Глава 20. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГРУЗОВЫХ и транспортировочных работ

Грузовые и транспортировочные работы в процессе любого производства имеют достаточно большой удельный вес. Перемещение грузов часто сопровождается необходимостью применять тяжелую физическую работу, а иногда связано еще и со значительным риском, особенно, когда работы выполняются с опасными вантажами.
Опасные грузы по характеру опасности при их транспортировке делятся на 4 группы: 1 - малоопасные (плоды, овощи, продукты питания, строительные материалы и т.п.) 2 - опасные по своим размерам (крупногабаритные и многотонные конструкции, трубы большой длины и др.)., С - пылящие грузы, дымят или находятся в горячем состоянии (известь, мел, асфальт, битум, цемент насыпью и т. п.), 4 - опасные по своим свойствам: взрывчатка, бензин, газ и др.. (Они, в свою очередь, согласно ГОСТ 19433-81, делятся еще на 9 классов (взрывчатые; сжатые, сжиженные или растворенные газы; пожароопасные; ядовитые, инфекционные; высокотоксичные; радиоактивные т.п.). Опасные грузы должны маркироваться специальными знаками безопасности, имеют форму квадрата, разделенного тонкой горизонтальной линией на два прямоугольных треугольника и окантованы черной рамкой. В верхнем треугольнике изображается знак опасности (огонь, взрыв, символ радиоактивности и т.д.), в нижнем - надпись об опасности груза и номер класса опасности по свойствам. При проведении работ с такими грузами надо быть особенно осторожным и тщательно соблюдать правила безпеки.
Кодексом законов о труде Украины установлены предельные нормы подъема и перемещения грузов одним человеком в зависимости от пола и возраста: для мужчин в возрасте 18 лет и старше -50 кг (допускается до 80 кг при однократном переносе на расстояние по горизонтали до 25 м, при условии, что груз укладывается на спину и снимается другими грузчиками), для женщин старше 18 лет -7 кг при постоянной работе и 10 кг при чередовании с другой;
для юношей и девушек 16-17 лет-7 кг и 14, а для 17-18 летних-8 и 16 кг соответственно. Эти нормы являются обязательным мероприятием, защищает работника от чрезмерной усталости и переутомления при выполнении тяжелых грузовых робит.
Одним из важнейших задач охраны труда является замена физического труда механизированным, что сохраняет здоровье работников, уменьшает себестоимость работ и риск получить травму
На промышленных предприятиях, строительных участках, электростанциях, в сельском хозяйстве и в торговле в процессе работы обрабатывают и перемещают большое количество различных грузов. Высокопроизводительная работа современного предприятия невозможна без применения надежной техники для погрузки, разгрузки и транспортировки различных грузов и четкой организации труда. Для выполнения этих операций назначаются ответственные, составляются технологические и маршрутные карты грузопотоков, определяются и готовятся места перевалки и обработки грузов, готовится транспорт и необходимо обладнання.
Транспорт, в зависимости от места его применения, разделяют на внешний и внутризаводской. Внешний транспорт предназначен для доставки сырья, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции и других, необходимых предприятию грузов, и для вывоза с предприятия готовой продукции и отходов. Операции внешнего транспортировки выполняются средствами автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а иногда и гужевого.
Внутризаводской (внутренний) транспорт может быть межцеховых и внутрицеховых. Межцеховой транспорт предназначен для транспортировки грузов, сырья, полуфабрикатов, продукции по предприятию к местам их обработки и хранения и для удаления отходов производства. Выбор средств межцехового транспорта зависит от финансовых возможностей предприятия, масштабов и специфики виробництва.
На современных предприятиях с массовым и крупносерийного производства межцеховое и внутрицеховой транспортировки грузов выполняется, преимущественно, транспортировочными машинами непрерывного действия - транспортерами (название заимствовано из французского языка), или конвейерами (заимствовано из английского).
Внутрицеховой транспорт применяется для транспортировки грузов между цехами, производственными участками, отдельными агрегатами и рабочими местами и до внутренних складов, согласно технологическим процессом производства, т.е. для мижопераций-ного перемещения материалов и изделий при поточном методе виробництва.
Механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных и транспортировочных-складских работ (ВРТСР) является одним из важнейших резервов повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, улучшения условий и повышения безопасности праци.
Руководители, отвечающие за проведение ВРТСР, должны определять порядок и методы их проведения и использования механизмов и устройств, обеспечивать инструктаж и обучение по вопросам охраны труда. В их обязанности входит систематический контроль за состоянием безопасности (за применением и правильным использованием рабочими спецодеждой и индивидуальными средствами защиты, за наличием необходимых знаков безопасности, за соблюдением норм переноски грузов за обеспечением работающих инструкциями по безопасности и эксплуатации оборудования, по состоянию чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и проездах и т.п.).
До ПРТС работ допускаются лица не моложе 18 лет , прошедших медицинское обследование, обученные безопасным методам труда и ознакомлены с действующими нормами, правилами и инструкциями по охране праци.
Транспортные пути и проходы на территории предприятия и в зданиях должны соответствовать санитарно-техническим требованиям, строительным и противопожарным нормам. Места, где проводятся ВРТСР, освобождаются от лишних грузов, снега, льда, ненужных предметов, а в необходимых случаях ссылаются песком.
19.6. Правила безопасности при резерва Арно хранении газов 20.1. Правила безопасности при монтаже и эксплуатации транспортных машин и транспортных средств