7.4. Профсоюзный и общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Согласно Закону «Об охране труда» в течение 1992-1993 гг профсоюза передали государству надзорные функции в области охраны труда, одновременно сократив численность технических инспекторов труда. Однако это вовсе не означает, что профсоюзы отошли от решения данных проблем. Прежнему все важнейшие вопросы организации здоровых и безопасных условий труда, обеспечение прав и социальных гарантий работников решаются при непосредственном участии профсоюзов. Эти полномочия закреплены в Законе Украины «Об охране труда».
Опыт международного профсоюзного движения свидетельствует о том, что вопросы условий труда более зарплатой и занятостью является главным направлением деятельности профсоюзов почти во всех странах мира. Ведь от того, как будет обустроена рабочее место, в какой мере оно отвечает требованиям безопасности, санитарии, гигиены, зависит не только здоровье, а порой и жизни работника. От этого напрямую зависит производительность труда и качество производимой продукции.
Риск травматизма в Украине в несколько раз выше его уровень в промышленно развитых странах мира. Для кардинального улучшения положения с условиями и безопасностью труда на производстве необходимо изменить концепцию подходов к решению этих проблем.
Нельзя считать нормальным, если на возмещение льгот и различных компенсаций за работу в условиях, не соответствующих нормам и требованиям охраны труда, расходуется средств в десятки раз больше, чем на приведение их в соответствие с нормативами.
Соотношение между затратами на улучшение условий и охраны труда в расходы на доплаты, пенсии, льготные отпуска и т.д. составляет 1: 10. Пока такое соотношение существовать, никакого существенного улучшения условий труда и резкого снижения производственного травматизма не спостеригатиметься.
Исходя из того, что государство начинает управлять и осуществлять надзор за охраной труда, профсоюзы должны сосредоточиться на контроле за соблюдением соответствующими государственными структурами, хозяйственными руководителями, владельцами требований законодательства об охране труда и особенно тех, которые касаются возмещения причиненного ущерба пострадавшим на производстве, предоставление льгот и компенсаций, предусмотренных Законом. То есть главной задачей профсоюзов в области охраны труда является защита прав и законных интересов работников от возможного произвола владельца или государственных структур.
Практически всю политику в области охраны труда и окружающей среды профсоюзы должны проводить, как правило, через коллективные договоры и тарифные соглашения, заключаемые на всех уровнях с государственными или общественными структурами.
На государственном уровне профсоюзы активно участвуют в работе по совершенствованию законодательства по охране труда, создания в Украине собственной нормативной базы, разработке Национальной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, осуществление контроля за решением правительства и других государственных органов по этим вопросам. Согласно Типовому положению о представителях профсоюзов по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением президиума Федерации профсоюзов Украины от 22.04.1994 г., представители профсоюзов участвуют в
разработке Национальной программы улучшения безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также соглашений по вопросам улучшения условий и безопасности труда;
формировании региональных программ по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, имеющих межотраслевое значение;
разработке государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда;
расследовании несчастных случаев и профзаболеваний;
организации страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в порядке и на условиях, определяемых законодательством и коллективным договором (соглашением, трудовым договором);
разработке владельцем комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов по охране труда;
подготовке вместе с владельцем представления об определении и утверждении трудовым коллективом порядка оплаты и размеров единовременного пособия работникам, пострадавшим на виробництви.
Профсоюзы имеют право беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение соответствующих обязательств коллективных договоров (соглашений), соблюдения владельцем требований трудового законодательства относительно режима рабочего времени и времени отдыха работников, обеспечения их надлежащими санитарно-бытовыми помещениями, средствами индивидуальной и коллективной защиты. Они могут давать заключения об обстоятельствах и причинах несчастных случаев на производстве, определять ответственных за это должностных лиц и присылать свои выводы соответствующим органам.
Вместе с профсоюзами общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда выполняют трудовые коллективы через уполномоченных. Уполномоченные по вопросам охраны труда осуществляют контроль:
условий труда на рабочих местах, безопасности технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояния средств коллективной и индивидуальной защиты;
действующего режима труда и отдыха;
обеспечения работников специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты;
льгот и компенсаций за работу в тяжелых и вредных условиях труда;
возмещение владельцем вреда работникам в случае повреждения их здоровья или причинение морального вреда.
Уполномоченные по вопросам охраны труда имеют право беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда, соблюдение работниками нормативных актов по охране труда, а также вносить предложения по устранению выявленных нарушений нормативных актов по охране труда и осуществлять контроль за реализацией этих пропозиций.
Согласно социальной стратегией Федерации профсоюзов Украины в условиях ускорения экономических реформ социальные приоритеты профсоюзов в вопросах охраны труда и окружающей среды являются:
обеспечения всем работникам, независимо от форм собственности и видов деятельности предприятий, условий труда в соответствии с действующими законодательными и других нормативных актов по вопросам охраны труда;
внедрение экономических методов управления охраной труда и окружающей среды, которые будут предусматривать как материальное поощрение государством соответствующих мер, так и штрафные санкции за отклонение от нормативных требований;
полное и своевременное возмещение ущерба потерпевшим или семьям погибших на производстве;
своевременная разработка и реализация государственной, отраслевых и региональных программ по охране труда и окружающей среды;
обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты согласно действующим нормам.
7.3. Государственный надзор и контроль за состоянием охраны труда в Украине 7.5. Организация научных исследований