23. Особенности государственной службы как социального института
В развитых общественных системах элементом социальной структуры являются институты гражданского общества. Гражданским обществом считается, как правило, социально неоднородно (стратифицировано) общество, что является относительно независимым от государства. Вместе с тем, гражданское общество - это общность свободных и равноправных людей, каждому из которых государство обеспечивает юридические возможности быть собственником и активно и всестороннее участие в политической жизни.Основными чертами гражданского общества, в частности, являются: признание человека, его интересов, прав и свобод главной ценностью общества; равноправие и защищенность всех форм собственности; экономическая свобода граждан и их объединений в выборе форм и осуществлении предпринимательской деятельности, свобода и добровольность труда на основе свободного выбора форм и видов трудовой деятельности; надежная и эффективная система социальной защиты человека, политическая и идеологическая свобода, наличие демократических институтов, обеспечивающих каждому человеку возможность влиять на формирование и осуществление государственной политики тощо.
Они отражают потребность населения в самоорганизации, саморегулировании общественных связей и отношений. Подчеркивая социальную сущность институтов гражданского общества, философ Мамардашвили отмечал, что это - институты, которые существуют независимо от государства, которыми она сознательно решила не управлять. Поэтому связь государства, а следовательно, и государственной службы с институтами гражданского общества опосредованный характер. Государство обязано создавать нормативно-правовую базу функционирования институтов гражданского общества и через государственную службу контролировать выполнение законодательства всеми институтами. В свою очередь, институты гражданского общества призваны выполнять функцию социального контроля за деятельностью государства и его органов. Такое взаимодействие государства и институтов гражданского общества обеспечивает демократический характер построения и функционирования общественного организму.
В реальной жизни люди, группы людей, занимающих разное положение в обществе и принимают неодинаковую участие в экономической, политической, духовной сферах жизнедеятельности, вступают между собой в разнообразные отношения. Чтобы обеспечить постоянство социальных отношений, общество выработало своеобразную систему, которая согласовывает взаимодействие его элементов. В этой системе особенно важную роль играют социальные институты - достаточно устойчивые формы организации и регулирования совместной деятельности людей.
Социальный институт создает возможность членам общества удовлетворять различные потребности, регулирует действия людей в рамках социальных отношений, т.е. обеспечивает выполнение желаемых действий и осуществляет репрессии нежелательных действий, обеспечивает постоянство общественной жизни, интегрирует намерения, действия, отношения индивидов, обеспечивает внутреннюю сплоченность сообщества. В современном обществе каждый человек принадлежит к множеству различных институтов.
Социальный институт - это форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, которая обеспечивает стабильное функционирование общественных отношений.
Социальные институты классифицируют на основе содержания, функций, которые они выполняют, - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные, а также социальные институты в узком смысле этого слова. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля. С помощью них поддерживается социальный порядок или определенное равновесие в процессе общественной жизни. Стабильность в обществе зависит от удовлетворения потребностей в пределах, определенных системой социальных институтов.
Как социальный институт государственная служба представляет собой исторически устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства.
В специальной литературе служба рассматривается как общественно-полезная деятельность по осуществлению управления, его обеспечение, обслуживание людей.
Государственная служба тесно связана со всеми другими институтами общества. Она только тогда выполняет социальную функцию, когда строится на правовой основе, по сути не только социальным, но и государственно-правовым институтом, придает ей особого правового характера.
Выступая элементом общественной структуры, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту.
Во-первых, она представляет собой только свойственную ей сферу профессиональной деятельности. Всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов.
Во-вторых, как связующее звено между государством и гражданином государственная служба призвана защищать права и интересы граждан. Конституция Украины в ст. 3 провозглашает, что «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства ». Из содержания этой статьи следует, что государственная служба в Украине должна быть сосредоточена на воплощении и защите интересов личности. Это конституционное положение является определяющим стержнем в деятельности государственных служащих, независимо от служебного статуса.
В-третьих, государственная служба как общественное явление чем-то большим, чем деятельность государственных служащих и органов управления. Это и своеобразная форма отражения общественных связей и отношений, показатель степени гуманности, человечности существующих в обществе порядков.
В-четвертых, государственная служба не просто отражает общественные связи и отношения. Она имеет социальную ориентацию, направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического государства к объективной реальности.
В-пятых, государственная служба не только правовая, но и нравственная система. Формируя правосознание граждан, она, вместе с тем, выступает носителем должной морали, нравственных ценностей, ориентирует государственных служащих и граждан на соблюдение нравственных норм, правил человеческого спивжиття.
Как социальный институт государственная служба имеет свою объективную историю. Она свидетельствует о причастности его представителей к славных деяний нашего народа. К сожалению, на протяжении столетий общественное мнение недооценивала роль чиновников, тогда как чиновничество призвано быть своеобразным двигателем общественного прогресса. Все вышеизложенное демонстрирует институциональный характер государственной служби.
Следует отметить, что государственная служба представляет собой профессиональную сферу деятельности государственных служащих как особой социальной группы общества. Она является одним из важнейших социальных институтов, имеет ряд свойств, позволяющих ей быть стержнем обеспечения полномочий органов государственной власти.
ГЛАВА 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ | 24. Социальная сущность функционирования государственной службы |