20.2. Подъемно- транспортировочные машины , механизмы и устройства. требования безопасности

На предприятиях машиностроительной, пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности и многих других для загрузки, разгрузки и перемещения различных грузов широко применяются стационарные и нестационарные различные грузоподъемные и транспортные машины и механизми.
В большинстве случаев, это электрифицированные машины или механизмы с ручным приводом - тельферы, тали, подъемные краны различных типов, подвесные пути, лебедки, домкраты, наклонные спуски т.д.. Все они потенциально опасны в эксплуатации. Опасность заключается в возможности механического травмирования работника в процессе транспортировки и выполнения ручных операций погрузки и разгрузки, а при работе с электрифицированными машинами также существует опасность поражения работника электрическим током при несоблюдении правил эксплуатации и електробезпеки.
Тали - это подвесные грузоподъемные механизмы с ручным или электрическим приводом. Ручные тали предназначены для подъема грузов массой до 10 т, главным образом, при монтаже и демонтаже оборудования. их приводят в действие с помощью перетаскивания руками бесконечного (замкнутого) цепи. При такой конструкции этого устройства является опасным износ звеньев цепи и ведущей звездочки. В данном случае зубцы звездочки не совпадают при работе с отверстиями звеньев цепи, и это приводит к срыву и резких рывков цепи, вызывает перенапряжение в механизме, повышает опасность поломки (возможен обрыв цепей или канатов).
Механизмы с ручным приводом (тали, лебедки, домкраты) для содержания поднимаемого груза, должны иметь храповое колесо. В домкратов с гидравлическим приводом для этой цели служит обратный клапан. Для спуска поднятого груза храповиков отводится блокировочная собачка, а в гидравлических домкратов открывается обратная клапан.
Ручные грузоподъемные тали должны иметь суцильноковани, без трещин и износа, звенья подвесного цепи и направляющих, про-вушину для ведущего цепи, быть хорошо смазанными и иметь свободный ход. Тали с электрическим приводом могут быть установлены стационарно или на тележках, движущихся по подвесным путям (монорельс). До начала работы проверяют исправность грузового цепи и захватывающих органов, надежность крепления тали к коляске или к неподвижной опоре: балки, козлов или к монорейки.
Лебедки. Лебедки предназначены для подъема и перемещения грузов, а также они являются составной частью лифтов, кранов и других подъемников. При работе с лебедками травмирование может произойти вследствие падения груза (в случае плохого его крепления или обрыва изношенного троса), от удара рукояткой при спуске груза (в случае износа или повреждения храповика тормоза лебедки), от затягивания руки или одежды в зубчатые передачи или тросовый барабан (при несоблюдении правил эксплуатации), от удара тросом (при его разрыве), от удара лебедкой (при плохом креплении самой лебедки) и другие. Поэтому перед подъемом груза необходимо убедиться в исправности лебедки и ЕЕ надежном закрипленни.
Трос на лебедках необходимо ежегодно проверять на прочность и пригодность к дальнейшей роботи.
Не допускается применять стальной трос, имеющий любом участке по длине, равной 8 диаметрам троса, более 10% повреждений проволоки, а также признаки чрезмерного износа, другие механические повреждения или иржависть. При работе лебедок люди не должны находиться под грузом и вблизи натянутого стального тросу.
Лебедки с ручным приводом должны иметь храповой механизмы, а с электрическим приводом - колодочные тормоза, автоматически действующие при отключении электродвигателя. Части лебедки, вращающихся тщательно ограждают, а корпус лебедки с электрическим приводом заземляют. Все лебедки должны надежно закрепляться на месте с помощью балансного груза равен двойному рабочей нагрузке лебидки.
Тельферы оборудуются двумя электродвигателями из которых один приводит в действие вантажопиднимальну лебедку, а второй - двигает катки, с помощью которых тележка перемещается в горизонтальном направлении. Управления электродвигателями осуществляется с пола с помощью кнопочного панели, которая подвешена на электрическом гибком кабеле в тележку тали. Электрические тали изготавливаются грузоподъемностью до 5 т. На тельфера устанавливают конечные аварийные выключатели, ограничивающие высоту подъема крюка, чтобы предотвратить обрыва троса в случае упора крюка в механизм подъема, а также выключатели, ограничивающие путь перемещения тали по рейке. К управлению тельферами могут быть допущены рабочие, прошедшие обучение, аттестованные и с которыми проведен инструктаж по безопасности. В помещениях с повышенной електронебезпекою используют тали и тельферы с электродвигателями напряжением до 42 В.
При эксплуатации грузоподъемных механизмов должны выполняться следующие условия безопасности: подъемно-транспортное устройство устанавливается над грузом подлежит перемещению; запрещается подправлять груз руками во взвешенном состоянии и оставлять его в таком виде после окончания работ; перемещения груза по горизонтали осуществляется не выше 0,5 м над всеми предметами, которые встречаются на пути. Категорически запрещается перемещать груз над людьми.
Элеваторы. Для транспортировки сыпучих или штучных грузов на необходимую высоту применяют элеваторы, которые оснащаются ковшами для сыпучих грузов или полочками с гнездами (или штырями) для штучных. Элеваторы ковшовые (или нории) закрывают кожухами для защиты от пыли, в которых через каждые 4 м устанавливают смотровые люки. Кожухи ковшовых элеваторов (или норий) должны быть прочной конструкции и не пропускать пыль. Элеваторы для штучных грузов, как правило, открыты, они могут быть вертикальными или наклонными. Рабочими органами элеваторов может быть стальная цепь или многослойная прорезиненная лента, к которым крепятся ковши или полочки содержат вантаж.
Для предотвращения просыпания сырья и попадания пыли в производственные помещения, проемы и люки в перекрытиях этажей, через которые проходят шахты (кожухи) элеватора, уплотняют. Для удаления пыли кожух головки нории (верхняя часть с приводной станцией и зоной разгрузки) и башмака нории (где загружаются ковши) аспируються.
Элеваторы оснащаются автоматизированными устройствами, которые отключают привод, если возникает цепь с приводной звездочки или обрывается ковшовая лента. Крышки смотровых люков сблокированные с приводом элеватора так, чтобы при открывании элеватор автоматически останавливался. Безопасность при осмотре и ремонте элеваторов обеспечивается устройствами, предотвращающими возможности обратного хода и падению ковшовой стрички.
Пуск элеватора разрешается только с определенного места после предварительного сигнала. Система сигнализации должна обеспечивать двустороннюю сигнальную связь места запуска элеватора с участками обслуживания головок и башмаков элеваторов. Для удобного обслуживания элеватора подход с трех сторон до головки и башмака должен быть не менее 1,2 м, кроме того, должна быть обеспечена возможность свободного подхода к натяжных устройств и подшипников. Запрещается: запускать элеватор при недостаточном натяжении ковшовой ленты или цепей; останавливать элеватор при загрузке; загружать элеватор без проверки готовности следующего за ним оборудования транспортной линии.
20.1. Правила безопасности при монтаже и эксплуатации транспортных машин и транспортных средств 20.3. Автопогрузчики , электропогрузчики и электрокары. Правила безопасности при их эксплуатации