1.2. Новые методы менеджмента качества

Наиболее распространены такие методы менеджмента качества:
"Непрерывное улучшение" (метод Кайзен)
"Точно в срок" (метод Канбан)
"Общее управление производительностью".
Базовые положения и наиболее существенные элементы этих методов весьма схожи с классическими методами. В новых и классических методах общим является:
• первостепенной роли и ответственности руководства;
прямая ориентация на заказчика;
ориентация на безошибочное производство,
управление процессами;
механизмы мотивации, подготовки спивробитникив.
Новые методы менеджмента качества имеют много общего в структуре и методологии. Это позволяет рассматривать их не как некоторые отдельные части, а как варианты общего управленческого подхода. Многие из них являются частью методологии "всеобщего управления качеством".
Однако есть принципиальные различия между новыми и классическими методами управления качеством. Первое заключается в том, что управление качеством сегодня предусматривает комплексное применение существующих технических, организационных, управленческих и других специальных методов, в то время как традиционно применялся последовательный набор специальных методив.
Второе отличие заключается в том, что старые методы построены в основном по принципу организации этого на основании анализа прошлого, а в новых подходах сделан акцент на организации этого на основе представлений об идеальном майбутньому.
Оно характеризуется различием между методом "точно в срок" и традиционными формами управления. Метод "точно в срок" применяется в различных сферах, но наиболее наглядным примером является большое конвейерное производство. Рассмотрим метод управления "точно в срок" на примере производства компании "Тоуо1а".
Метод "точно в срок" (JIT - Jast In Time, или Канбан)
Цель производственной системы, построенной по методу "точно в срок", - гибкая перестройка производства при изменении спроса. Метод "точно в срок" представляет собой информационную систему, обеспечивающую оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии производства. На рис. 24 представлена схема традиционной организации производства, а на рис. 25 - схема организации производства по методу "точно в срок". Традиционная система планирования функционирует по принципу "выталкивания" заранее определенной партии деталей или узлов на наступни
операции, не учитывая, нужны ли они там фактически в таком количестве и в настоящее время. Система "точно в срок" построена на прямо противоположном принципе. Ритм работы, объем и номенклатуру находящихся в производстве деталей и узлов определяет не заготовительное звено (первое звено производственной цепочки), а линии общей сборки (последнее звено производственной цепочки). "Вход" и "выход" в системе как бы меняются местами. Если в традиционной схеме на "выходе" получается то, что вошло на "входе", то в канбан "входит" в производство только то, что нужно на "выходе". С линий общей сборки по всей технологической цепи поступают требования на "вход".
На практике это означает, что продукция производится раз к моменту реализации: готовые автомобили - к моменту продажи, комплектующие детали и узлы - до момента сборки готового изделия, отдельные детали - к моменту сборки узлов, материалы - к моменту изготовления деталей.
Если система "точно в срок" действует во всей фирме, то становятся ненужными запасы материалов. Они могут быть полностью ликвидированы, что приведет к ликвидации складских запасов и складских помещений. С экономической точки зрения запасы материалов играют роль носителей затрат, "замороженных денег". Расходы на содержание производственных запасов уменьшаются, а следовательно, уменьшаются объемы затрат на производство. В результате повышается оборачиваемость капиталу.
Принципы построения системы по методу "точно в срок"
Работая по методу "точно в срок", в отличие от традиционного подхода, производитель не имеет завершенного плана и графика. Он жестко связан не с общим планом, а с конкретным заказом цеха-потребителя и оптимизирует свою работу не вообще, а в рамках этого заказа. Конкретный график работы на декаду и месяц отсутствует. Каждый предыдущий по технологической цепочке исполнитель может знать, что он будет делать только тогда, когда продукция поступила на дальнейшую обработку. Конкретный график последовательности работы получают только линии окончательной сборки, которые "раскручивают клубок информации" в обратную бик.
Иначе говоря, графики производства не пересматриваются, а формируются движением карточек "точно в срок". Такое формирование графика производства связано с тем, что до снятия карты отбора продукции графика изготовления фактически не было. Производство постоянно находится в состоянии "настройки", осуществляется его системная юстировка под изменение рыночной конъюнктуры. На предприятии не ощущаются изменения плана, так как план производства формируется на каждый день.
Эффективность системы по методу "точно в срок"
Средний производственный цикл выпуска одной партии конкретной модели легкового автомобиля на фирме "Тоуоиа" составляет 2 дня, что в 5 раз меньше, чем в США. Эта система позволяет резко снизить себестоимость за счет ликвидации излишних запасов и рабочей силы.
1.1. Классические методы менеджмента качества Глава 2. Качество в системе японского менеджмента