5.3. Образование и профессиональная подготовка в инфраструктуре рынка труда

Образование и профессиональная подготовка является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Они также выступают гарантом индивидуального развития, лелеют интеллектуальный, духовный и производственный потенциал общества. Розпиток государства, структурные преобразования на микро-и макроэкономическом уровнях должны гармонично сочетаться с реформой образования и профессиональной подготовки для того, чтобы удовлетворить потребности и стремления людей, особенно молодежи, установить новую систему ценностей, отвечать запросам человечества относительно изменений в сфере работы как в общественном, так и в частном секторах. Сверхважное значение образования и профессиональной подготовки в развитии человеческих ресурсов, признания их высокими ценностями человека и общества обусловило принятие Международной организацией труда в 1975 г. Конвенции о развитии людских ресурсов (см. приложение 5.1).
Формирование рыночных отношений, становления в Украине демократического государства обусловливают изменение целевых установок профессионального образования: не обеспечение потребностей государства в специалистах разных профессий и уровней квалификации, а удовлетворения образовательных потребностей личности ради ее развития и самореализации, а также для обеспечения ее конкурентоспособности на рынке труда.
Согласно Закону Украины "Об образовании" целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными работниками. Основными принципами образования в Украине являются: доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством, равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей; органическая связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями; независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций; научный, светский характер образования; интеграция с наукой и производством;
взаимосвязь с образованием других стран; гибкость и прогнозируемость системы образования; единство и преемственность системы образования; непрерывность и разнообразие образования, сочетание государственного управления и общественного самоуправления в освити.
Образование сегодня рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно развитие общества. Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательно-квалификационных ривнив.
Образование представляет собой многофункциональную систему со сложной структурой. Влияние системы образования на жизнь общества довольно широк - в дошкольных заведениях и общеобразовательной школе начинается процесс формирования личности, индивидуального и общественного сознания людей, продолжается и в системе профессионального образования. В настоящее время возрастает роль системы образования как института духовного воспитания личности, обогащения ее человеческого капитала, улучшение ее качества как субъекта производственных отношений. Эта деятельность образовательных учреждений, выступая своего рода реализацией потребности государства и граждан в образовательных услугах, требует особой поддержки держави.
Система образования как институт духовного производства и интеллектуального развития личности, увеличения ее творческого потенциала должна формировать такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые могли бы обеспечить возможность их целесообразной деятельности в системе общественного разделения труда. Система образования состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования, а также системы последовательных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. Структура образования включает: дошкольное образование; общее среднее образование, внешкольное образование; профессионально-техническое образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантуру, докторантуру; самоосвиту.
С позиций формирования и развития у человека способностей к труду непрерывный для общества в целом процесс образования для отдельного его члена является дискретным, состоящим из последовательных этапов, которые характеризуются самостоятельными, но взаимосвязанными целями и средствами их досягнення.
Первый этап - формирование у каждого члена общественная системы общеобразовательных знаний, трудовых умений, приемов творческой деятельности. На этом этапе даются фундаментальные,! стабильные знання.
Второй этап - формирование у каждого члена общества системы профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, т.е. получения специальных, конкретных знань.
Третий этап - периодическое обновление, углубление, расширение профессионально значимых знаний, умений, навыков, обеспечивающих повышение эффективности труда согласно требованиям рыночных отношений и переменной техники, технологии и организации виробництва.
Четвертый этап является несколько условным, поскольку его задачи решаются параллельно с задачами трех предыдущих этапов. Цель же данного этапа заключается в формировании у членов общества знаний и умений, не связанных с профессиональной деятельностью (будущей или реальной), а таких, которые обеспечивают удовлетворение разнообразных интеллектуальных, гражданских! и социальных потребностей человека, всестороннее развитие его личности, самореализации в других (кроме профессиональной) сферах життя.
Указанным этапам в наше время соответствует реализация образовательных программ, которые подразделяются на:
общеобразовательные (основные и дополнительные);
профессиональные (основные и дополнительные). Цель общеобразовательных программ - формирование загальнои
культуры личности, ее адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные программы имеют целью последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
В связи с наличием соответствующих образовательных программ в Украине выделяются такие образовательные уровни:
начальное общее образование;
базовое общее среднее образование
полное общее среднее образование
профессионально-техническое образование
высшее образование
высшее освита.
В системе профессионально-технического и высшего образования подготовка квалифицированных рабочих и специалистов с высшим образованием осуществляется по образовательно-квалификационным уровням (ступенчатой образованием) согласно соответствующим образовательно-профессиональным программам. Образовательно-профессиональные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с высшим образованием соответствующих образовательно-квалификационных уровней - это государственные документы, которые определяют содержание и нормативный срок обучения и предусматривают соответствующие формы контроля и государственной аттестации. В Украине установлены такие образовательно-квалификационные уровни:
квалифицированный рабочий;
младший специалист;
бакалавр
специалист;
магистр.
Положение об образовательных и образовательно-квалификационных уровнях (ступенчатое образование) Украини.
Система образования, работая на реформу общества, должна ставить целью полное удовлетворение потребностей в образовательных услугах со стороны как отдельной личности, так и общества в целом. Появление широкого спектра услуг образования, а также наличие учебных заведений разных форм собственности создает конкуренцию между ними, способствуя повышению качества образовательных услуг и адресной их споживанню.
Рассмотрев систему образования, необходимо остановиться па характеристике услуги профессионального образования, ее особенностях, а также осветить экономические проблемы профессиональной освити.
