21. Экономико-правовые функции государственной службы

Исследование экономических функций государства предполагает познание их сущности, в частности от внешнего ее проявления в виде форм и структур регулирования к внутренней природы. Рассмотрение сущности никогда не ограничивается одной сферой, а раскрывается во всей многогранности проявлений инших.
Реализация государством своих целей и функций в интересах государственного, экономического, социального, экологического, культурного и национального развития направлена на конкретизацию целей, задач, функций и полномочий органов государственной власти. Основные цели и функции государства в сфере экономики определены Конституцией Украины, с целью их выделения позволяет отнести их к экономико-конституцийних.
Обеспечения экономической безопасности Украины согласно ст. 17 Конституции Украины принадлежит к одной из «важнейших функций государства, делом всего украинского народа». Понятие экономической безопасности Украины интегрирует в себе: формирование национальных экономических интересов Украины на базе и в рамках национальных и общепризнанных мировым сообществом общих ценностей, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз для национальных экономических интересов Украины, формирования национальных экономических целей с учетом существующих и вероятных угроз и реализации мер по противодействию им, разработки стратегии достижения национальных экономических целей и реализации в стране и на международной арене. С точки зрения экономической безопасности крупнейшими угрозами национальной экономической безопасности является несбалансированность интересов личности, социальных групп, государства и общества, разрыв между реализацией конституционно определенных признаков Украины как демократического социального правового государства и государственно-общественной практикой, кризисное состояние экономики, углубление социальной дифференциации, ухудшение демографической и экологической ситуации, недостаточность топливно-энергетических ресурсов тощо.
Обеспечение экономической безопасности страны реализуется через государственную экономическую политику, которая является составляющей Программы деятельности Кабинета Министров Украины и программы экономического и социального развития. Последние приобретают легитимность после одобрения Верховной Радой Украины (ст. 85, п. 11) и утверждение областными и районными советами (ст. 143).
В деятельности органов государственной власти можно выделить такие экономико-конституционные функции.
Верховная Рада Украины как единственный орган законодательной власти:
утверждает Государственный бюджет Украины и вносит изменения в него (ст. 85, п. 4);
определяет основы внутренней и внешней политики (ст. 85, п. 5);
утверждает общегосударственные программы экономического развития (ст. 85, п. 6);
одобряет Программы деятельности Кабинета Министров Украины (ст. 85, п. 11);
утверждает перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, и определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности (ст. 85, п. 36).
Исключительно законами Украины определяются (ст. 92): правовой режим собственности (п. 7); правовые основы и гарантии предпринимательства, правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования (п. 8); основы внешнеэкономической деятельности, таможенного дела (п. 9). Также законами Украины устанавливаются: Государственный бюджет Украины и бюджетная система, система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, порядок образования и погашения государством внутреннего и внешнего долга, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы; порядок создания и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический режим, отличный от загального.
Кабинет Министров Украины:
обеспечивает экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства (ст. 116, п. 1);
обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики (ст. 116, п. 3);
разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического развития (ст. 116, п. 4);
обеспечивает равные условия развития всех форм собственности, осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом (ст. 116, п. 5);
разрабатывает проект закона о Государственном бюджете и обеспечивает его исполнение (ст. 116, п. 6);
организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела (ст. 116, п. 8).
Местные государственные администрации:
выполняют государственные и региональные программы экономического и социального развития (ст. 119, п. 3);
готовят и выполняют соответствующие областные и районные бюджеты (ст. 119, п. 4).
Указанные функции можно классифицировать на: установочно-правовые (определяют правовые основы рыночной экономики), прогностически-деятельностные (разработка бюджетов и программ и их реализация) и хозяйственно-управленческие (управление государственной собственностью). Такая классификация может быть распространена и на местное самоуправление. К установочно-правовых функций следует отнести утверждение местных бюджетов и программ, а также установление местных налогов и сборов, к прогностически-деятельностных - контроль выполнения местных бюджетов, в хозяйственно-управленческих - управление имуществом, находящимся в коммунальной власности.
Содержание, внутреннее наполнение экономико-конституционных функций органов государственной власти находится под влиянием и давлением существенных изменений.
Первое. В Украине на практике реализуется модель открытой конкурентной экономики характеризуется следующими признаками:
сформирован экономическую инфраструктуру государства, то есть денежную, финансовую, платежную, налоговую, банковскую и другие системы;
сформирован базовые принципы многоукладной экономики: идет необратимый процесс утверждения механизмов частной собственности, становления и расширения частного и корпоративного секторов экономики;
утвержден рыночный механизм ценообразования, по непростой переход к мировым ценам и меры по либерализации хозяйственных связей, введен либеральный режим внешней торговли, что обеспечило товарную насыщенность рынка, преодоления хронической дефицитности национальной экономики;
введен земельную реформу;
утвержден основы рыночной экономики, обеспечено становлением фондового, товарного, денежного и валютного рынков, двухуровневой банковской системы и постепенным освоением рынка ценных паперив.
