6.1. Характеристика коммунальных предприятий и особенности учета в них


Коммунальные предприятия оказывают коммунальные услуги населению и предприятиям , учреждениям и организациям. К ним относятся:
а) предприятия с тепло- , газо- , водоснабжения и водоотведения (секция Е по КВЭД) , санитарной очистки городов (секция В по КВЭД) , обслуживание лифтов. Эти предприятия предоставляют по-
слуги непосредственно населению и другим предприятиям и получают оплату ежемесячно согласно тарифам и заключенными договорами , при расчетах с населением услуги по обслуживанию лифтов и по санитарной очистке городов уплачиваются в составе квартирной платы , а другие из названных услуг оплачиваются отдельно ;
б) предприятия по обслуживанию жилья (секция К по КВЭД) , которые предоставляют услуги населению по обслуживанию жилья , ремонта квартир и жилых домов , сбор и перечисление некоторых коммунальных платежей соответствующим коммунальным предприятиям , а также предоставляют услуги по предоставлению нежилые -вых помещений в аренду;
в) другие коммунальные предприятия - зеленого хозяйства , внешнего благоустройства , городской электротранспорт , бюро технической инвентаризации , гостиницы и т.д. , - которые финансируются из бюджета или получают оплату от физических или юридических лиц за конкретные услуги , учет на этих предприятиях не рассматривается в этой работе.
Коммунальные предприятия могут быть приватизированы (частные ЖЭКи , ОАО " Укрлифт " и т.д.) .
Характерным для жилищных и коммунальных предприятий является обслуживание или эксплуатация крупных объектов основных средств - жилых домов , тепло- , газо- , водопроводных и канализационных сетей , насосных станций и т.п. . Ремонт и замена этих объектов требуют больших капитальных затрат, значительной частью осуществляются за счет бюджетного целевого финансирования.
Характерной особенностью отрасли является государственное регулирование цен , которое осуществляется установлением предельного уровня рентабельности и утверждением тарифов на услуги жилищно -коммунальных предприятий.
Большинство коммунальных предприятий являются монополистами , поэтому они платят в бюджет ЗО% суммы превышения расчетной величины фонда оплаты труда. Порядок внесения таких сумм утверждается ежегодно постановлением Кабинета Министров Украины. В 2002-2003 pp . порядок аналогичный. Согласно Постановлению [5] в 2003 г. и в I квартале 2004 г. расчетная величина фонда оплаты труда ( ФОПрозр ) определяется следующим образом:
ФОПрозр = ЗПсер • КП • Иобе • / инф • ЧЗПМИН ,
где ЗПсер - размер средней заработной платы за IV квартал предыдущего 2002 г. ( 300 грн. )
КП - количество работников (500 чел. )
бс - индекс объемов продукции (работ , услуг) за отчетный период ( ИД) ;
НА - на индекс инфляции за период с 01.01.2003 г. (1,03) ;
ЧЗПМИИИ - частное от деления минимальной заработной платы на ее прежний размер в случаях , если минимальная тарифная ставка ниже размера минимальной заработной платы или цены на услуги не повышались при росте оплаты труда , имела место экономия ресурсов и роста эффективности производства.
По условным данным , приведенным выше , расчет в одном из месяцев III квартала 2002 г. будет следующим ( предыдущим был 2001 p . ):
ФОПрозр = 300 • 500 • 1,1 • 1,03 • 1,398 = 237,59 тыс. грн.
Если фактический ФОТ за отчетный месяц составил 240 тыс. грн. , Предприятие должно внести в бюджет 723 грн. (30% от 2,41 тыс. грн.) .
Бухгалтерские проводки:
Д- т949 К- т642 ; Д- т642 К- ТСО.
В валовые расходы эти суммы не включаются.
Использование показателя ЧЗПМИН и уплату указанных платежей убыточными предприятиями введено с 2002 г.
Особенностями отрасли также неопределенность вопросов собственности , большие долги населения и бюджета , убыточность части жилищно -коммунальных предприятий (ЖКП) , много направлений бюджетного целевого финансирования ( дотации на покрытие убытков , субсидии малообеспеченным гражданам и возмещение льгот отдельным категориям граждан , субвенции , финансирование капитальных вложений и т.п.).
Одна из особенностей отрасли состоит в том , что , с одной стороны , люди практически не могут отказаться от пользования жит -
лом и коммунальными услугами , а с другой - могут уклоняться от оплаты этих услуг , в отличие от приобретения товаров народного потребления и т.д. . Поэтому уместно было бы снижение налогового давления именно в этой области : уменьшение размера квартирной платы и оплаты коммунальных услуг позволит уменьшить размеры государственных субсидий и способствовать уменьшению задолженности населения.
Учитывая проблемы коммунальных предприятий , государство предоставляет им временные льготы по уплате НДС : эти предприятия платят НДС в бюджет по дате поступления средств , а не по первой дате (подробнее далее).
Особенности отрасли определяют особенности ведения учета в ней:
1. Предоставления населению субсидий и льгот требует ведения расчетов с бюджетом с учетом его особенностей и задержек с выплатами.
2. Полученные дотации на покрытие убытков не облагаются НДС, требует корректировки сумм налогового кредита пропорционально суммам полученных дотаций.
3. Льготы по НДС предусматривают до использования субсчетов 643 и 644 в момент начисления , если это событие произошло ранее оплаты.
