6.2. Налогообложения жилищно -коммунальных предприятий


Жилищно-коммунальные предприятия уплачивают налоги согласно законодательству.
Класс профессионального риска производства для уплаты сбора на страхование от несчастных случаев в жилищных организациях - 2 , на предприятиях по теплоснабжению - 17 , водоснабжения - 37 , уборка мусора - 12.
В части некоторых налогов, зачисляемых в местный бюджет (коммунальный налог , часть платы за землю) , местные органы власти могут предоставлять льготы некоторым коммунальным предприятиям. На практике в разных регионах Украины предоставления этих льгот осуществляется по-разному - от освобождения от уплаты на 90-100 % до отсутствия каких-либо льгот.
Иногда для коммунальных предприятий устанавливается льгота по плате за специальное использование природных ресурсов.
Налоги , которые невозможно прямо отнести на производственные или общепроизводственные расходы ( счета 23 , 91) , относятся к административным расходам (счет 92). С целью уменьшения доли последних ЖКУ , как и другие предприятия , могут относить часть коммунального налога (согласно численности производственного персонала) , налог с владельцев транспортных средств (в части транспортных средств производственного назначения ) в дебет счетов 23 , 91.
Налог на прибыль
Жилищно-коммунальные предприятия часто бывают убыточными и получают дотации из бюджета , но они платят налог на прибыль на общих основаниях согласно Закону о прибыли. Валовые доходы и валовые расходы определяются как и на других предприятиях.
Есть особенности во включении в валовой доход поступлений из бюджета (дотаций , субсидий , льгот). Согласно п. 11.3 Закона о прибыли датой увеличения валового дохода в случае продажи товаров (работ , услуг) с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств на счет налогоплательщика или дата получения соответствующей компенсации в любом другом виде , включая уменьшение задолженности такого налогоплательщика по его обязательствам перед таким бюджетом. Поэтому дотации , субсидии , льготы включаются в валовой доход не по первому событию , а после их получения жилищно -коммунальным предприятием.
Налог на добавленную стоимость
Жилищно-коммунальные предприятия являются плательщиками НДС со всех своих доходов кроме бюджетных дотаций и других видов бюджетного целевого финансирования , при которых не возникает операций продажи (целевое финансирование капитальных вложений , ремонтов , на подготовку к осенне -зимнему периоду и т.д.). Согласно п. 11.11 Закона о НДС некоторые подотрасли жилищно -коммунального хозяйства имеют льготу по НДС , а именно: ЖЭКи , ЖКП по тепло- , водо- и газоснабжения , а также те , стоимость услуг которых включается в состав квартирной платы (обслуживание лифтов , вывозу и утилизации мусора , противопожарных мероприятий и т.п.) , при предоставлении услуг физическим лицам и бюджетным организациям определяют НДС кассовому способу. Кассовый способ заключается в том , что налоговое обязательство по НДС определяется по дате получения средств , а налоговый кредит - по дате оплаты счетов поставщиков или предоставления других видов компенсации стоимости их услуг.
Дотации согласно подпункту 3.2.7 Закона о НДС не являются объектом обложения НДС. Поскольку в жилищно- коммунальных предприятиях все операции , кроме получения дотаций , являются объектом обложения НДС , здесь необходимо применять нормы подпункта 7.4 Закона о НДС. На этот счет существуют разъяснения ГНА Украины , в частности , письма № 6579/6/16-1220-26 от 29.11.2000 г. № 4586/7/16-1217-20 от 09.04.2001р . и др. . Право налогового кредита по приобретенным товарам (работам , услугам) жилищно-коммунальные предприятия имеют только в части , соответствующей части использования таких приобретенных товаров в налогооблагаемых операциях. Эту часть следует определять исходя из соотношения суммы всех доходов ЖКХ и суммы полученной дотации.
Например , в текущем периоде:
доход от реализации услуг жилищно -коммунального предприятия - 900 000 грн. , дотация -100 000 грн. ,
стоимость приобретенных материалов - 50 000 грн. , налоговый кредит по приобретенным материалам - 10 000 грн.
Доля дотации в общей сумме дохода составляет : 100 000 : (900 000 100 000) = 0,1 .
Такая же часть налогового кредита , а именно 1000 грн. (10 000 х х 0,1) , должна быть списана с субсчета 641.НДС и включена в стоимость соответствующих материалов проводкой Д -т 20 Km 641.НДС .
При заполнении Книги учета приобретения товаров (работ , услуг) корректировки налогового кредита можно сделать только после поступления дотаций. Для решения этой проблемы некоторые
налоговые органы разрешают все записи в Книгу делать в конце месяца , когда известна сумма , которую можно включить в налоговый кредит. Возможно в течение месяца всю сумму уплаченного ( начисленного) НДС по товарам (работам , услугам) включать в состав налогового кредита , а в конце отчетного периода сделать корректировку налогового кредита на сумму НДС , подлежащая отнесению в состав валовых расходов.
Следует отметить , что мнение ГНА относительно применения норм п. 7.4 не вполне соответствует Закону , поэтому судебные дела по этому вопросу разрешаются , как правило , не в пользу ГНАУ.
Возмещение льгот и субсидии , согласно с толкованием налоговых органов ( указанные выше письма) , является объектом обложения НДС ( хотя в части субсидий это противоречит подпункту 3.2.7 Закона о НДС). Налоговое обязательство по этим платежам возникает при их поступлении соответствии с подпунктом 7.3.5 Закона о НДС - датой возникновения налоговых обязательств по НДС при продаже услуг с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств из бюджета.
6.1. Характеристика коммунальных предприятий и особенности учета в них 6.3. Учет доходов жилищно-коммунальных предприятий