24. Социальная сущность функционирования государственной службы

Социальная природа, смысл и предназначение государственной службы обусловливают и соответствующий характер ее функционування.
В демократическом обществе, в условиях правового, социального государства функционирования государственной службы по своему характеру представляет собой процесс служения народу и государству. Важно только, чтобы сама политическая система, прежде всего в лице государства, имела поистине народный характер, жила интересами и чаяниями народу.
В новых исторических условиях коренным образом меняется представление о силе государства. Она заключается в действительно демократических порядках. Государство сильно тогда, когда выражает интересы народа, по крайней мере, его большинства, когда осуществляется координация деятельности государственных органов с институтами гражданского общества. Благодаря такой координации создается формальная и неформальная система создания и осуществления политики держави.
В свою очередь, государственная служба, объединяя усилия социума и государства, способствует ее процветанию, укреплению международных и внутренних позиций. Процветающее государство - это всегда источник патриотизма, гордости за свою родину, ее государственные символы, такие как гимн, герб, флаг.
Существующие в обществе противоречия могут привести к противостоянию части народа и государственных структур, что и наблюдается в современной Украине. Значительная часть населения недовольна социальной цене осуществляемых в стране экономических и политических реформ. В этих условиях государственная служба оказалась в кризисном состоянии. Кризис привел к значительной деформации социального характера ее функционирования, к обесцениванию деятельности государственных служащих в глазах значительной части народу.
Социальный характер функционирования государственной службы проявляется в таких функциях.
Функция социальной организации. Понятие «организация» употребляется в трех значениях:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленное его построением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) сочетание людей, которые совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Государственная служба должна быть образцом организации и оказывать управляющее воздействие на другие институты суспильства.
Для правового, демократического, социального государства это обусловливает четкое правовое урегулирование целевого функционирования государственной службы, высокий уровень профессионализма и культуры государственных служащих, результативную и эффективную деятельность органов государственной власти, применение современных информационных технологий и адаптации передового опыта управления и государственной служби.
Государственная служба представляет собой составляющую социальной системы, которая выполняет важную функцию социальной коммуникации. Органы государственной власти является местом, где происходит непосредственный контакт государства и гражданина, налаживается их взаимодействие. При этом изучается общественное мнение, отношение граждан к различным государственных актов. Государственной службой реализуется политика государства, учитываются местные, региональные особенности в процессе ее проведения. Поэтому государственная служба, выступая как информационно-коммуникационная система, представляет собой разветвленную сеть линий коммуникаций и баз данных, обеспечивающих движение информации, поступление ее во все структуры, подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для этого государственная служба использует современные информационные технологии, образует и использует специализированные банки данных, систему информационно-аналитических служб, взаимодействует с различными средствами массовой информации.
Государственная служба осуществляет также функцию социальной информации. Государственный аппарат является носителем информации. Вследствие этого в системе государственной службы возникают связи и отношения по поводу владения информацией и ее использования.
Большое практическое значение для функционирования государственной службы имеет функция регулирования. Она вытекает из самого состояния государственной службы как связующего звена между государством и социумом. Ранее уже говорилось о регулирующую роль государственной службы в организации взаимодействия между институтами государства и институтами гражданского общества. От имени государства она регулирует отношения в сфере труда, собственности, жилья тощо.
Государственная служба выполняет очень важную для страны воспитательную функцию. Она утверждает в сознании граждан страны мир и согласие, добро и справедливость, любовь к Родине, уважение к памяти предков и демократических основ украинской государственности, гуманистических ценностей общества всеми доступными ей формами и методами.
Очень важным в социальном плане является функция контроля. Правильно осуществляемый контроль позволяет обеспечить соблюдение конституционных положений и правовых норм всеми органами государственной власти, общественными институтами и гражданами. В рамках государственной службы приоритетным возникает управленческий контроль. Он позволяет отслеживать складывающуюся ситуацию, корректировать принятия решения, оптимизировать управленческую деятельность. Нужно установить и социальный контроль за деятельностью органов государственной власти со стороны институтов гражданского общества и граждан. Пока такой контроль является слабым местом функционирования существующей в Украине системы государственного управления. Поэтому и должны быть выработаны соответствующие механизмы осуществления социального контролю.
Итак, социальный смысл государственной службы отражается через обеспечение прав и свобод граждан, их общественное благосостояние, удовлетворение законных требований, сохранение гражданского гидности.
Социальная сущность функционирования государственной службы в значительной степени определяется: политическими, профессиональными и личностными качествами государственных служащих; демократическими процедурами управленческой деятельности государственных служащих.
Завершая характеристику государственной службы как социального института, следует особенно подчеркнуть ее чувствительное реагирование на в изменения обществе. Процесс демократизации общественной жизни, что наблюдается в странах Запада и происходит в настоящее время в Украине, разумеется, сказывается и на государственной службе. Она все в большей степени превращается в систему удовлетворения запросов населения, предоставления различных административных услуг своим клиентам. Тем самым преодолевается отчуждение граждан от государственного аппарата, создается обстановка социального партнерства, что способствует стабилизации общества, развития его на действительно демократической основи.
Анализ государственной службы как социального института свидетельствует о социальной обусловленности возникновения и развития этого феномена общественных отношений, зависимости социальной природы государственной службы от политического устройства общества, типа государства, состава государственных служащих с присущими им качествами, ее всестороннего связи с другими социальными институтами.Module . Выполняя роль связующего звена между государством и гражданским обществом, государственная служба на демократическом этапе развития общественной системы служит интересам граждан, является важным фактором осуществления социальных, экономических и политических преобразований.
23. Особенности государственной службы как социального института Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