5.4. Новые подходы к вопросам финансирования образования и профессиональной подготовки
Независимая Украина получила в наследство достаточно развитую систему образования и профессиональной подготовки, которая по многим показателям соответствовала стандартам развитых стран. Однако углубление экономического кризиса, недостаток бюджетных средств, обострение социальных проблем уже привели к разрушительных тенденций в системе формирования высококвалифицированной рабочей силы в Украине. Уже стало очевидным, что при переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может оставаться единственным источником существования профессиональной школы. Экономический кризис, состояние финансовой системы Украины изменяют соотношение между бюджетными и внебюджетными средствами финансирования учебных заведений, буквально заставляет их отыскивать альтернативные средства на свое содержание. В новых условиях хозяйствования профессиональные учебные заведения всех типов, уровней и форм собственности попадают под влияние законов рыночной экономики и в процессе своего функционирования выходят на рынки труда, образовательных услуг, товарные, фондовые и другие рынки, с одной стороны, как производители образовательных услуг, научных разработок, товарно-материальных ценностей и т.п., а с другой - как потребители рабочей силы, информации, товарно-материальных ценностей для воспроизведения своего потенциалу.Эта ситуация требует от ученых поиска новых, более эффективных путей финансового обеспечения системы профессиональной освити.
До недавнего времени образование, в том числе и профессиональная, практически полностью финансировалась из государственного бюджета. С одной стороны это делало государство двойным монополистом в сфере образования: как в деле производства образовательных услуг, так и в деле их потребления, значит именно чиновники государственного аппарата решали, кого, чему и как учить, и сколько тратить для этого средств. С другой стороны, это уменьшало роль человека в решении вопросов своей профессиональной карьеры и вместе с уравниловкой в оплате труда и гарантированной занятостью уменьшало заинтересованность работников к повышению квалификации как к источнику роста личных доходов. В условиях кардинальных изменений в науке, технике и производстве, которые требуют постоянного повышения квалификации каждым работающим, решение этих противоречий следует, по нашему мнению, искать на пути непрерывного накопления человеческого капитала, во многом решающая роль принадлежит профессиональной школи.
Расходы на образование и профессиональную подготовку составляют основную долю капиталовложений в развитие рабочей силы на всех уровнях. Эти капиталовложения включают первоначальные затраты и сопровождаются надеждой на окупаемость и прибыльность в будущем. Профессиональная подготовка превращает простую рабочую силу в квалифицированную, которая за единицу времени создает большую стоимость по сравнению с простой, неквалифицированной рабочей силой. Учитывая это и подчеркивая существенную сходство затрат на профессиональную подготовку с капиталовложениями других видов, мы называем их инвестициями в человеческий капитал. Где позволяет нам рассматривать расходы на образование и профессиональную подготовку на всех уровнях, включая бюджетное финансирование сферы образования, не как необратимые, но необходимые расходы на воспитание подрастающего поколения, а как инвестиции в человеческий капитал, приносящие экономический и социальный эффект. Отметим, что теория человеческого капитала используется развитыми странами на практике, в частности путем значительных государственных инвестиций в сферу освити.
С точки зрения теории человеческого капитала в рыночных условиях профессиональную школу нельзя в полной мере относить к общественному благу, которое характеризуется общим характером и неделимость потребления, когда потребление одними людьми не исключает потребления другими, внешний эффект влияния общественного блага не имеет четких границ и его эффективность определить практически невозможно, а единственным приемлемым источником его существования могут быть только средства налогоплательщиков, которые распределяются через государственный бюджет (как, например, безопасность жизни людей, обеспечивается армией и милицией). В сфере образования качествам общественного блага отвечают только общеобразовательные программы, поскольку среднее образование в Украине, как и в большинстве стран мира, доступна и бесплатным для споживачив.