4. На жилые дома и объекты внешнего благоустройства амортизация в налоговом учете не начисляется , а в бухгалтерском начисляется с одновременным признанием дохода на сумму начисленной амортизации.
5. Весьма специфической участком учета является учет целевого финансирования капитальных вложений , субвенций и т.д. .
6. Есть существенные особенности предоставления в аренду государственного и коммунального имущества , принятия на баланс и передачи с баланса жилищного фонда.
7. При определении в годовой отчетности временных разниц по налогу на прибыль может иметь место такая ситуация: по налоговому учету определен ущерб , но есть отложенные налоговые активы , которые необходимо отразить по счету J 7 ( при наличии остатков по счетам 681,38 , 39, 47) . В таком случае надо сделать бухгалтерская проводка Д- т 17 К -т 98 .
Кроме того , коммунальные предприятия получают финансирование из бюджета. В бухгалтерском учете доход от такого финансирования признается по дате начисления долга бюджета , а в налоговом - по дате получения средств. В случае задержания в поступлении средств из бюджета возникают отсроченные налоговые обязательства.
8. Согласно п. 1.9 Закона о прибыли и Постановлением [7] коммунальные предприятия уплачивают в бюджет ежеквартально дивиденды , которые в 2003 г. составили 15% чистой прибыли в сроки , установленные для уплаты налога на прибыль. Размер дивидендов определяется умножением значение строки 220 Отчета при финансовых результатах на 0,15 и отражается в строке 21 декларации о прибыли предприятия. Этот платеж осуществляется в связи с распределением части прибыли государственных предприятий и по нему осуществляются авансовые платежи в бюджет согласно подпункту 7.8.2 Закона о прибыли.
9. Коммунальные предприятия составляют финансовый план на год согласно Порядку [12] , в части I которого отражаются ожидаемые доходы по их видам , расходы по статьям , финансовые результаты и распределение чистой прибыли , а в части II - источники формирования и поступления средств и направления их использования .
Счета для учета в ЖКХ
Коммунальные предприятия в основном предоставляют услуги , поэтому для учета используются субсчета:
703 " Доход от реализации работ и услуг";
903 "Себестоимость реализованных работ и услуг".
Расходы учитываются на счетах 23 ( производственные) , 92 ( административные) и 91 ( на предприятиях , где имеют место общепроизводственные расходы). Прочие доходы и расходы - операционные , финансовые и другие - учитываются так , как в других отраслях .
По расчетам с квартиросъемщиками , то в Инструкции к плану счетов бухгалтерского учета , утвержденной приказом Министерства финансов Украины № 291 от 30.11.99 p . , Допущена ошибка - предложено расчеты с квартиросъемщиками вести на субсчете 685 "Расчеты с прочими кредиторами" , т.е. должники ЖКП - дебиторы превратились в кредиторов.
Можно вести учет расчетов с квартиросъемщиками на отдельном субсчете счета 36 "Расчеты с покупателями и
заказчиками " или счета 37" Расчеты с разными дебиторами " , после всех корректировок Инструкции к плану счетов это не имеет существенного отличия .
Дотации , субсидии и возмещение льгот из бюджета являются целевым финансированием и учитываются на счете 48 " Целевое финансирование и целевые поступления". При этом дотации зачисляются в кредит субсчета 718 " Доход от безвозмездно полученных оборотных активов» , а субсидии и льготы - в кредит субсчета 703 как доход от основной деятельности ЖКП. Целевое финансирование согласно пункту 16 П ( С) БУ 15 "Доход " не признается доходом до тех пор, пока не существует подтверждение того , что оно будет получено и предприятие выполнит условия по такому финансированию. При начислении долга бюджета отражать его как дебиторскую задолженность:
Д- т 377 К -т 48 ,
а после получения средств отражать доход :
Д- т 311 К-т 377; Д -т 48 К-т 703.
Для выполнения пункта 19 П (С ) БУ 15 в конце года надо делать проводки
Д- т 48 К -т 703.
Проводки по начислению дотаций не делаются , они отражаются в учете по дате получения.
Далее в проводках использоваться следующие субсчета счетов 36 и 37:
361 "Расчеты с предприятиями ( потребителями коммунальных услуг)";
377.1 "Расчеты с бюджетом по субсидиям ";
377.2 "Расчеты с бюджетом по возмещению льгот" ; 364 или 378 " Расчеты с квартиросъемщиками ";
379 " Расчеты с арендаторами нежилых помещений в ЖО ".
Доход от аренды коммунальные предприятия учитывают на субсчете 713 , а. жилищные организации - на субсчете 703 , поскольку предоставление в аренду нежилых помещений является для них основной деятельностью.
Синтетический бухгалтерский учет коммунальные предприятия ведут преимущественно по сокращенной журнально- ордерной форме учета (7 журналов-ордеров , новая форма которых утверждена приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2000 г. № 356). Некоторые крупные предприятия используют полную журнально -ордерной форме учета. Малые предприятия , в том числе , перешедшие на уплату единого налога , используют либо упрощенную форму учета , или ведут учетные регистры , самостоятельно разработанные с учетом утвержденных. Подавляющее большинство жилищных организаций учет расходов и доходов ведут в журнале- ордере № 05-ЖГ , который использовался раньше в этой отрасли , он удобен и приспособлен к особенностям именно этих предприятий. Далее в статье будет приведен пример его заполнения с учетом современной методологии бухгалтерского учета.
Глава 6. УЧЕТ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ хозяйстве 6.2. Налогообложения жилищно -коммунальных предприятий