Услуга профессионального образования является товаром особого рода и сохраняет черты общественного блага. Поэтому потребность в услугах образования как общественного блага выражается через механизм общественного выбора в виде принятия решения о вступлении в того или иного учебного заведения, на тот или иной факультет, вообще избрания соответствующего престижного уровня образования. Такая потребность очень зависит от статуса образования и высококвалифицированного труда в обществе. Она может сдерживаться правилами приема в учебное заведение, уровнем требований к качеству знаний поступающих, а также может деформироваться соответствующей политикой государственной поддержки студентства.
Потребность в высшем образовании приобретает особенно выраженного социальную окраску, поскольку приобретение высшего образования во многих странах рассматривается как символ высшего потребительского стандарта и образа жизни среднего класса. В высшем образовании Реализуются также растущие социальные потребности людей в своем дальнейшем духовном и интеллектуальном розвитку.
Особенность услуг образования заключается в том, что эффект, получаемый человек и общество, трудно оценить количественно. Неопределенность конечных результатов и качественных процессов образования создает трудности для студентов - в правильном выборе профиля подготовки и специальности, для преподавателей - в об грунтованном отборе студентов, а для предприятий - в рациональном подборе специалистов на работу. Актуальность этих проблем вызвала бурное развитие теории человеческого капитала (см. главу 4).
Еще одной особенностью услуг образования является высокая эластичность спроса на них. Потребители услуг образования могут сознательно ограничить свои расходы в пользу других статей потребительского бюджету.
Особенность рынка услуг профессионального образования всех ступеней заключается в его неоднородности. Он включает много сегментных, взаимосвязанных рынков, которые формируются под влиянием различных обстоятельств: уровня и ступени образования, типа учебного заведения, профиля подготовки, характера специальности, пола возраста, семейного положения и других чинникив.
Рынок услуг системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров связан, с одной стороны, с рынком труда, а с другой - с рынком научно-технической продукции рынком инвестиций.
Несбалансированность между структурой подготовки и потребностями народного хозяйства в кадрах как рабочих, так специалистов в условиях перехода к рыночным отношениям усложняет трудоустройство выпускников учебных закладив.
В смягчении дисбаланса структуры рабочей силы рабочих мест ведущая роль принадлежит мобильности образовательной системы в целом и особенно системы профессионального образования Достигается это прежде всего за счет фундаментализации образования которая обеспечивает быстрое переобучение, то есть приспособление работников к требованиям ринку.
Основные направления фундаментализации образования - это повышение общей подготовки учащихся и студентов, четкое отслеживание в учебных планах и программах существенных изменений в науке, технике, технологии, организации труда и управления по отраслям и сферам дияльности.
Следует иметь в виду, что рынок профессиональных образовательных услуг играет активную роль в формировании перспективной занятости, решая проблему переобучения работников, оставшихся без работы в связи со структурной перестройкой экономики и научно-техническим прогрессом. Поскольку рынок профессиональных образовательных услуг связан с рынком научно-технической продукции и инвестиционным рынком, а также играет большую прогностическую роль, он в своем развитии должен опережать имеющийся в данный момент рынок труда. Рынок профессиональных образовательных услуг имеет тенденцию приспособления к рынку труда, но в целом профессиональное образование практически слабо поддается регулированию рынком, поскольку рыночные отношения в системе школьного и профессиональной подготовки населения имеют весьма ограниченный характер.
Вместе а тем вопрос о рынке высококвалифицированной рабочей силы и адекватное реагирование на него системы образования свое социально-экономическое содержание. Обществу и государству не может быть равнодушным такая ситуация, когда доля специалистов среди незанятого населения растет быстрее, чем доля других групп. Большое числе и так называемое "скрытая безработица", когда оказывается избыточность специалистов определенных профессий в отношении оптимальной их количества соответствующего уровня квалификации.
Наличие "резервной армии умственного труда", "лишних" людей с дипломами, которые в условиях перехода к рынку оказываются ненужными, ставит вопрос как перед государством о разработке комплекса мер по их социальной защиты (прежде всего - создание новых рабочих мест интеллектуального труда), так и перед системой профессионального образования об изменении форм и методов пидготовки.
В условиях перепроизводства специалистов в учебных заведениях и падение престижности профессиональной, особенно высшего, образования и интеллектуальных профессий должен быть найден оптимум между фундаментализацией образования и его профессионализацией. Перед системой образования встает проблема достижения оптимума в подготовке кадров - обеспечение их высокого профессионализма и одновременно такого набора фундаментальных гуманистических знаний, которые давали 6 выпускнику возможность быть действительно высокоинтеллигентным человеком. Это оптимальное сочетание может быть обеспечено только созданием соответствующей образовательной структури.
Таким образом, переход страны к рыночной экономике обусловливает реформирования образования, которое в полной мере способствовало бы формированию самостоятельного мышления, усилению индивидуального подхода к развитию творческих способностей, коренному улучшению профессиональной и общеобразовательной подготовки специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики. От этого во многом зависит, в какой мере будущие специалисты смогут совмещать современные знания, профессионализме с социальной активностью и высокой моральнистю.
Политика государства в области профессионального обучения должна предусматривать: создание условий для повышения конкурентоспособности людей на рынке труда путем роста качества рабочей силы формирование социального заказа на профессиональное образование и участие в определении объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, специализации и типа, предоставление гражданам широкого перечня услуг в области профориентации и выбора форм и современных программ обучения; приоритетное И подход к организации профессионального обучения граждан, 1 особенно побрезгуют социальной защиты, содействие трудовой активности населения, развития предпринимательства и различных форм самозанятости.
5.2. Качество рабочей силы и квалификация работника 5.4. Новые подходы к вопросам финансирования образования и профессиональной подготовки