Эти изменения сопровождаются трансформацией социальных отношений, в частности в структуре суспильства.
Второе. Интенсивно формируется прослойка среднего класса - предпринимателей и собственников имущества и акций, что приводит к реальному их влияния через политическую систему на управленческие процеси.
Реальное воплощение получили экономическая свобода личности, возможность свободного выбора сферы деятельности. Вместе с существенными изменениями в экономической сфере трансформируется общественная психология. Люди начинают усваивать вечные ценности гражданского общества. В первую очередь это касается молодежи, которая становится гарантом распространения реформ, курса становления социально ориентированной рыночной економики.
Третье. Утверждение модели открытой рыночной экономики обусловило разработку и принятие большого количества законодательных и нормативных актов, касающихся функционирования органов власти в хозяйственной сфере. Возникла необходимость нормирования управления государственной собственностью, приватизации предпринимательства, банкротства, внешнеэкономической деятельности предприятий, поддержки занятости населения и т.п..
Четвертое. Значительное влияние на содержание экономико-конституционных функций осуществляет расширение экономических связей со странами дальнего зарубежья и изменение характера связей со странами СНД.
Внешнеэкономическая деятельность Украины характеризуется многовекторностью. Задача инновационного развития обусловливают ее направления в европейском направлении. Важной составляющей стратегии экономического роста является углубление внешнеэкономических отношений с Росиею.
Обеспечение интегрирования украинской экономики в структуру мирового экономического пространства, включения в международной торговой системы, стимулирования иностранных инвестиций и вовлечения их в сферу приватизации, повышения экспортного потенциала украинских предприятий, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке и т.д. - это те факторы, которые коренным образом изменили цели и функции органов государственной власти во внешнеэкономической дияльности.
Пятое. Изменение содержания функций органов государственной власти актуализирует внедрение функционального управления, что соответствует сущности рыночной экономики.
В отличие от отраслевого управления, для которого характерны вертикальные правоотношения, функциональное управление характеризуется отношениями субъектов, организационно не подчиненных друг другу. Функциональное управление означает, что субъект управления в рамках конкретной функции или их совокупностей вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, контроль, административное принуждение или наделяется хотя бы одним из указанных повноважень.
Тем самым функциональное управление нормирует деятельностный аспект предприятия, то есть «правила игры», а не сам субъект.
Шестое. В государственной власти удельного веса приобретает процесс разграничения политических и административных функций. Для органов актуальным является разграничение политической и административной компетенции.
Седьмое. Изменение направления региональной политики на обеспечение существенного динамизма региональном социально-экономического развития путем эффективного вовлечения в хозяйственный оборот ресурсного потенциала регионов обусловливает как обновление содержания полномочий, так и ответственность региональных и местных органов власти за решение текущих проблем.
Рассмотрев факторы, коренным образом повлияли на содержание экономико-конституционных функций органов власти, необходимо отметить, что все функции, определенные для органов соответствующих организационно-правовых статусов, органично и диалектически взаимодействуют. Актуальным для всей государственной власти и отдельного органа является обеспечение их взаемосприяння с целью достижения необходимого результату.
Процесс обновления содержания функций органов государственной власти динамический, его совершенствования определяется социально-экономическим состоянием государства. Дальнейшее существенное значение для трансформации экономико-правовых функций будет интеграция Украины в мировое пространство, внедрение теории нового институционального направления исследования экономических процессов - институциональной экономики.
Историческое формирование экономических процессов, адекватные ему изменения институциональных структур и усиления влияния последних - одни из основных постулатов институциональной школы, среди которых немало выдающихся экономистов - лауреатов Нобелевской премии. Они подтверждают, что власть всегда присутствует в экономике и влияет на экономические процессы, в частности на ценообразование. Конце XX в. возникли новые явления, усилили этот процес.
Во-первых. Вследствие экономических убытков природные богатства переходят в экономическую категорию. Их наличие пополняет сферу экономических благ, но не как товар - они не имеют рыночной цены. При этом массовое производство может нанести природным ресурсам такого вреда, что ее объем превысит возможности природы с самоочищению. Вследствие этого расходы производителя не совпадают с общественными издержками, а общественная польза - с индивидуальной пользой продукта виробництва.