В отличие от общеобразовательной профессиональная подготовка очень тесно связана с рынком труда, с потребностями народного хозяйства в кадрах соответствующих специальностей и уровней квалификации. Следовательно, чем совершеннее становится рынок труда в стране, тем более профессиональная школа теряет когда-то ей присущие качества общественного блага и набирает качеств частного блага по следующим причинам: во-первых, высокий уровень профессионального образования является предпосылкой профессионального и предпринимательского успеха человека и средством ее социальной защиты от стихийного колебания спроса на рынке труда. Во-вторых, существует личный аспект потребности в профессиональном образовании, поскольку обучение является одной из важнейших сфер самореализации личности, ее творческого потенциала, способом удовлетворения духовных потребностей человека. В-третьих, в связи с этим объем и структура частного спроса па профессиональное образование не совпадает с объемом и структурой спроса на профессиональное образование с позиций развития общества в целом и экономики в частности. И, в-четвертых, квалификацию и знания мы рассматриваем как особую форму интеллектуальной собственности человека, ее частный человеческий капитал, приносящий доход. Это подтверждается, в частности, такими фактами нашей действительности, как сохранение высоких конкурсов в авторитетных высших учебных заведений даже при платности обучения; расширением сферы действия и увеличением объемов частных образовательных услуг; популярностью литературы, способствует профессиональному самосовершенствованию и т.п.. Если мы признаем профессиональное образование частным благом, то ситуация, при которой личное благо предоставляется бесплатно для потребителя за счет государственного бюджета, но не всем желающим, не только является социально несправедливой, но и создает условия для различных злоупотреблений на этом грунти.
Вместе с тем образование и профессиональная подготовка приумножают не только личный, но и национальный человеческий капитал. Хотя и косвенно, но государство тоже имеет немалые выгоды от расширения знаний и роста квалификации граждан (в частности, больший подоходный налог с физического лица и большие начисления на повышенную заработную плату квалифицированного работника). Поэтому во всем мире государство осуществляет значительные инвестиции в развитие образования и профессиональной подготовки (прежде всего в направлении их фундаментализации и гуманизации) и предоставляет гарантии для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу, применяет налоговые льготы и другие формы регулирования рынка с целью обеспечения развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, развития образования в целом, осуществляет лицензирование, аттестацию, другими способами обеспечивает и гарантирует качество образовательных услуг и т.п.. Кроме того, в сфере образования государство призвано выполнять достаточно специфические функции, которые не могут быть выполнены как следует другими субъектами. Например, в США важной обязанностью федеральных органов образования является инициация, поддержка и закрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа социальных институтов образования как среди населения, так и среди роботодавцив.
Итак, двойственная природа профессионального образования (она является одновременно и общественным, так и частным благом), неэффективность существующей системы финансового обеспечения образования, а также недостаток бюджетных средств в Украине обуславливают необходимость пересмотра подходов к финансированию профессиональной подготовки. На первых этапах переходного периода это проявилось в сосуществовании общественного и частного секторов профессиональной школы (прежде высшего), в расширении контрактной подготовки студентов государственными вузами на платной основе тощо.
В настоящее время реализация экономической функции государственного учебного заведения профессиональной школы может иметь как расходную (для бюджетного контингента студентов), так и стоимостную форму. Последняя связана с формированием коммерческого контингента студентов, а также с предоставлением дополнительных платных образовательных услуг населению, службам занятости, предприятиям и неосвитньою коммерческой работой. Все виды платных услуг учебных заведений образуют внебюджетные источники финансирования. Отметим здесь, что существенное значение имеет характер коммерческой услуги: если она связана с учебным процессом, то в определенной степени способствует повышению качества профессиональной подготовки, в противном случае ее следует рассматривать как вынужденная временная мера, позволяющая частично покрыть дефицит бюджетного финансирования учебного заведения. Все виды образовательных услуг негосударственных учебных заведений имеют стоимостную форму реализации.
Рост доли внебюджетных средств финансирования в общем объеме ассигнований на профессиональную подготовку является показателем расширения сферы рыночных отношений в образовании, ее дальнейшей коммерциализации, вызывает необходимость обоснования современных подходов к финансированию образования и ценообразования на рынке образовательных послуг.
С точки зрения теории человеческого капитала и предложенного нами выделение трех его уровней (см. § 4.2) мы разделяем процесс профессиональной подготовки лица на модули, которые прежде приумножают человеческий капитал определенного уровня, и хотим высказать соображения относительно возможного пересмотра источников финансирования каждого из них в условиях перехода к рыночной економики.
Эффект от общекультурного (гуманитарного) и общенаучного модуля профессиональной подготовки для общества в целом и для лица проявляется в течение всей человеческой жизни, тогда как для предприятия этот эффект меньший хотя 6 том, что человек далеко не всю жизнь работает на предприятии. В связи с этим некорректно возлагать оплату этих модулей образовательных услуг предприятия-потребители рабочей силы. Считаем, что оплату обучения по модулям общекультурной и общенаучной подготовки целесообразно было бы в рыночных условиях организовать на принципах государственного кредитования (например, через государственные образовательные кредиты) с беспроцентным их возвращением в форме части подоходного налога с доходов физических лиц по истечении навчання.
