8. Научные условия возникновения теории государственной службы

Теория государственной службы имеет междисциплинарный характер. Она интегрирует согласно своему предмету знания из других образовательных и научных отраслей: юридических, философских, политологических, социологических, экономических, психологических, кадрознавчих тощо.
На первых этапах своего развития теория государственной службы в системе общественных наук может рассматриваться как:
один из исследуемых элементов административного права;
неотъемлемая часть истории развития государственности Украины;
отрасль юридической науки;
комплексная дисциплина, которая включает в себя элементы таких дисциплин, как конституционное право, административное право, теорию государства и права.
Однако впоследствии исследователи этой сферы общества пришли к выводу, что анализ только правовых или политических и других аспектов жизни не дает полной картины всех процессов и явлений, происходящих в этой сфере общества. Это связано прежде всего с тем, что государственная служба является не только правовой, но и социальный, организационный, экономический, культурный институт.
Итак, рассматривая государственную службу как комплексный и многогранный социально-правовой, организационный, экономический и культурный институт, наука способствует привлечению понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария таких наук, как право, политология, экономика, менеджмент, социальная психология, социология и многих других, которые «специализировались» на исследовании аспектов, граничащих с государственной службой. Но прежде всего надо выделить ряд смежных научных дисциплин, в том числе общую теорию социального управления, теории государства и права, науки административного права, теории социальной информации тощо.
Кроме того, изучение этого феномена будет эффективным в случае сочетания методов и приемов философских, экономических, социологических и юридических наук. Современная государственная служба использует достижения многих общественных наук, давая толчок к развитию останних.
Так, теория государства и права определяет положение о формальных организационные структуры государственной власти и связи между ними, общие закономерности развития государства и права. Она дает теоретический (типы определенных правовых решений, их связи с интересами различных общественных групп) и эмпирический материал по конкретных правовых решений и факторов, их зумовили.
Иными словами, право определяет общие рамки деятельности государства и институтов общества, связанных с реализацией государственной власти. Согласно таким пониманием категории государства последняя является одной из важнейших в государственной службе, тем более, что деятельность государства, функционирование ее управленческого аппарата осуществляются через государственную службу, являющуюся особым институтом современного держави.
Предметом анализа экономики являются процессы производства, распределения и обмена материальных благ. Понятно, что такой анализ невозможен без категориального и методологического аппарата экономики. Экономические процессы рассматриваются в контексте вмешательства государства в экономическую сферу общества (реализацией экономической, социальной политики).
Благодаря указанному анализа удается выявить экономическую деятельность государственного аппарата, эффективность механизмов управления экономикой и их средства, рассмотреть экономико-правовые функции государственной службы тощо.
Создавая общую картину мира, философия дает толчок к предметным выводов в сфере науки государственной службы. Особое значение имеют теоретико-познавательные и методологические основы, которые дают общие понятия о принципах и условиях познания тех или иных явлений. Важную роль играют и такие разделы философии, как этика, онтология.
Например, этика способствует формированию системы ценностей, норм, оценок, образцов поведения людей в процессе деятельности, а онтология отражает, создает картину буття.
Объектом исследования социологии является гражданское общество. Социология обогащает науку государственной службы положениями о функционировании общества как целого, а также его составляющих и общественных отношений между ними.
Чрезвычайно важны методологические разработки социологии, касающиеся эмпирических исследований и прежде опросов общественного думки.
Психология анализирует внутренний, духовный мир человека, а значит, очень важна для анализа роли субъективного фактора в деятельности государственной службы, для исследования культуры и ментальности государственных служащих, которые работают в этой сфери.
Такие науки, как теория систем, кибернетика, статистика, логика, методология, предоставляют науке государственной службы форму, количественное измерение, конструкции подачи научных сообщений с точки зрения абстрактных толкований явлений и процессов. Эти науки способствуют целостному и динамичному пониманию явлений (например, модель государственной службы), анализа условий, а также процессов воплощения идей и концепций практику.
Практически все общественные науки дают материал для тех или иных событий и явлений. Такие науки, как демография (о народонаселении), этнография (об этносах), экономическая география (геополитика) и многие другие, всесторонне освещают различные стороны жизни общества, давая науке государственной службы свой инструментарий и результаты дослиджень.
Итак, почти все общественные науки в той или иной степени животворный источниками науки государственной службы, которая использует их потенциал для анализа проблем различных сфер общества. И именно этим - большей междисциплинарность и системности - наука государственной службы существенно отличается от своих сестер в области человеческого знання.
Учитывая необходимость научного сопровождения процессов развития государственной службы, целевого обеспечения органов государственной власти специалистами высшей квалификации, сформирована научная отрасль государственного управления по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по государственному управлению.
Она изучает научные проблемы по ряду специальностей: теория и история государственного управления, государственные механизмы управления, государственная служба, местное самоврядування.
Содержанием специальности «Теория и история государственного управления» является исследование теоретико-методологических основ государственного управления как целенаправленного воздействия государства на состояние и развитие общественных процессов и отношений, поведение и деятельность личности для достижения целей и реализации функций государства через деятельность органов государственной власти и в пределах определенных законом полномочий органов местного самоуправления, закономерностей государственно процессов, оптимизации систем государственного управления, исследования социально-исторических источников их возникновения и тенденций розвитку.
Научная специальность «Государственные механизмы управления» направлена на исследование теоретико-методологических и научно-практических проблем и закономерностей государственных механизмов, административно-организационных направлений государства, функций, структуры и особенностей аппарата управления на различных ривнях.
Специальность «Государственная служба» охватывает исследование государственной службы как института государственного управления, призванного обеспечить реализацию положений Конституции, законодательных и других нормативно-правовых актов относительно внедрения целей, задач и функций государства.
Содержанием специальности «Местное самоуправление» является исследование организационных, правовых, политических, экономических, финансовых, социальных и других аспектов местного самоуправления.
2. Общенаучные ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 9. Основные понятия и категории теории государственной службы