Поскольку природные блага не имеют стоимости, то их интеграции с рыночной экономикой должна воплощать политический механизм. Ценовая система должна быть адаптирована к потребностям защиты окружающей среды. Для этого государство должно правильно определить экономические приоритеты и оптимально распределить расходы как по регионам, так и с учетом факторов, наносящих экономический ущерб. Это уже чисто политическое питання.
На современном этапе развития цивилизации государственная власть путем регулирования механизма ценообразования должна стимулировать использование экологически сберегающих материалов, рациональной переработки отходов, развитие экологически чистых производственных технологий. Актуальным является именно профилактика, а не ликвидация последствий причиненного вреда. В таком аспекте экологическое равновесие возникает составляющей общего равновесия, определяющий благосостояние населения. Поддержка и обеспечение общего равновесия должны быть обеспечены государственным регулюванням.
Во-вторых. Общественные и экономические изменения выдвигают на первый план функцию государства по организации економики.
Привлечение общественных и природных благ, учета приоритетов международной деятельности и внешних воздействий, в том числе, а может и в первую очередь негативных, требует активизации экономических функций государства. Деятельность демократического государства в этом аспекте направлена на расширение общественных благ. Их распределение, равно как и решения, приниматься в области естественных благ регулироваться в основном политически. Потребитель делать выбор той политической силы, которая лучше других реализовать его общественные интересы. Экономическая наука при этом находиться под влиянием не только экологии, но и социологии и политологии. Тем самым он приобретет междисциплинарного характеру.
Экономическая политика, адаптироваться к новым условиям, отказываться от принципов конформизма относительно рынка. Государство принимает кроме косвенных инструментов регулирования и прямые рычаги, в том числе государственную политику цен. Это объясняется тем, что любое вмешательство в экономику отражается на процессе циноутворення.
Можно предположить, что с целью уменьшения влияния международной конкуренции и формирования ценового равновесия между отечественной и импортной продукцией ведущее место займет таможенная политика. Для защиты отечественной промышленности и сельского хозяйства государственная власть вводить весь административный арсенал протекционизму.
В-третьих. Мировая экономика находится под влиянием преобразования с олигополюснои (где властвует небольшое количество мощных капиталистических стран) в полицентрическую (с большим количеством экономических центров) и существенного усиления веса США. При этом проблемы развивающихся стран, а также стран бывшего СССР могут значительно усилить структурный кризис мировой экономики. Если в этих странах путем индустриализации не будут созданы соответствующие условия труда и проживания, то может актуализируется проблема миграции.
В-четвертых. Через возрастающую роль государства в рыночной экономике государственное рыночное регулирование предопределит создание соответствующих органов. Одновременно усиливаться процесс укрупнения предприятий, создаваться мощные профсоюзы с разветвленной сетью своих организаций. Вследствие этого осложнятся процессы установления социального партнерства, принятия решений, потребует увеличения управленческого персоналу.
Распространение ведомственных инструкций на экономические акты, различные нормативные акты, устанавливать условия хозяйствования, деловые связи между государственным и негосударственным экономическими секторами могут стать благоприятной основой для разветвленной системы нелегальных экономических операций. Возникнет некоторая новая экономическая власть, вторая параллельная экономика, характерным признаком которой будет организован характер взаимосвязи между нелегальными экономическими актами и ценовым механизмом, состоится взаимопроникновения и сращивания легальной и нелегальной влади.
Вышеизложенное еще и еще раз подчеркивает, что экономическое равновесие, равновесие в обществе с целью достижения общественного благосостояния достигается определенной экономической политикой. Связь между государственной властью и экономикой органичен для любого государства, так как любой рыночный механизм обслуживает данную структуру влади.
Участие правительства в повышении уровня общественного благосостояния заключается в предоставлении общественных благ, в обеспечении благоприятной среды для экономической активности, в соблюдении законов и поддержке правопорядку.
Актуальным является учет международных связей и региональной интеграции. Одной из весомых моделей интеграции является Европейский Союз. Он гарантирует свободный поток благ и услуг, работы и капитала между странами - участницами ЕС. В то же время Устав ЕС и обязательные положения определяют перечень общественных ценностей, которые не могут быть безнаказанно нарушены. Другие директивы обязывают адаптировать налоговые системы, стандарты, контроль за качеством, производственные системы и т.д. условиям ЕС. При таком порядке ни один из участников не получать преимуществ относительно других без нарушения норм повединки.
В условиях рыночной экономики рынок не является единственным инструментом организации экономических процессов. Роль государственного регулирования актуальна не только в переходный период, но и в дальнейшем развитии демократического правового государства, гражданского общества.
20. Государственная служба как субъект экономических отношений 22. Экономические аспекты государственной службы как объект управления