство по качеству" и переделаны многие стандарты предприятия. Сертификат на систему качества был выдан немецким сертификационным обществом "TUV CERT" - организацией, зарегистрированной в мировом сообществе, эксперты которой работают более чем в 125 странах мира, а филиалы расположены на всех континентах. Сертификация системы качества НКМЗ обеспечила выход этого предприятия на внешний рынок и позволила увеличить объемы экспортных поставок на 50-60%. После сертификации системы качества заводом были подписаны контракты с авторитетными западными партнерами, такими как SMS "Шлеман-Зимаг", "Манесман-Зимаг", "Эко-Шталь" (Германия), "Фест-Альпине" (Австрия), "Табан" ( Пакистан), "СНТС" (Китай), металлургическими комбинатами "Бокарев" и "БХИЛАРИ" (Индия), а также со многими предприятиями в странах СНГ. В настоящее время предприятие имеет налаженный рынок сбыта и устойчивые конкурентные позиции, экспортирует продукцию в 49 стран мира, среди которых Япония, Германия, Франция, Италия, Канада. Более 70% листового проката в краинах
СНГ производится на оборудовании с маркой НКМЗ. Предприятие участвует в реализации социальных программ города Краматорська.
Благодаря построения и сертификации системы качества на металлургическом комбинате "Азовсталь" в 1996 г. увеличился объем реализации продукции на 37,2%. Выросли объемы производства и доля продукции комбината на рынке Украины, снижение потерь от браку.
Благодаря правильно выбранной стратегии на качество руководства Харьковской бисквитной фабрики в 1995 г. удалось остановить спад производства. В 1996 г. на фабрике была введена в действие система качества на базе стандартов ISO серии 9000. В результате этого экономические показатели изменились за год следующим образом: балансовая прибыль возросла на 29%; выручка от реализации продукции - на 23%, объем производства - на 5%.
Построение системы качества на Львовской кондитерской фирме "Свиточ" позволило ей изменить экономические показатели за год следующим образом: прибыль увеличилась на 31,8%; оборотные средства - в 2,4 раза, объем производства - на 17,1%; производительность труда - на 2,2%.
2.1. Этапы стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством 2.3. Структура стандартов ISO серии 9000