4.2. Человеческий капитал как социально -экономическая категория

Базовым методологическим положениям теории человеческого капитала является использование экономического подхода к анализу самых разнообразных явлений в таких областях человеческой деятельности, которые ранее полностью принадлежали к сфере социальных, демографических, психологических и других исследований. Экономический подход, основанный на принципах рациональной оптимизируя (максимизируя) поведения индивидов, был использован при анализе таких проблем, как теория экономического роста, распределение доходов, инвестиции в человека, экономика образования, планирования семьи и ведение домашнего хозяйства, экономические аспекты преступности и уголовного деятельности, теория миграции, дискриминация на рынке труда и ин.
Важное значение концепция человеческого капитала имеет для изучения комплекса вопросов по обеспечению рациональной занятости и оптимального функционирования рынка труда. Для анализа предложения труда используются модели выбора между работой и досугом и модели инвестирования в человеческий капитал.
В теоретическом аспекте мы различаем понятия «человеческий капитал» по трем уровням:
на личностном уровне человеческим капиталом мы называем знания и навыки, которые человек получил путем образования, профессиональной подготовки, практического опыта (используя при этом естественные способности) и благодаря которым она может предоставлять ценные производственные услуги другим людям. На этом уровне человеческий капитал можно сравнить с другими видами личной собственности (имущество, деньги, ценные бумаги), которая приносит доходы, и мы называем его личным, или частным, человеческим капиталом;
на микроэкономическом уровне человеческий капитал представляет собой совокупную квалификацию и профессиональные способности всех работников предприятия, а также достижения предприятия в деле эффективной организации труда и развития персоналу.
На этом уровне человеческий капитал ассоциируется с производственным и коммерческим капиталом предприятия, потому что прибыль получается от эффективного использования всех видов капитала;
на макроэкономическом уровне человеческий капитал включает накопленные вложения в такие области деятельности, как образование, профессиональная подготовка и переподготовка, служба профориентации и трудоустройства, оздоровления и т.д., является существенной частью национального богатства страны, и мы называем его национальным человеческим капиталом. Этот уровень включает в себя всю сумму человеческого капитала всех предприятий и всех граждан государства (за исключением повторного счета), так же, как и национальное богатство включает в себя богатство всех граждан и всех юридических осиб.
Суммируя различные подходы к исследованию и определение категории "человеческий капитал" (§ 4.1), мы даем такое его определение:
Человеческий капитал - это сформированный или развитый в результате инвестиций и накопленный людьми (человеком) определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, целенаправленно используется в той или иной сфере общественного производства, способствует росту производительности труда и благодаря этому влияет на рост до ходов (заработков) его власника.
Следует обратить внимание на несколько принципиальных моментов, вытекающих из этого определения:
во-первых, человеческий капитал - это не просто совокупность характеристик, а именно сформированный или развитый в результате инвестиций и накопленный определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций;
во-вторых, это такой запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотивации, который целесообразно используется для получения полезного результата и способствует росту производительности труда;
в-третьих, использование человеческого капитала закономерно приводит к росту заработков (доходов) его владельца;
в-четвертых, такой рост доходов стимулирует дальнейшие инвестиции в человеческий капитал, что приводит к дальнейшему росту заробиткив.
Оценка инвестиций в человеческий капитал и доходов от его использования обычно производится в денежной форме. Но следует подчеркнуть, что далеко не все инвестиции и не все доходы можно выразить в денежной форме. Кроме денежных расходов на обучение, укрепления здоровья и другие действия, направленные на наращивание человеческого капитала, требуют, как минимум, еще и нелегкого труда самого человека. Аналогично, кроме денежных доходов (высоких заработков) человек, обладающий большим человеческим капиталом, получает моральное удовлетворение, экономию времени, высокий социальный престиж и многие другие выгод. Следует также помнить, что в результате наращивания человеческого капитала получается интегральный социальный эффект, от которого выиграет не только конкретный человек, но и предприятие, на котором она работает, и общество в цилому.
