20.1. Правила безопасности при монтаже и эксплуатации транспортных машин и транспортных средств
Транспортеры, или конвейеры, являются основными средствами комплексной механизации и автоматизации транспортных, погрузочно-разгрузочных работ. В технологических процессах для транспортировки сырья и других грузов применяются стационарные и передвижные транспортеры различных типов и конструкций: подвесные, горизонтальные, наклонные, пластинчатые, цепные, ленточные, скребковые, роликовые, ковшовые, винтовые, вибрационные и другие. Для предотвращения травмирования людей движущиеся транспортеров (приводные и натяжные устройства, отключающие барабаны, опорные и поддерживающие ленту ролики, ременные и другие подвижные элементы передач, шкивы, муфты, концы валов и т.п.) в зонах рабочих мест, к которым возможен доступ обслуживающего персонала и лиц, работающих вблизи и могут у конвейера, должны быть ограждены металлическими кожухами или сеткой. Тяготы вертикальных натяжных станций должны ограждаться на высоту не менее 2 м от пидлоги.Для обслуживания транспортеров допускаются лица, прошедшие обучение (соответствующий инструктаж) по охране труда. Перед пуском транспортера в работу необходимо провести его внешний осмотр, проверить крепление всех частей, наличие заземления, исправность электрооборудования. Провести пробный холостой запуск без загрузки. Проверить, срабатывают концевые выключатели. Убедившись, что транспортер работает исправно, можно приступать к его експлуатации.
Устранение выявленных недостатков, регулировка и наладка узлов, натяжение цепей и ленты, смазки трущихся и очистки транспортера необходимо проводить при его полной остановке, выключенном электродвигателе и заблокированной против возможности включения пусковой кнопки. При выполнении этих работ необходимо повесить на пусковом устройстве плакат: "Не включать - работают люди!"
Органы управления (рукоятки, кнопки и др.) устанавливают в местах, которые обеспечивают хороший надзор за конвейером во время его работы. Транспортеры оборудуются звуковой и световой сигнализацией (сирена, звонок, светильники), что предупреждает об их запуск или об аварийной ситуацию.
Транспортеры в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками "Стоп" для мгновенной их остановки. Транспортеры, плохо просматриваются по всей длине, в местах повышенной опасности, в случае необходимости, дополнительно оборудуются кнопками "Стоп" (со стороны прохода). Кнопки "Стоп" также устанавливаются при большой длине транспортера через каждые 10 м и окрашиваются в красный колир.
Конструкция транспортера должна исключать возможность падения, изменения положения или сползания транспортируемых грузов, это касается транспортеров любого типа и конструкции.
Транспортеры, предназначенные для транспортировки грузов, выделяющих пыль, пары или газы, должны оборудоваться аспирационными системами или вытяжной вентиляцией для удаления этих вредных веществ. А те, которые предназначены для транспортировки влажных или липких грузов, должны быть закрыты кожухами или щитами в местах, где возможно бризкоутворення, и иметь устройства для очистки от налипания грязи на транспортную ленту, приводные, кольцевые и направляющие барабаны. Пробуксовки ленты по приводном барабану не допускается. В случае его возникновения, оно должно быть ликвидировано способами, предусмотренными конструкцией транспортера (увеличением натяжения ленты, увеличением давления пружинного ролика и т. п.). Работа стационарных ленточных транспортеров без устройств, контролирующих скорость, не допускается. При ослаблении натяжения ленты запрещается смазывать приводные барабаны вяжущими веществами (смола, канифоль и т. п.). Расстояние от нижней ленты конвейера до пола должно быть не менее 0,15 м.
Скорость движения ленты транспортера при ручной разгрузке штучного груза должна быть не более:
- 0,5 м / с - если масса груза не превышает 5,0 кг
- 0,3 м / с - если масса самого груза превышает 5,0 кг. При автоматическом погрузке и разгрузке поштучного
или сыпучего груза скорость может быть до 1 м / с.
На транспортерах, входящих в автоматизированных транспортных или технологических систем, должны быть предусмотрены устройства для автоматической их остановки в случае возникновения аварийной ситуации.
В схеме управления транспортера также должно предусматриваться блокировку, исключающую возможность повторного его включения в ликвидации аварийной ситуации.
На технологических линиях, состоящих из нескольких транспортеров или конвейеров, последовательно установлены и одновременно работают вместе с другими машинами (питателями, нориями, дробилками и т. п.), приводы транспортеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-то из машин или конвейера предыдущие транспортеры или машины автоматически останавливались, а последующие продолжали работать до полного схода с них груза. Транспортеры с многими предлогами должны иметь тормозные устройства на каждом приводи.
Транспортеры, кроме подвесных, следует монтировать так, чтобы расстояние по вертикали от верхних выступающих частей транспортера или транспортируемого груза, до нижних поверхностей выступающих строительных конструкций (коммуникационных систем) было не менее 0,6 м.
Для стационарных транспортеров должна быть предусмотрена возможность механизированной или ручной уборки пола от грязи или груза рассыпался (зачистка) без их зупинки.