Учебные услуги по модулям конкретноекономичнои и общепрофессиональной подготовки прежде всего влияют на общие экономические результаты работы предприятия (на размер прибыли) и могли бы оплачиваться через налог на прибуток.
Оплату обучения за другими модулями профессиональной подготовки, где знания и умения значительно быстрее стареют и используются преимущественно в производственных целях, справедливо перевести на предприятия-потребители рабочей силы. Например, компьютерная подготовка, направленная прежде всего на повышение производительности труда, и узкоспециальная подготовка, быстрее стареет и чаще требует переподготовки, могли 6 оплачиваться по себестоимости продукции предприятия через механизм амортизационных выплат. Это вполне нормально для рыночной экономики, если, конечно, признать продуктивный характер образовательных услуг (как, например, сейчас относится на себестоимость продукции стоимость информационных услуг).
При таких условиях организации оплаты профессионального обучения рабочей силы для предприятий-потребителей становятся вполне приемлемыми не только кратчайшие (как это распространено сейчас), но и относительно длинные сроки подготовки специалистов. Ведь понятно, что чем длиннее срок подготовки, тем выше уровень фундаментальности образования, тем больший период отдачи полученных знань.
Предложенный механизм оплаты государственного образовательного кредита из будущих доходов конкретного лица, получающего высшее образование, ликвидирует несправедливость наращивания частного человеческого капитала за счет средств всех налогоплательщиков. Вместе с тем, осуществляясь в форме кредита, такая оплата не создает непреодолимого для человека барьера. Это особенно важно в образовании, поскольку в ее процессе наращивается мотивационный потенциал к повышению знаний, есть потребность в образовании формируется в самом процессе образования. Однако здесь мы должны обратить внимание на очень важный момент: работник, обладающий большим человеческим капиталом, должен иметь и большие доходы от его использования, т.е. уровень заработной платы работников с высшим профессиональным образованием должен быть в целом безусловно выше, чем уровень заработной платы нижчеквалификованих работников . К сожалению, п Украины, как и в других постсоциалистических странах, чрезвычайно низкой остается заработная плата не только неквалифицированных, но и наивысший квалифицированных работников наемного труда. Искаженная шкала общественной значимости труда с разным уровнем образования является сейчас главным препятствием на пути справедливого распределения расходов на оплату образовательных услуг и привлечение личных инвестиций в развитие человеческого капиталу.
Из всех аспектов развития экономики, выступают на первый план в условиях современного этапа развития цивилизованного общества, в первую очередь обращает на себя внимание практически полное смещение всех теоретических и практических проблем понятие "человеческий фактор" в область качественных аспектов развития человека, подготовки и использования рабочей сили.
Качество рабочей силы - это совокупность человеческих характеристик, проявляющихся в процессе труда и включают в себя квалификацию и личные качества работника: состояние здоровья, умственные (интеллектуальные) способности, способность адаптироваться, гибкость, мобильность, мотивированность, инновационность, профессиональную пригодность, нравственность тощо.
Квалификация работника - это совокупность его общего и специального профессионального образования, необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и производственного опыта для выполнения в данных организационно-технических условиях определенных видов работ определенной сложности. Таким образом, квалификация с очень важной, но далеко не единственной составляющей понятия "качество рабочей силы".
Образование и профессиональная подготовка является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Особенно возрастает их значение в наше время, когда на смену индустриальному типу экономического роста приходит гуманитарный, движущими силами которого становятся научные знания, творческий и интеллектуальный потенциал человека. Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, обусловливают реформирования системы образования, которое в полной мере способствовало бы формированию самостоятельного мышления, усилению индивидуального подхода к развитию творческих способностей, коренному улучшению профессиональной и общеобразовательной подготовки специалистов, способных работать в новых умовах.
Расходы на образование и профессиональную подготовку составляют основную долю капиталовложений в развитие рабочей силы на всех уровнях. Эти капиталовложения включают первоначальные затраты и сопровождаются надеждой на окупаемость и прибыльность в будущем. Профессиональная подготовка превращает простую рабочую силу в квалифицированную, которая за единицу времени создает большую стоимость по сравнению с простой, деквалификованою рабочей силой. Это позволяет нам рассматривать расходы на образование и профессиональную подготовку на всех уровнях, включая бюджетное финансирование сферы образования, не как необратимые, но необходимые расходы на воспитание подрастающего поколения, а как инвестиции в человеческий капитал, приносящие экономический и социальный эффект.
5.3. Образование и профессиональная подготовка в инфраструктуре рынка труда | ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА |