1.5. Государственный надзор , ведомственный , общественный и региональный контроль за охраной труда

Схема государственного надзора ведомственного, общественного и регионального контроля за охраной труда на предприятии приведена на рис. 1.1.
Органы государственного надзора за охраной труда являются независимыми от государственных администраций, хозяйственных, общественных и политических организаций и действуют в соответствии с положениями, утвержденными Кабинетом Министров Украини.
Государственные инспекторы или контроллеры органов государственного надзора имеют право:
- Посещать в любое время предприятия, которые контролируются, проверять состояние охраны труда, знакомиться с документацией и получать информацию и пояснения работодателя с проверяемых т.п.;
- Выдавать руководителям предприятий, руководящим должностным лицам министерств, комитетов, объединений предприятий и др.., Ответственным за охрану труда работникам госадминистраций предписания (распоряжения), обязательные для исполнения о выявленных нарушениях и недостатках в области охраны труда и сроки их устранения ;
- Приостанавливать работу предприятия или объекта, где обнаружены опасные для жизни и здоровья работающих нарушения норм и правил охраны труда;
- Привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и других нормативных актов об охране труда;
- Подавать иск в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности виновных в нарушении требований охраны труда, что привело к материальным убыткам или нанесло ущерб работающим;
- Направлять работодателям или ответственным должностным лицам представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности или о наложении на них взыскания за нарушения требований охраны праци.
Общественный контроль осуществляют профессиональные союзы и их объединения через свои выборные органы и представителей (контроллеров), а в случае отсутствия профсоюза - уполномоченные трудовым коллективом (наемными работниками), которые имеют право беспрепятственно проверять состояние охраны труда рабочих мест, участков, цехов, отделов и других подразделений предприятий, информировать работодателя о выявленных недостатках и вносить предложения по устранению выявленных нарушений. Уполномоченные (контроллеры) должны пройти обучение по вопросам охраны труда и трудового законодательства. Они освобождаются на время учебы и осуществления контроля от своих непосредственных трудовых обязанностей с сохранением средней заработной платы, отмечается в коллективном договоре. Уполномоченные трудовых коллективов (контроллеры) действуют в соответствии с Типовым положением, утвержденным Госнадзорохрантруда и согласованного с профспилками.
Представители профсоюзов, избранные на общем собрании профсоюзов предприятия, имеют право проверять состояние охраны труда своего предприятия, подавать владельцу отчет о выявленных нарушениях и вносить предложения по улучшению условий труда, пожарной безопасности, социального положения и др.. Требовать от работодателя выполнения принятых программ, планов, мероприятий по вопросам охраны труда и объяснения по этим питанням.
Ведомственный контроль осуществляют высшие органы управления предприятиями (министерства, Государственные комитеты, объединения предприятий и др..) И должностные лица госадминистраций, которые отвечают за охрану труда в регионе. Эти организации и должностные лица административную власть, которой могут воспользоваться в случае выявления нарушений законодательства, правил и норм по охране праци.
Региональный контроль осуществляют местные государственные администрации и Советы народных депутатов через должностных лиц, ответственных за охрану труда в определенном региони.
Трехступенчатый административно-общественный контроль за охраной труда на производстве осуществляется по следующей схеме:
1 степень - в течение рабочей смены или рабочего дня контролируется хотя бы один раз каждое рабочее место. Контроль осуществляет мастер, бригадир, начальник смены, дежурный инженер и общественный инспектор по охране труда, избранный собранием трудового коллектива цеха, участка и т.п.. Все выявленные нарушения устраняются, а те, что невозможно исправить силами контролирующих, записываются в журнал 1 степени контроля и докладываются высшему керивництву.
2 степень - осуществляется контроль не реже одного раза в неделю каждого структурного подразделения начальником этого структурного подразделения (цеха, отдела, участка) и общественным инспектором трудового коллектива или профсоюза предприятия или структурного пидроздилу.
Недостатки или нарушения требований охраны труда, выявленные при 1 степени контроля и 2 степени контроля, ликвидируются, а при невозможности записываются в журнал 2 степени контроля и докладываются высшему руководству пидприемства.
3 степень - осуществляется один раз в месяц (или в другой срок, определенный коллективным договором) в объеме каждого рабочего мисця
всего предприятия руководством предприятия (работодателем, главным инженером, заместителем главного инженера по охране труда) и отделом охраны труда предприятия. К контролю привлекаются общественные инспекторы (контроллеры) по охране труда предприятия или структурных подразделений (уполномоченные коллективом наемных работников предприятия или профсоюзом). Контролирующие знаком ляться с записями журналов 1 и 2 степеней контроля по состоянию охранно труда, принимают решения по устранению недостатков и нарушений, а случаи выявленных нарушений, которые невозможно оперативно устранить, заносят в журнал 3 степени контроля. Выявленные нарушения обсуждаются на технических советах предприятия, где разрабатываются меры по их устранению, предусматривающие оперативные действия, или вносятся в текущих или долгосрочных планов развития и реконструкции
предприятия или записываются в коллективный договору.
Эффективность контроля зависит от квалификационного уровня и профессионализма контролирующих и соответствующего метрологического обеспечения, содержащий методы и средства (приборы) измерения параметров вредных и опасных факторов производства, предназначенные для определения безопасности промышленного оборудования и технологических процессов.
1.4. Государственные нормативные акты по охране труда 1.6. Ответственность работников за нарушение законодательства и нормативных актов по охране труда