6.3. Учет доходов жилищно-коммунальных предприятий


Жилищно-коммунальные предприятия , как и все другие предприятия , отдельно определяют доходы от операционной , финансовой и иной деятельности. Рассмотрим , главным образом , доходы от основной деятельности и некоторые специфические доходы от прочей операционной деятельности. Учет доходов не отличается от учета в других отраслях.
Состав доходов коммунальных предприятий:
1) поступления от населения в оплату коммунальных услуг;
2) поступления от предприятий , учреждений , организаций за предоставленные услуги;
3) субсидии малообеспеченным категориям граждан;
4) возмещение льгот отдельным категориям граждан (ветеранам войн , лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы , судьям , военнослужащим , работникам прокуратуры и т.д. );
5) бюджетные дотации на покрытие убытков , иногда - субвенции.
Субсидия - вид пособия , обычно денежного, которое предоставляется кому-либо государством или учреждением.
Дотация - это денежные средства , предоставляемые без возврата из государственного бюджета для компенсации превышения расходов над доходами предприятий , организаций
Статьи доходов жилищных организаций :
1) квартирная плата (без целевых сборов и платежей) , за приватизированными квартирами - возмещение эксплуатационных расходов в размере квартирной платы;
2) арендная плата;
3) сборы с арендаторов нежилых помещений на покрытие эксплуатационных расходов ;
4) поступления от предприятий и организаций ( по тепло- , газо- , энерго- , водоснабжения и водоотведения) за обслуживание внутридомовых сетей и оборудования;
5) поступления от ЖСК , принятых на обслуживание;
6) другие доходы ( процент от платы за содержание собак , плата за гаражи , общежития , охрану подъездов и т.п.).
7) дотации , субсидии , возмещение льгот , субвенции.
Расчеты с квартиросъемщиками осуществляются в основном через банковские учреждения. Первичным документом является квитанция -сообщения ( счет) , которая может быть листом квитанционной книжки , а может ежемесячно выписываться на вычислительном центре и передаются квартиросъемщику . В некоторых регионах Украины коммунальные предприятия по тепло- , газо- , водоснабжения и водоотведения непосредственно получают плату от населения ( каждое - по отдельной квитанции ) , а в некоторых эти платежи уплачиваются по единой квитанции на счет жилищной организации , в этом случае жилищные организации получают эти платежи как транзитные и сразу перечисляют их и соответствующим коммунальным предприятиям.
Оплата жилья и коммунальных услуг осуществляется по тарифам (за 1 м2 , за одну прописанную человека) или по счетчикам , ! если таковые установлены.
Одной из самых больших проблем при расчетах с населением есть большая задолженность последнего перед ЖКУ. Причиной является , с одной стороны , высокие тарифы (по сравнению с заработной платой) , а с другой - отсутствие наказаний для неплательщиков. Судебные разбирательства дел должников заканчиваются, как правило , в пользу ЖКУ , но это требует определенных затрат. Надо помнить однако , что срок исковой давности по гражданским искам в Украине составляет три года , после чего просроченная задолженность жилищно- коммунальному предприятию не возвращается.
Расчеты с предприятиями - потребителями коммунальных услуг - осуществляются , как и в других отраслях , платежными поручениями или платежными требованиями -поручениями согласно договорам по тарифам или показаниями счетчиков. Валовой доход и налоговое обязательство по НДС на коммунальном предприятии возникают по первой дате . Просроченную более ЗО дней задолженность коммунальные предприятия могут исключить из валового дохода при условии обращения в суд согласно Закону о прибыли .
Расчеты с бюджетом по субсидий, дотаций и возмещения льгот осуществляются путем подачи расчета возмещения или получения из отдела субсидий информации о предоставляемых субсидии. Эта информация , как и само бюджетное возмещение , часто поступает с опозданием. Далее приведены бухгалтерские проводки по отражению тех субсидий , информация о которых есть в ЖКП , и тех , информация о которых поступает с опозданием , а также показано отражение бюджетного финансирования в налоговом учете. Задолженность населения перед ЖКХ приводит к росту задолженности ЖКУ перед поставщиками, поэтому бюджетное финансирование (в частности , дотации ) часто предоставляется с целевым назначением - погашение задолженности перед поставщиками , особенно за энергоносители. Последние годы запрещены расчеты с бюджетом в неденежной форме , в том числе взаимозачеты , поэтому бюджетные средства чаще поступают на счет ЖКУ и сразу перечисляются поставщикам .
Учет доходов и расходов коммунального предприятия рассмотрим на условном примере:

Задолженность населения 360 000 ;
Полученная плата от населения 240 000 ;
Возмещения льгот начислено 24 000 ;
Субсидии известны 42 000 ;
Субсидии , начисленные в текущем месяце 4800 ;
Поступило возмещение льгот , субсидии 48 000 ;
Долг предприятий 264 000 ;
Поступили дотации 11000.
Бухгалтерские проводки по учету доходов жилищно-коммунальных предприятий представлены в таблице 6.1. Еще раз подчеркиваем , что валовой доход при расчетах с бюджетом и налоговое обязательство по НДС при расчетах с населением и с бюджетом возникают в момент получения средств.
Таблица 6.1
Внимание! В операции 5 Второй проводкой можно сделать такое же , как в операции 1 , только методом сторно: Д- т 364 К-т 703.
Валовой доход и доход в бухгалтерском учете составил 567 000 грн.
Специфические доходы жилищных организаций отражены в табл. 6.2. Проведение по получению платы за обслуживание внутридомовых сетей и оборудования приведены только для жилищных организаций , которые не получают от населения коммунальные платежи.
Таблица 6.2
Подробнее учет аренды в ЖКХ рассмотрен в пункте 7 настоящего раздела.
6.2. Налогообложения жилищно -коммунальных предприятий 6.4. Учет затрат коммунальных и жилищных предприятий