Аналитическая единство вещественного и человеческого капитала заключается в наступному.
Оба вида капитала являются неотъемлемыми факторами экономического роста. Однако, как показывают исследования западных ученых, в последние десятилетия доля и роль человеческого капитала постоянно увеличиваются, в результате чего он превращается в главный фактор экономического роста на всех уровнях. "Человеческий капитал - самый ценный ресурс, далеко важнее, чем природные ресурсы или накопленное богатство ... Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности".
Человеческий капитал, как и физический, создается и накапливается благодаря капиталовложениям, что требует от инвестора значительных затрат. При этом человеческий капитал формируется главным образом в результате определенных инвестиций в человека (у людей) и, кроме инвестиционных расходов, требует доброй воли и немалых усилий самого "объекта инвестирования". Среди многих видов таких инвестиций можно отметить: обучение, подготовку на производстве, укреплению здоровья и медицинское обслуживание, миграцию и поиски информации и т.п.. В конечном итоге накапливаются экономические способности людей, позволяющие получать большие доходи.
Оба вида капитала приносят доходы своим власникам.
Человеческий капитал в виде знаний, навыков и способностей, как и физическое, является определенным запасом, т.е. может накопичуватися.
Экономическая мотивация вложений в человеческий и вещественный капиталы принципиально одинакова. Т.е. принятие решения относительно инвестирования в любой из видов капитала и их последствия анализируются однаково.
Конечно, между вещественным и человеческим капиталом есть значительные отличия. Существенные из них таки.
Создание физического капитала и его функционирование возможно без участия и присутствия его владельца. Для формирования же способностей человека одних материальных средств недостаточно: для развития человеческого капитала является абсолютно необходимым непосредственное, конкретный живой труд будущего владельца этих способностей, так как процессы их производства физически и технически невозможны без прямого участия самого человека. Т.е. наращивания человеческого капитала связано с уменьшением одного из важнейших человеческих благ - свободного часу.
Независимо от источников инвестирования (государство, предприятие, семья или человек лично) наращивания и использования человеческого капитала в значительной степени контролируется самим человеком. Поэтому такой элемент человеческого капитала, как мотивация, является очень важным и необходимым для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование, инвестирования) человеческого капитала должен был окончательно завершен характер.
Вложения в человеческий капитал дают значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный ефект.
Человеческий капитал отличается от физического по степени ликвидности, ведь человек и его человеческий капитал неразделимы, следовательно права собственности на человеческий капитал никому не могут быть передани.
Инвсстицийшпцпериод у физического капитала (в среднем 1,5 - 2 года) значительно короче по сравнению с человеческим капиталом. Например, у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период, т.е. Продолжительность обучения, может достигать 12 - 20 рокив.
Функционирование человеческого капитала, отдача от его применения обусловлены волей человека - владельца этого капитала, его индивидуальными интересами и предпочтениями, ее заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической. Поэтому капиталовложения в человека отличает больший, чем для обычных капиталовложений, степень риска и неопределенности, а изменение объема человеческого капитала в зависимости от затрат принципиально невозможно оценить с той же точностью, что и для физического капиталу.
Перечень черт отличия этих видов капитала, конечно, можно продолжить, что подчеркивает специфичность человеческого капитала и необходимость специального подхода при его исследовании. Однако эти различия в принципе не мешают ученым использовать аналитический аппарат, разработанный для физического капитала, для исследования человеческого капиталу.
Таким образом, физический и человеческий капитал отличаются по своей политэкономической сути, однако оба вида капитала подобные учитывая технико-экономические аспекты: и человеческий, и физический капитал требуют отвлечения значительных средств за счет текущего потребления, от обоих зависит уровень экономического развития в будущем, оба типа капиталовложений дают продолжительный по характеру производственный эффект, могут приносить доход своим владельцам и анализируются принципиально одинаково.
4.1. Развитие концепции человеческого капитала 4.3. Анализ выгод и затрат при инвестициях в образование