Для обслуживания и ремонта транспортеров должны предусматриваться проходы. Ширина проходов должна быть не менее:
- 0,7 м - для транспортера, обслуживаемого с одной стороны;
- 1,0 м - для пластинчатого транспортера, обслуживаемого с двух сторон;
- 1,0 м - между параллельно установленными транспортерами;
- 1,2 м - между параллельно установленными пластинчатыми транспортерами, обслуживаемых с двух сторон;
Для монтажа и ремонта стационарных транспортеров минимальная ширина проходов в производственных помещениях должна быть не менее 0,7 м; высота проходов - 2,2 м, и 1,8 м - для транспортеров, установленных в галереях, тоннелях и на естакадах.
При необходимости, для перехода через транспортеры, имеющие длину более 20 м, в удобных местах трассы оборудуют переходные мостики с площадками, шириной не менее 0,7 м, имеющих перила высотой не менее 1 м. Лестницы мостиков делают с наклоном к горизонту не более 45 °. На участках транспортеров, обзор которых проводят не чаще 1 раза в смену, допускается устанавливать мостики с вертикальными лестницами, шириной не менее 0,6 м. Настилы мостиков и площадок должны быть сплошными и нескользкими. Мостики через транспортеры должны размещаться на расстоянии друг от друга не более 50 м в производственных помещениях и 100 м в галереях и на естакадах.
Рольганги. При транспортировке штучных грузов на небольшие расстояния широко применяются транспортировочные устройства - рольганги. Рольганги, или роликовые транспортеры, могут быть с электрическим приводом и безприводни. Груз укладывается на роликовую дорожку и перемещается в горизонтальной или в наклонной плоскости за счет качения по роликам, приводимых в действие электроприводом (для горизонтального транспортировка) или силой тяжести груза (для пожилых). Для создания безопасных условий труда на концах наклонных рольгангов устанавливают тормозные устройства для ограничения скорости. Если груз движется со скоростью более 1 м / с, делают устройства в виде встречных наклонностей, амортизаторов и т.д.. Ширина перемещаемого груза, не должна превышать ширины рольганга. Если размеры груза меньше расстояния между тремя роликами, груз должен перемещаться на пиддонах.
В местах поворота делают предохранительные борта высотой 0,12-0,13 м, а по всей длине - борта высотой не менее 0,06 м; откидные секции должны открываться в сторону движения груза. Для снятия тяжелых предметов с рольганга могут применяться различные устройства. При ручной загрузке стол рольганга должен иметь наклон 2-3 ° в сторону движения груза и высоту от пола не более 0,9 м. Все ролики должны быть сделаны из прочного материала, что предотвращает повреждение их несущей поверхности, исправными и легко вращаться. Конструкция рольганга должна без деформации выдерживать вес перемещаемого груза. При работе рольгангов не разрешается стоять или залезать на его стойки и опоры, для удобства обслуживания необходимо предусмотреть специальные площадки и пристрои.
Спуски. Для перемещения грузов под действием силы тяжести с высшего уровня на низший применяются спуски (роликовые и наклонные желоба-склизу). Они располагаются наклонно или вертикально. Приемные люки наклонных спусков (склизу) и загрузочные отверстия, расположенные на уровне пола, закрываются плотными крышками и ограждены с трех сторон перилами высотой от 1 м со сплошной обшивкой снизу на высоту не менее 0,2 м. Разгрузочные отверстия оборудуют задвижками, регулирующих выход груза и предотвращают его выталкиванию при подаче новой порции груза, или упорами с пружинными амортизаторами для смягчения удара вантажу.
Роликовые спиральные спуски для предотвращения выпадения груза оборудуются бортами с обеих сторон по всей длине спирали. Высота борта должна соответствовать размерам груза и быть не менее 0,25 м для любых конструкций спусков. Винтовые скользящие спуски должны иметь такую ширину желоба, чтобы не происходило заторов от сжатия грузов при их руси.
Наклонные спуски делают прочной конструкции, а угол наклона должен обеспечивать плавное, без ударов, передвижения вантажив.
Грузовые тележки. Грузовые тележки облегчат труд человека при перемещении грузов. Недостатки их заключаются в том, что работник, при высоко наложенном грузы, не видит пути перемещения. Для предотвращения травмирования рук водителя на рукоятках тележек делаются скобы. В колясках отсутствуют тормозные и сигнальные устройства, поэтому при транспортировке тележки с грузом по склонам и на подъем обслуживания его необходимо поручать нескольким работникам, чтобы предотвратить неконтролируемое двигательные визка.
При перевозке на тележках сосудов с горячей жидкостью, на тележку можно ставить только один сосуд, при этом движение тележки должен осуществляться плавно, без внезапных зупинок.
Для постоянного перемещения различных грузов с одного участка производства на другую иногда применяются электрические тележки, движущиеся по рельсовому пути с помощью троса. Рельсовый путь должен быть проложен так, чтобы рельсы не выступали выше уровня пола, а приводные устройства были ограждены. В местах проезда механического тележки через дверные проходы необходимо обеспечить свободное пространство, шириной не менее 0,7 м. Кнопочный пульт управления размещают на видимом месте. Схема пульта управления должна быть устроена так, чтобы при съемке рук из него тележку останавливался.
Глава 20. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГРУЗОВЫХ и транспортировочных работ | 20.2. Подъемно- транспортировочные машины , механизмы и устройства. требования безопасности |