7.3. Государственный надзор и контроль за состоянием охраны труда в Украине

Обеспечение безопасных и безвредных условий труда является неотъемлемой частью государственной политики, одной из важнейших функций центральных и местных органов исполнительной власти и Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим важное значение приобретает государственный надзор и контроль за состоянием охраны праци.
Государственный надзор - это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц (государственных инспекторов, государственных санитарных врачей), направленная на обеспечение выполнения органами исполнительной власти, субъектами хозяйствования и работниками требований законов и других нормативно-правовых актов об охране праци.
Согласно ст. 38 Закона Украины «Об охране труда» государственный надзор за соблюдением законодательства и других нормативных актов об охране труда осуществляют:
Государственный департамент по надзору за охраной труда, его территориальные управления в областях и государственные инспекции;
органы, учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава и других центральных органов исполнительной власти;
Главное управление государственной пожарной охраны МЧС, территориальные и местные органы государственного пожарного надзора;
Главная государственная инспекция по надзору за ядерной безопасностью (Держатоминспекция) и Государственная экологическая инспекция (в части надзора за безопасным использованием источников ионизирующего излучения), которые относятся к Минприроды, и подчиненные им инспекции на мисцях.
Определенные функции в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде имеют органы Государственной экспертизы труда. Государственная инспекция условий труда Министерства труда и социальной политики Украины создана на основании постановления Кабинета Министров Украины «О государственной экспертизе условий труда» от 1 декабря 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями, задачами которой является осуществление государственного контроля за предоставлением работникам льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных умовах.
Согласно действующему законодательству основными задачами органов государственного надзора являются:
внедрение в жизнь законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, направленных на создание безопасных и здоровых условий труда, на защиту жизни и здоровья работников при работе путем выполнения надзорных функций, предоставление работодателям и работникам технической, организационно-методической и другой информации и консультаций относительно эффективных средств и мер, направленных на соблюдение положений законодательства;
обеспечения компетентной консультативной и экспертной поддержки решений, принимаемых на государственном и других уровнях, по вопросам охраны труда, безопасности объектов повышенной опасности, профилактики техногенных аварий, пожаров и катастроф.
Наряду с наблюдением важное значение имеет контроль за состоянием охраны труда. Контроль - это система проверок соблюдения требований законодательства об охране труда и выполнение соответствующих планов, программ, предписаний, обязательств коллективных договоров и соглашений и других профилактических мероприятий, осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности уполномоченными должностными лицами, службами или представителями органов исполнительной власти, субъектов хозяйствования, общественных организаций, трудовых колективив.
Выделяют следующие виды контроля: государственный, ведомственный, региональный, внутренний и громадський.
Государственный контроль - это контроль государственных органов за соблюдением законов, нормативных актов, за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций согласно действующему законодавством.
Ведомственный контроль осуществляется должностными лицами, уполномоченными представителями и службами министерства или другого центрального органа исполнительной власти, а также ассоциации, корпорации, концерна или другого объединения, предприятия, в учреждениях, организациях, которые принадлежат к сфере управления этого центрального органа исполнительной власти или создали данное объединение предприятий. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти, уполномоченные на управление имуществом государственных предприятий, основанных на государственной собственности, осуществляют ведомственный контроль за соблюдением этими предприятиями требований законодательства об охране труда, применяя при необходимости дисциплинарные и другие меры принуждения к нарушителям законодательства. Должностные лица служб ведомственного контроля могут применять на этих предприятиях права, предусмотренные для должностных лиц органов государственного надзора, за исключением прав наложения штрафов за административные правонарушения и применения к предприятиям штрафных санкций.
Региональный контроль реализуется должностными лицами, уполномоченными представителями и службами местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных (зарегистрированных) на территории соответствующего региона. Задачей органов и служб регионального контроля является профилактика правонарушений в сфере охраны труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных на соответствующей территории. Главная функция этих органов и служб состоит в обеспечении контроля за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов по этим вопросам владельцами малых предприятий, фирм, фермерских и других хозяйств и физическими лицами - предпринимателями, которые зарегистрированы соответствующими местными органами исполнительной власти и не подчинены (не подконтрольные) органам и службам ведомственного контролю.
Внутренний контроль осуществляется в пределах предприятия (учреждения, организации) его (ее) собственником или уполномоченным им органом и соответствующими службами и должностными лицами этого предприятия (учреждения, организации).
Общественный контроль выполняется выборными органами и представителями профессиональных союзов, других общественных организаций, комиссиями предприятий и уполномоченными трудовых коллективов.
7.2. Органы государственного управления охраной труда: их компетенции и полномочия 7.4. Профсоюзный и общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда